В современной научной литературе юго-восточная граница расселения кривичей определяется проходящей по линии река Сеща — верхнее течение рек Снопоти, Ветьмы и Болвы (Седов В.В., 1982). Эта точка зрения разделяется и в краеведческих работах научно-популярного характера, где зона расселения кривичей на севере современной Брянской области определяется в бассейне рек Габьи и Снопоти (Крашенинников В.В., 1990) или на территории Рогнединского и Дятьковского районов (Шинаков Е.А., 1991); следует указать, что вышеупомянутая работа Е.А. Шинакова была написана еще в 1983 году. Однако необходимо отметить что на реке Снопоти в пределах Брянской области до недавнего времени не было известно древнерусских памятников, а курганных групп не найдено вообще. Единственный курганный могильник на реке Габье (Щепет) не исследован.
На левобережье Десны до 1994 году были исследованы кривичские погребения в курганных группах Чечеринка (Прошкин О.Л., Хохлова Т.М., 1988) в Рогнединском районе и Немеричи (Деев С.С., 1926) в верховьях реки Ветьмы в Дятьковском районе, что будто бы подтверждает мнение, высказанное Е.А. Шинаковым. В более поздней работе им высказана мысль о пограничном характере (кривичско-вятичско-радимичское пограничье) данной территории и Жиздринского аллювиально-зандрового района в целом (Шинаков Е.А., Сарычева Т.Л., 1933).
На правом берегу Десны кривичские древности исследованы на территории Верхнедеснинского-Рославльского предполесья (Сеща, Алешня), где они доходят до реки Белизны, являющейся естественной границей Клетнянского полесья, которое узким языком выходит к Десне. Заселенность Клетнянского полесья радимичами не вызывает сомнений (Шинаков Е.А., Гурьянов В.Н.; 1994), крайним северо-восточным памятником радимичей является группа у села Пеклино (Шинаков Е.А., 1993).
На левобережье Десны ситуация, видимо, была более сложной. В 1994 году автором была исследована курганная группа у села Гришина Слобода, на левом берегу реки Ветьмы. Раскопаны три кургана, два из них содержали женские погребения по обряду трупоположения, в третьем кургане погребение было уничтожено при строительстве автодороги. Сохранившиеся погребения сопровождались богатым инвентарем. В погребении кургана № 25 найдены пять браслетообразных височных колец с завязанными концами, "кудрявое" и перстнеобразное височные кольца, больше количество золото- и серебростеклянных бус русского производства, крестопрорезной бубенчик, шумящая привеска, состоящая из двухголового плоского костяного конька, клыка, ложечки и еще одного крестопрорезного бубенчика меньшего размера; пластинчатый браслет с точным пунсонным орнаментом, "усатый" и решетчатый перстни, шиферное боченковидное пряслице и раннекруговой горшок с волнистым орнаментом.
В погребении кургана № 26 обнаружены три перстнеобразных височкых кольца с несомкнутыми концами, свыше 20 золотостеклянных бус, шиферная бусина, фигурносрединный плоский и овальнощитковой завязанный перстни, круговой горшок с волнистым орнаментом. Некоторые радимичские и вятичские вещи, а также общерусский характер погребения в кургане № 26 при основной кривичской принадлежности могильника, объясняются, вероятно, его нахождением в пограничной зоне. Наличие кривичских курганных групп в верховьях (Курганье, Немеричи) и низовьях Ветьмы позволяют предположить, что она была заселена кривичами на всем протяжении и служила восточной границей кривичского расселения, хотя смешанные кривичско-вятичские группы встречаются и в верховьях Болвы и ее притоков (Кропачев Г.В., 1993). В междуречье Ветьмы и Болвы курганных могильников не обнаружено. Возможно, данная территория, покрытая заболоченными лесами, в древнерусское время и не была заселена.
Имеются сведения о наличии крупного курганного могильника в среднем течении Ветьмы, у деревни Николаевка, однако эти сведения не проверены разведками. Ниже Гришиной Слободы известны две курганные группы на левом и правом берегу, неподалеку от устья. Предварительная датировка первой группы древнерусским временем (Шмидт Е.А., Заверняев Ф.М.; 1959) достаточно проблематична в связи с пойменным расположением курганов; вторую группу обследовавший ее В.В. Миненко склонен датировать эпохой бронзы. На левом берегу Десны у города Жуковки имеются две небольшие курганные группы (по две насыпи каждая), однако датировка их по внешним признакам затруднительна.
Как представляется, ключевую роль в решении вопроса о кривичско-радимичско-вятичском пограничье может сыграть исследование курганного могильника у поселка Борча на правом берегу Десны. Могильник расположен неподалеку от устья "радимичской" реки Белизны, и, в определенной степени, напротив устья "кривичской" Ветьмы. Это крупнейший могильник в регионе, он насчитывает 142 кургана. Курганы разрушаются в результате самовольных "раскопок", проводимых местными жителями. В разрушенных курганах собраны фрагменты керамики X-XI веков, кроме того, заведующий отделом Брянского краеведческого музея Г.П. Полякову передан серебрянник Владимира Святого (III тип), якобы происходящий из данного могильника. Однако подлинность этой монеты вызывает серьезные сомнения у нумизматов. Тем не менее, исследования на Борче позволят существенно уточнить картину племенных "границ" на Верхней Десне.
Оценивая ситуацию на левобережье, можно считать доказанным расселение кривичей на территории современных Рогнединского, Жуковского, Дятьковского районов. Все исследованные кривичские погребения совершены по обряду ингумации и датируются XI веком. В этом регионе известны и общерусские погребальные памятники того же времени (Прошкин О.Л., 1989). Следует отметить, что продвижение кривичей на юг как по правому, так и по левому берегу Десны, шло достаточно равномерно и остановилось примерно на линии междуречья Сещи и Белизны (правые притоки Десны) — левый берег Ветьмы (левый приток Десны). Вопрос о причинах такой "остановки" пока остается открытым.
Деснинские древности. Материалы межгосударственной научной конференции "История и археология Подесенья", посвященной памяти брянского археолога и краеведа, Заслуженного работника культуры РСФСР, участника Великой Отечественной войны ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ЗАВЕРНЯЕВА (28.11.1919-18.06.1994), 1995 год.