ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ

Экспертное мнение


ХОЗЯЙСТВО И БЫТ СЛАВЯН


  Основой хозяйства славянских племен в рассматриваемый период являлось земледелие. Конкретные его формы плохо прослеживаются по археологическому материалу.
  Основным орудием пахоты было рало. У славян, судя по отсутствию материальных остатков, использовалось примитивное деревянное рало (орало). Древнейшее рало представляло собой цельное тонкое дерево с корнем, который превращался в ральник. Ствол дерева становился дышлом пахотного орудия; рукояткой могла служить вколоченная палка. Рало использовалось в основном на старопахотных землях. Издревле применялась также деревянная мотыга. Двузубую мотыгу иногда считают прототипом сохи. Это орудие могло использоваться и при подсечнам земледелии.

Плуг и борона

  К орудиям иного типа, но возникшим в тех же условиях, относится рало с копыстью (деревянным брусом, вставлявшимся в дышло под углом 45 градусов), на которую насаживался треугольный наральник без плечиков (позднейший сошник). Находки наральников без плечиков в антском ареале единичны. Для рала, вероятно, уже широко использовалась животная (конская или воловья) тяга.
  Борона, применявшаяся для рыхления пашни, известна всем славянским народам. При подсеке и лесном перелоге борона служила для запашки сева "под соху". Ее архаичными формами являются срубленное дерево с ветками или его верхушка с подрубленными сучьями - суковатка. Общеславянский характер носит и более совершенное боронительное орудие - деревянная борона из четырехугольной рамы, трех продольных брусков и 25 деревянных же зубьев (продольно-брусковая борона). Изучение эволюции древних боронительных орудий затруднено отсутствием их материальных следов.
  Вятичские землепашцы, на лесостепных чернозёмах (как и под возникшим позднее Карачевом) по археологическим данным, знали такое пахотное орудие, как плуг уже с VIII—IX вв. В опольях и предопольях (северяне) использовалось полозное, затем бесполозное рало — орудие, только рыхлящее землю (по-славянски "орать" значит пахать, а "оратай или ратай" — пахарь), плуг же появился здесь значительно позднее. На западе и севере современной Брянской области (радимичи, кривичи) в X веке всё ещё господствовало подсечно-огневое земледелие. В полесьях и предполесьях на смену ему пришла обработка земли сохой (древнейший сошник, найденный на территории Брянского края, датируется XII веком, но сохи были целиком деревянные и не сохранились). Соха по происхождению восходит или к бороне-суковатке, или к бесполозному ралу). В лесистых низменностях левых берегов Судости и Десны земледелие было мало развито, распахивались лишь мягкие пойменные земли.
  Брянские земледельцы той эпохи выращивали просо, мягкую и твердую пшеницу, ячмень, овёс, озимую рожь, лён, коноплю, различные бобовые культуры и овощи (капусту, репу, редьку, лук, огурцы, чеснок). Естественные удобрения для пашен поставляло скотоводство. В земледелии уже в XI веке для восстановления плодородия земель использовались двухпольная система, с оставлением части земли под пар. Это избавляло от необходимости постоянно расширять площадь пашни, но в конечном итоге также вело к постепенному истощению земель.

