КАРАЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


КАРАЧЕВ


Герб Карачева   Карачев — город в России, административный центр Карачевского района Брянской области.
  Расположен в равнинной местности по берегам неширокой р. Снежеть. Центр промышленного и земледельческого района.
  Название города - Карачев (Корачев) - имеет тюркское происхождение и означает "черный лес" (кара-чев). Поселение, возникшее в глухих непроходимых лесах, впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 г, когда началась междоусобная война между Святославом Новгород-Северским и князьями Черниговскими. Святослав, не надеясь удержать Новгород-Северский, по совету своих бояр, решил уйти в "лесную землю" карачевскую, откуда было удобнее поддерживать связь со своим союзником Юрием Долгоруким. Он пошел в Карачев. За ним погнался Изяслав Давыдович, но был разбит; подкрепленный своими братьями он вновь пустился преследовать Святослава, который уже занял Карачев, разорил его и после того бежал "за лес в вятичи". Впоследствии, когда Святослав помирился со своими противниками, то, около 1155 года, он выменял себе Карачев. После, согласно летописям, Карачев принадлежал князю киевскому Святославу Всеволодовичу или зависел от него. Карачев служил стратегическим пунктом в войнах с половцами и Рязанью. Во всех войнах и походах этого времени карачевцы принимали участие вместе со своими князьями. Готовились они и в поход против половцев в 1185 году. О событиях, воспетых в "Слове о полку Игореве" ипатьевская летопись, к примеру, отмечает: "Великий князь киевский Святослав Всеволодович шел в Корачев и собирал воинов,.. желая идти на половцев к Дону. На обратном пути из Корачева он узнал, что братья его ушли на половцев одни, тайком от него. Когда Святослав пришел в ладьях к Чернигову, туда прибежал Беловода Просович и поведал Святославу о том, что случилось от половцев". Поход Святослава Всеволодовича не состоялся. Однако Карачевская дружина выступила к Киеву, чтобы в случае прорыва половцев помочь в защите "матери русских городов". Половцы, обессилившие в сражении с Игорем, не смогли овладеть Киевом и ушли в свои степи.
  Тверская летопись отмечает: "В год 6732 (1223) Из-за грехов наших пришли татары, народы неизвестные, безбожные моавитяне, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда пришли, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татарами, а иные говорят – таурманы, а другие – печенеги"... В 1223 году русские и половецкие войска в битве при Калке потерпели поражение. Несмотря на поражение русских войск, татары, также понесли большие потери и вынуждены на время отложить дальнейший поход на Русь. В 1235 году на очередном курултае (съезде) монгольской знати в Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе в Европу. На помощь Бату-хану (Батыю) пришли войска многих чингизидов (потомков рода Чингисхана). Во главе войска встал сам Батый, а советником назначил опытного полководца Субедея. Наступление началось осенью 1236 года, и уже через год монголо-татарские завоеватели покорили Волжскую Болгарию, земли буртусов и мордвы на Средней Волге, а также половецкие орды, кочевавшие в междуречье Волги и Дона. Поздней осенью 1237 года основные силы татар сосредоточились в верховьях реки Воронеж (левом притоке Дона). Тверская летопись, однако, донесла до нас такой факт: "В год 6746 (1237) Окаянные татары зимовали около Черного леса", то есть, надо полагать, недалеко от южных границ земли Карачевской. Нашествие орды на Русские земли продолжилось весной. Важнейшие жизненные центры Русской земли – города Киев, Чернигов, Владимир, Суздаль, Рязань, Переяславль, Москва, Муром и множество других – в результате татарского нашествия были совершенно разрушены. Их приходилось не восстанавливать, а строить заново. Согласно данным археологов из семидесяти четырех городов, оказавшихся в зоне действий Батыевых орд, сорок девять были полностью разрушены. При этом треть из них так и не восстановились, а пятнадцать бывших городов превратились в села. По утверждению ряда историков не пострадали лишь Великий Новгород и Псков, а также Смоленск, Полоцк, Турово-Пинское княжество. В.В. Крашенинников в книге "Взгляд через столетия" делает вывод о том, что разгрому и разорению подверглись города нижнего течения Десны и Посемья, а также отмечает увеличение населения Среднего Подесенья, за счет людей, бежавших от татарского нашествия из районов верхнего течения Оки, Посемья и Нижнего Подесенья. Увеличение населения было характерно и для лесной земли Карачевской. Батыевы полчища, пройдя разрушительным ураганом по северо-восточным, юго-западным и южным княжествам Руси, не затронули городов Болхова и Карачева. Л.Н. Гумилев в книге "От Руси до России" обращает наше внимание, что "...некоторые противостояли монголам, но болховские князья предпочли договориться с монгольским ханом". Не исключено, что Карачевские бояре и знать преподнесли Батыю выкуп и дары, спасая тем самым себя, город и всю лесную волость от смерти, разрушения и разграбления. И, возможно, не случайно "татары зимовали около Черного леса", давая отдых своим людям, пополняя табуны лошадьми, а обозы – фуражом и продовольствием. Однако избежать участи большинства русских городов Карачеву было не суждено. В 1239 году город был разрушен монголо-татарами.

