ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ

Экспертное мнение


РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН В БРЯНСКОМ КРАЕ


  Славяне постепенно расселились на территории Восточной и Центральной Европы на широком пространстве от верховьев Вислы до Среднего Поднепровья. Другая славянская группа пошла на северо-восток вплоть до Днепра и вверх по Десне, в балтские земли современных Черниговской и Брянской областей.
  "Повесть временных лет" не оставила это последнее переселение без внимания, и мы знаем, какие именно славянские племена появились в наших краях: "Так же и эти славяне пришли и сели <...> по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами". От других славян преподобный Нестор отделяет радимичей и вятичей, как пришедших от ляхов, то есть с территории современной Польши. На племенные особенности вятичей и радимичей указывает и их самоназвание, отличающееся от большинства племенных самоназваний восточно-славянских племён (поляне, древляне и т.д.). Но и вятичи, и радимичи, конечно, славяне. Вот что говорит летописец: "... радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты".

Поселение славян

  Итак, по летописным известиям мы можем сделать вывод, что на территорию Брянского края пришли три славянских племени — северяне, радимичи и вятичи. Археологи дополняют эти сведения, включая в этот список кривичей и полян-русь.
  По их данным, первые славянские древности появляются на юге территории современной Брянской области (в Трубчевском, Погарском и Стародубском районах) в VI-VII веках. Здесь же встречены и древнейшие славянские названия мест (топонимы) — Судо(го)сть, Радогощ, Случевск. Название "Десна" косвенно подтверждает направление славянского переселения, указанное Нестором: Десна по-славянски значит "правая" (вероятно, название было балтским "Диена", а славяне его переиначили), правый приток Днепра. Но мы знаем, что главная река нашей области — левый днепровский приток. Сторону притока обычно определяют от истока реки, но для тех, кто шёл с низовьев Днепра, вверх по течению, Десна действительно была правым притоком. Нетрудно догадаться, кто шёл вверх по Днепру и его притокам.
  Проникновение славян в наши края носило в основном мирный характер, так как свободных земель было достаточно. Но случались и кровавые стычки — так, на Случевском городище, на реке Судость, обнаружены скелеты людей с балтекими признаками, погибших в VI-VII веках при штурме городища. Это городище как бы "запирает" устье Судости и помешать оно могло тем, кто продвигался с юга вверх по её течению — то есть славянам. Как видим, название Десны и находки археологов указывают общее направление славянского пути.
Женщина из племени вятичей  К концу X века на территории нынешней Брянской области славянские племена, по мнению археологов, расселились так: юго-восточная часть края с центром на Кветунском поселении у Трубчевска (современные Севский, Суземский, Комаричский, Брасовский, Навлинский, Трубчевский, частично Погарский и Почепский районы) вошла в состав Северянского племенного союза, Северской земли. Самую северо-восточную часть (современные Карачевский, частично Навлинский, Дятьковский и, судя по всему, отчасти Брянский районы) заняли вятичи, северную часть области заселили смоленские кривичи. На запад нынешней Брянской области (бассейн Ипути), на территорию балтов, постепенно смешиваясь с ними и перенимая элементы их культуры, переселилось славянское племя радимичей. С юга, вверх по реке Снов, от Чернигова начали проникать дружины киевских князей, к середине X века завладевшие южной частью "нейтральной зоны" между северянами и балтами (позднее радимичами) (современные Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский районы). Эта территория вошла в состав земли русов.
  Следует отметить, что на протяжении 25 лет археологи Брянского государственного университета работают над уточнением карты расселения славянских племен на территории Брянской области, и эта работа продолжается...
  Археологи используют очень интересный метод, чтобы определить, какое именно славянское племя занимало ту или иную местность. Как известно, язычники очень основательно подготавливали своих мертвецов в загробный мир: тело обряжали в лучшие одежды и украшения, клали в могилу то, что могло бы понадобиться живому человеку в далёком путешествии. В принципе, у всех восточно-славянских племен в могилах встречаются примерно одинаковые орудия труда, оружие, даже амулеты-обереги. Единственное, что у каждого племени имеет свою форму, — это женские украшения, в частности, височные кольца, которые крепились на ленточках или ремешках у висков.

Височные кольца восточных славян

  Ученые, сопоставляя летописные известия с археологическими находками, давно определили, какая форма колец соответствует тому или иному племени. Женщины-северянки носили, например, височные кольца в форме спирали (более богатые — серебряные семилучевые с орнаментом), радимичи — семилучевые, медные, без орнамента, вятичи - семилопастные (семь — священное число, вспомните: "семь раз отмерь, один отрежь", семеро мудрецов, семь чудес света и т.д.), у кривичей была самая простая форма — большое проволочное кольцо. Женщины побогаче носили серебряные кольца в несколько рядов, победнее — бронзовые, не подозревая, как много скажет науке будущих веков их привычное украшение.


Дополнительно:

К истории славян Подесенья. В.А. Падин (Трубчевск)

Археологические работы на севере Стародубского района. Е.А. Чеплянска, Н.Е. Ющенко (Брянск)

Итоги предварительной археологической разведки бассейна реки Болвы в пределах Дятьковского района Брянской области. Д.И. Карпов (Любохна)

К вопросу о расселении кривичей на севере современной Брянщины. В.Н. Гурьянов (Брянск)

Камерные захоронения Среднего Подесенья. Е.А. Шинаков (Брянск)


Славяне История Брянского края Хозяйство и быт славян