  Урожай убирали железными серпамим на короткой деревянной рукоятке, с округлым клинком и слегка загнутым внутрь носом. Наряду с ними использовались косы-горбуши с короткой деревянной рукоятью, которыми можно было косить на обе стороны. Использовались они, как полагают, в основном для сенокоса.
  Наиболее архаичные способы молотьбы - прогон скота, топтание ногами, околачивание снопов и т.п., на что указывает и этимология слова "гумно" ("место, где скот [топчет снопы]"). В описываемый период, очевидно, применялось и хлестанье с помощью жердей-обивалок, и обивание молотильными палками (прототипами цепа). Появляется еще в общеславянскую эпоху и собственно цеп, в котором рукоять (в рост молотильщика до подбородка) соединялась с билом сыромятным ремнем. На гумне происходило также веяние. Наиболее распространенный позднее и, несомненно, древний способ - веяние на ветру с помощью лопаты.
Деревянная ступа  На славянских поселениях обнаружено большое количество хозяйственных сооружений. Прежде всего, это хозяйственные и зерновые ямы. У славян отмечены также наземные хозяйственные постройки с углубленным полом, изредка с очагами. Несомненно, среди этих сооружений есть предназначенные для сушения зерна. Особое внимание в этой связи привлекают постройки с очагами (возможно, далекий прототип ямного овина, где снопы для просушки ставили в надземной части). Чаще всего, видимо, зерно сушили прямо на гумне, за пределами поселения. Хранили же обмолоченное и просушенное зерно в зерновых ямах.
  Для помола зерна применялись исключительно ручные жернова из камня. Они представляли из себя два соединенных диска с изогнутой кверху рабочей поверхностью, приводимых в движение деревянным рычагом, укрепленным с верхней стороны в отверстии.
  Помимо земледелия славяне занимались разведением лошадей и крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, из домашней птицы — кур, гусей, уток и голубей. Скот держали в открытых загонах или специальных сооружениях - хлевах. Праславянское слово "хлев" первоначально обозначало углубленное, ямного типа сооружение с сеновалом. Кроме того они ловили рыбу и охотились. Правда, в жизни крестьян охота вскоре стала играть заметно меньшую роль. Многие леса объявлялись княжескими заповедниками — "ловищами" и "перевесищами", где охота разрешалась только князю и его старшим дружинникам (боярам). Эти ловища обычно устраивались в местах, неудобных для земледелия — в лесистых низменных равнинах Десны и Судости. Так, на территории поселения Борки в пойме Судости напротив Погара свыше 80 % костей, найденных археологами, принадлежат диким животным — в том числе зубрам, оленям, кабанам, медведям, бобрам. Видимо, здесь находилось одно из княжеских ловищ.
  Важным занятием у славян было бортничество, то есть сбор мёда и воска в лесах, где дупло дерева мог заселить пчелиный рой. Существовали и княжеские, и частные, и общинные бортные угодья. Сбор мёда не позволял славянам безжалостно вырубать леса, ведь тогда негде было бы жить пчёлам. И мёд, и воск, и шкуры зверей продавали своим и заморским купцам, везли в Киев и Царьград.

Поселение древних славян

  Поселения славян практически всегда располагались на берегах рек и ручьев. Кассиодор писал ословенах, что "леса и болота заменяют им города" - очевидно, служа защитой от врагов.
  Поселения, по всей видимости, часто огораживались плетнем или подобной ветхой оградой. На их площади, кроме домов, располагались хозяйственные сооружения, возможно, иногда огороды, насаждения кустарников и лозы.
Жилище древних славян  Преобладающий тип жилища - правильная четырехугольная полуземлянка. Именно их имеет в виду Прокопий, говоря, что славяне "живут в жалких хижинах". Площадь полуземлянок невелика - в среднем около 10 кв.м. (хотя есть и больше, с длиной стен до 5 м). Стены жилищ были деревянными. У славян первоначально преобладала столбовая конструкция стен, сложенных из стояков и жердей, переплетенных лозой. Ее, видимо, можно считать местной. Со временем начинает распространяться срубная техника.
  Кровли полуземляночных строений были двускатными. Кровли опирались на столбы по углам и в середине стен, изредка (что соответствует четырехскатной кровле) - в центре жилища. Делались они из плах или жердей. Конек двускатной крыши делался из бревна. Крыша также иногда обмазывалась глиной. Наземные части более углубленных полуземлянок присыпались землей для утепления.
Печь в славянском жилище  Основным элементом внутреннего интерьера славянского жилища была печь-каменка (реже глиняная). В полуземлянках печи располагались в углу, противоположном входу. Положение печи, очевидно, как и позднее, имело сакральный смысл (по диагонали от нее был "красный угол" с домашними святынями) и потому четко выдержано.
  Другие элементы интерьера прослеживаются гораздо хуже. Ясно, что вход в жилище располагался обычно с южной стороны. В жилище вела земляная, реже деревянная лестница. У стен располагались деревянные лавки с вкопанными столбиками-опорами или земляные выступы (очевидно, с настилом), служившие сиденьями и лежанками. В ряде случаев в жилищах обнаруживаются небольшие ямы-хранилища, иногда рядом с печью.
  Утварь, видимо, изготавливалась в основном из дерева и иных растительных материалов. Это относится и к средствам переноски тяжестей, которые и позже были в основном деревянными (ведра) или плетеными (корзины). Археологически устанавливается наличие глиняной посуды. Это почти исключительно горшки, изредка встречаются глиняные миски и сковородки. Гончарная керамика (горшки, кувшины, миски) имела локальное распространение. Из других предметов обихода чаще всего встречаются железные ножи длиной 5-10 см, во множестве найденные на поселениях и в могильниках.
  В этот период развивается и ремесло, в XI веке ориентированное в основном на заказ, а с XII века — на рынок. Некоторые его виды, в частности выплавка железа из болотных руд, из-за повышенной опасности пожара развивались вдали от больших поселений — в поймах рек, у болот и озёр, ближе к источникам сырья, в отдельных маленьких посёлках.
Гончар  Существенную роль в хозяйстве играли домашние промыслы. Это, прежде всего, обработка дерева, орудия которой (топоры, тесла, долота, токарные резцы и др.) найдены на поселениях.
  Лепная керамика изготавливалась в каждой семье вручную, возможно, с использованием плетеной основы, с последующим обжигом в домашней печи. Лепная посуда не отличалась разнообразием. Использовалось глиняное тесто с примесью дресвы, песка и шамота.
  К числу важнейших домашних промыслов относились прядение и ткачество. Для прядения использовались деревянное веретено с глиняными пряслицами, для ткачества - вертикальный ткацкий стан. Ткань представляла собой, по оценкам современных исследователей, тонкое полотно с прямым переплетением.
  Итак, изготовление утвари и одежды являлось почти исключительно домашним промыслом, специализированным разве что внутри большесемейного коллектива.
  Работа с металлом требовала наличия и длительного сохранения определенных навыков и, очевидно, уже издавна носила характер специализированного ремесла. Особое место в этой связи занимало кузнечное дело. В славянском мифологизированном сознании образ кузнеца окружен легендами и поверьями. Кузнечное дело народные верования связывали с обладанием тайным знанием и чародейской сверхъестественной силой. Ключевой "кузнечный" миф - о происхождении самого кузнечного ремесла от мифического героя и правителя Сварога (или Божьего Коваля - змееборца из позднейших преданий).