Карачев

  С 1246 года после распада Черниговского княжества Карачев становится центром удельного Карачевского княжества, основанного Мстиславом сыном Михаила Черниговского. Кроме Карачева, в состав этого княжества входили, со своими областями, города Козельск, Болхов, Звенигород (давно не существующий город, местоположение которого является спорным, но, предположительно, находился он в южной части Карачевского княжества между Доном и Сеймом юго-западнее Ельца), Мосальск, Елец, Серпейск, Лихвин и некоторые другие. Применительно к позднейшей карте России, "оно занимало Орловскую губернию, за исключением Брянского и Трубчевского уездов, больше половины Калужской губернии, значительную часть Тульской и Курской и небольшую часть Воронежской". (М.Д. Каратеев, "Ярлык Великого Хана", Москва, 1991). Вся эта территория и все эти города со своими областями в совокупности носили в народе название земли Карачевской. Давая характеристику князьям, М.Д. Каратеев отмечает, что "по характеру своему карачевские князья в полную противоположность брянским, были не воинственны, а домовиты и спокойны. За славой они не гонялись, старались избегать усобиц, старину блюли крепко, были рачительными хозяевами, о подданных своих заботились больше, чем соседские князья, и народ их любил. В войны и распри с соседями они вступали, лишь обороняя свое, но сами на чужое не посягали. Бывали среди них неизбежные в то время споры о старшинстве, бывала и зависть, но, в общем, жили они тихо".
  Исторические источники сохранили о Карачевском княжестве и его князьях весьма мало и к тому же разноречивые и отрывочные сведения. Карачевская земля представляла собой глухой лесной угол феодальной Руси с характерным для нее патриархальным течением жизни. Над ней единым государем стал Мстислав Михайлович, первый князь Карачевский. В длительное время своего княжения Мстислав Михайлович заботился о восстановлении и развитии своих земель. При его непосредственном руководстве и деятельном участии росла, застраивалась и крепла, совершенствовалась и развивалась столица княжества – Карачев. Сложенный крепко и по величине не намного уступая Мурому, город с принадлежавшими ему землями насчитывал около ста тысяч жителей. Однако ремесленные слободы в Карачеве были далеко не столь обширны как в Муроме. Учитывая последствия монголо-татарского нашествия, горожане очистили ров и подсыпали вал. Отремонтировали земляную крепость и деревянный кремль. Люди чувствовали свою защищенность и верили в своего князя. Любили его. Во владениях князя Мстислава голод был редкостью. Стараниями Мстислава Михайловича были преодолены ужасы разрушения, истребления людей и всех плодов долговременного гражданского образования в Козельске с его волостями и уездами. Город, до основания разрушенный татарами, не только возродился, полностью отстроился, но и вырос по количеству населения. Только укреплен он был значительно слабее, чем прежде.
  Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращающаяся борьба, которую вел русский народ с завоевателями, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохраняла свою государственность. Этому способствовало наличие на Руси собственной княжеской администрации и церковной организации. Русские князья, признавшие вассальную зависимость от Золотой Орды, получали ярлык (грамоту) на соответствующее княжение и пайдзу (золотую дощечку), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Ярлык на княжение карачевское получил и Мстислав Михайлович.
  В 1263 году Миндовг, великий князь Литовский, отправил войско за Днепр на князя брянского и черниговского Романа Михайловича. Зная, что литовские воины охочи до грабежа, Мстислав Михайлович поспешил на помощь брянцам. Объединенными силами брянцев и карачевцев войско князя Миндовга было разбито. Такая позиция князя Мстислава предотвратила проникновение литовского войска на Карачевскую землю, разорение ее сел и городов. Этот факт также подтверждает политическую дальновидность Мстислава Карачевского. Вместе с тем, через двадцать лет после данного события, по смерти Мстислава Михайловича, положение в Карачевском княжестве изменилось не в лучшую сторону. В первой половине XIV века карачевским князьям приходилось защищаться от вторжения брянцев на фоне междоусобиц князя брянского и черниговского Василия Александровича и смоленского князя Святослава Глебовича, который в ответ на жалобу брянцев о притеснениях со стороны князя Василия выгнал его из Брянска и сам сел на княжение в городе. Князь Василий "иде в Орду жаловаться на дядю своего, на князя Святослава Глебовича". В 1310 году Василий Александрович вернулся с татарской ратью. "И помрачища стрелы татарские воздух, и бысть аки дождь, таже копьи и саблями сняшася и бысть сеча зла". Князь же Святослав со "своим двором много бився с татары, и последи, убиен бысть в полку". В том же году "князь Василий Бряньский ходи с татары к Карачеву". Защищая свою вотчину, Святослав Мстиславич Карачевский пал от руки брянского князя. Сыновей у него не было, и на большое княжение вступил после него следующий по старшинству брат – Пантелеймон Мстиславич. Младшие братья, Тит Мстиславич получил в удел княжество Козельское, а Андрей – Звенигородское. Как и его отец, Пантелеймон Мстиславич был миролюбив и предпочитал расходовать средства на поднятие благосостояния княжества. Он заботился о своих подданных, о своем народе. Войнами и усобицами его не разорял, продолжая династические традиции карачевских князей, идущих от князя черниговского Олега Святославича, названного автором "Слова о полку Игореве" "Гориславичем". Пантелеймон Мстиславич восстановил разрушенные в 1310 году стены крепости и кремля. Однако дробление княжества привело к потере его значимости и ослаблению.

Карачев

  В 1356 г. вместе с Брянском город Карачев захвачен войсками литовского князя Ольгерда. Великий князь литовский Александр, грамотами 6 июля 1496 года и 26 марта 1499 года, отдал Карачев с принадлежащей ему волостью Симеону Можайскому, сыну Иоанна Можайского, который перешел на сторону Литвы при Казимире и получившему за это Брянск. Симеон же решил переметнуться в другую сторону и в 1503 г., после полуторавекового польско-литовского владычества, Карачев вошел в Московское государство, управляемое великим князем Иваном III. Карачев , присоединившись к Московскому государству, стал одним из сторожевых городов со стороны Крыма и, совместно с Орлом, высылал сторожевых людей в степь почти к Курску.
  В эпоху самозванцев Карачев испытал одинаковую с соседними городами участь: до измены Басманова держался законного царя, потом присягнул Лжедмитрию, затем в нем долго держались войска Шуйского, в междуцарствие был разорен поляками, набеги которых продолжались и в первые годы правления Михаила Федоровича. В 1615 г. польский отряд под командой пана Лисовского подверг город особенно сильному разорению; полностью выгорел деревянный посад, были уничтожены церкви. После Деулинского перемирия 1618 г. решением Московской боярской думы Карачев "приговорили" упразднить, а немногих оставшихся в живых жителей (49 человек) перевести в г. Болхов. Но уже в 1621 г. новым "приговором" боярской думы город был восстановлен в своих правах, и в нем начали строить новый острог. В указе царя Михаила Федоровича от 1625 года о Карачеве говорится как о городе, пожалованном патриарху Филарету вместе с Брянском. Писцовая книга 1626 года "письма и меры писца Константина Пущина да подъячего Василия Иванова" упоминает уже несколько восстановленных и вновь выстроенных между 1621 и 1626 гг. церквей: в "городской осыпи" - церковь соборная Архангела Михаила, "в острожной осыпи подле лавок" - церковь Преображения, "в острожной же большой осыпи" - церковь Чудотворца Николая, в Пушкарской слободе - церковь Дмитрия Солунского, местоположение Успенской церкви не обозначено. Рядом с первыми тремя храмами упомянуты церкви Георгия, Жен Мироносиц и Ильи Пророка, бывшие в Карачеве "до литовского разорения". О существовании еще двух церквей - Афанасьевской и Пятницкой - известно из косвенных источников.
  В 1633 году, во время войны с поляками, Карачев был назначен сборным пунктом "воинских людей" из Брянска, Севска, Трубчевска, Курска, Рыльска и других городов. В 1634 году, ознаменованном страшным моровым поветрием, распространившемся почти по всей России, Карачев в течении трех месяцев потерял почти половину своих жителей.