Кузнечная домна

  Обычной одеждой словен и антов, насколько можно судить из известия Прокопия, были "хитон", "плащ", "штаны, прикрывающие срамные части".
  Важнейший, имевший сакральное значение элемент одежды издавна представлял у славян пояс. Имеется немалo находок металлических частей поясов (пряжки, бляшки из бронзы, серебра и железа, нередко фигурные). На ногах мартыновских фигурок облегающие штаны, доходящие до щиколоток, и остроносые башмаки или сапоги.

Славянская одежда

  Упоминаемый Прокопием плащ (точнее, тривоний - грубый, "варварский" плащ) изредка застегивали металлическими фибулами и пуговками, а чаще, вероятно, стягивали обычной тесьмой. Это был плащ без рукавов, широко распространенный в средние века. Для изготовления верхней одежды (в том числе неизвестной нам для того времени с достоверностью зимней) использовались меха и шкуры диких животных, но в первую очередь овчина.
  Неизвестны нам и головные уборы славян того времени. Видимо, славяне пользовались теплыми головными уборами из меха и кожи лишь зимой.

Славянские украшения

  О женской одежде в письменных источниках данных нет. Видимо, женщины носили более длинный (до колен и ниже) "хитон", а также пояс и остроносые сапожки. Женский головной убор был близок позднейшему кокошнику, включал в себя серебряные налобные венчики и наушники. К головным уборам крепились височные кольца разных типов, подвески. Из украшений известны также серьги, части ожерелья-монисто (бусы, швейные обручи), браслеты. Издревле славянские женщины носили длинные волосы, заплетавшиеся в косу.
  Что же касается племен вятичей, радимичей и северян то они потихоньку исчезают из употребления. Имя вятичей встречается на страницах летописи ещё в XIII веке, городами вятичей летописцы называют Карачев, Козельск, Мценск, Новосиль, Тарусу и ряд других, частью исчезнувших с лица земли. Радимичей летописец в последний раз вспоминает в 1170 году, а северян — в 1024-м, когда они выступили на стороне черниговского князя Мстислава Владимировича в его междоусобной битве с братом Ярославом Мудрым на реке Листвене. То, что племена больше не упоминаются в летописи, не означает, что вятичи, радимичи и северяне вымерли. Просто они стали русскими, сохранив какие-то речевые и бытовые особенности, но всё же утратив отдельную от русской историю и государственность.


Расселение славянских племен в Брянском крае История Брянского края Переход под власть Киева