Карачев

  В XVI веке южнее города на левом берегу Снежети, на небольшом возвышении среди заливных лугов был основан Воскресенский мужской монастырь, иначе называемый по имени его основателя Тихоновой пустынью. По преданию, монах Тихон жил в круглом столпе, примыкавшем к церкви на уровне второго этажа; здесь висел вестовой колокол, которым Тихон предупреждал о приближении врага. С начала XVII века около пустыни каждый год летом устраивались ярмарки, длившиеся неделю. С этого же времени известна разросшаяся вокруг монастыря слобода Бережок. Связь с городом, видимо, осуществлялась по дороге через плотину при монастырской мельнице. В самом Карачеве при церкви Дмитрия Солунского в Пушкарской слободе находился другой монастырь - Введенский женский, - вероятно, также основанный в XVI веке (был известен до "литовского разорения").
  В записках Павла Алеппского о поездке антиохийского патриарха Макария в Московию в 1654 г. отмечается, что Карачев - "город большой с сильной крепостью" имеет пять церквей, располагавшихся в "городской осыпи" (крепости) и "острожной осыпи" (на посаде). Особое внимание путешественника привлекла церковь Воскресения Тихоновой пустыни, построенная из "кедрового" (соснового) дерева, - высокая, стройная, трехглавая ("три минарета в ряд, легких и изящных, с тремя христианскими крестами”"); такие же завершения имели алтарные части. На обходную галерею с трех сторон вели высокие лестницы. При церкви - "восьмиугольной формы" колокольня на столбах с приподнятым куполом и крестом.
  После Андрусовского перемирия 1667 г. государственные границы отодвинулись на запад и город утратил значение пограничного форпоста. С этого времени начинают быстрее развиваться ремесла и торговля, растет население Карачева, который активно застраивается вдоль дорог. В северо-восточном и северо-западном направлениях, а также за Снежетью складываются слободы. В 1707-08 гг. в связи с подготовкой к войне со Швецией в последний раз обновляются городские укрепления. В 1709 г., в период петровских реформ по упорядочению административного устройства России, Карачев был приписан к Киевской губернии, а в 1719 г. вошел в Севскую провинцию этой губернии как уездный город.
  По сведениям Карачевского духовного правления за 1745 год, в городе было десять церквей, из них четыре - каменные (соборная Архангела Михаила, Преображения, Введения, Воскресения) и шесть - деревянные (прежняя Преображенская, еще стоявшая рядом с новой каменной; Казанская "за большой осыпью", вблизи Орловского тракта; Никольская, что "на посаде, за древней осыпью"; Дмитрия Солунского; Успенская; Благовещенская, что "на посаде за средней осыпью"). В 1745 году город Карачев вошел в Севскую провинцию Белгородской губернии. В 1764 году, когда Карачев вошел в Севскую епархию, в городе было 12 церквей, а монастыри были упразднены. В 1766 — уездный город, Севская провинция, Белгородская губерния.

Карачев

  В 1779 году город становится уездным центром Орловской губернии. 14 марта 1780 года утвержден план застройки города. В 1781 году 16 августа утвержден его герб: в верхней части щита - герб орловский, в нижней - "в серебряном поле пук связанного золотою веревкою распустившегося мака". План города этого времени приближается к радиальному, где центр - древняя крепость, от которой расходятся четыре дороги-улицы: на северо-запад - в Жиздру и Смоленск, на северо-восток - в Москву, на юго-запад - в Киев, на юго- восток, вдоль берега Снежети - в Орел.
  Во 2-й половине XVIII века окончательно сложилась слободская структура застройки Карачева: на правом берегу - слободы Пушкарская, Беломестная, Однодворческая и Новая; на левом - слобода Бережок. Застройка этих слобод была деревянной, включая и три церкви, определяющие силуэт этих городских окраин: Казанскую - на перекрестке Орловской и Московской дорог, Знаменскую - на Киевской ул. и Всехсвятскую - на Орловской ул. в Новой слободе, на бровке коренного берега Снежети, при впадении в нее речки Пастушки, на самой далекой восточной окраине города. Интересны впечатления современника, относящиеся к 1781-82 гг. Путешественник, священник Василий Зуев отметил небольшие размеры города в форме почти правильного четырехугольника "длиною... более трех верст, а шириною на одну". Главная улица города - часть Большой Орловской дороги - почти параллельна Снежети, к которой протянулись улочки и проулки. Здесь, на правом берегу, разместилась большая и "лучшая" часть посада, меньшая - на левом берегу. Количество домов - около 1000, все деревянные; из 12 церквей лишь четыре каменные.
  По регулярному плану, утвержденному для Карачева в 1780 г., город не выходил за пределы существовавших границ, сохраняя соотношение сторон 1 к 3, и лишь слобода Бережок слегка нарушала его геометрию. Равнинная территория способствовала осуществлению регулярной планировки: широкие улицы, пересекаясь под прямыми углами, разделили город на 47 прямоугольных кварталов. Некоторую живописность в размеренную структуру вносили церковные и оборонительные сооружения. Все основные идеи регулярного плана были реализованы в 1-й четв. XIX в. Главной стала исторически сложившаяся Козельская ул., идущая вдоль Смоленской дороги в северо-западном направлении (позднее она получила название Советской). Из трех площадей, определенных регулярным планом, полностью осуществлены были две, располагавшиеся на выездах из города в северо-западном (Базарная пл.) и восточном (Орловская пл.) направлениях. Центральная площадь "при гостином дворе" не была до конца сформирована. Объемно-пространственная композиция города складывалась в течение всего XIX века. Новые кварталы мало чем отличались от старых. Застроенные такими же невысокими (один, реже два этажа) деревянными зданиями по принципу усадебной застройки, они сохранили характер древнего посада, на фоне которого особенно выразительно выглядели крупные и сложные объемы церковных зданий. Согласно плана 1802 г., в городе (без учета слободы Бережок) числилось 576 деревянных домов и только один каменный; население составляло 3906 человек. На плане 1808 г. общее число домов, включая слободу Бережок, достигло 1076; количество церквей осталось прежним - 12, но относительно дорегулярного периода число каменных храмов увеличилось до семи. В 1784 г. была построена Казанская церковь, между 1802-08 гг. - Рождественская церковь и часовня Одрино-Николаевского монастыря на Базарной площади. Остальные четыре храма - более ранние по времени строительства (Воскресенская, рубеж XVII-XVIII вв.; Преображенская, 1740 г.; Михаила Архангела, 1-я треть XVIII в.; Введенская, 1745 г.). Пять храмов (Никольский, Успенский, Благовещенский, Знаменский и Всехсвятский) оставались деревянными. Удивительно ритмично расставленные, эти вертикальные акценты выявляли прежнюю слободскую структуру города, определяли его силуэт и неповторимость.
  План 1851 г. отметил то же количество церковных зданий, из которых еще три стали каменными: Успенская церковь (1818-28 гг.), Благовещенская и Знаменская церкви (1-я пол. XIX в.). Причем, первые два храма при строительстве были перенесены из центра в восточную часть города, а на их бывшем месте, согласно плану, устроена "зеленая" площадь. Позднее возводятся в камне пятиглавая Никольская церковь 1855—60 гг. и Всехсвятская 1865-74 гг., заменившая старый деревянный храм, уничтоженный большим пожаром 1863 г. В посл. четв. XIX в. лишь Вознесенская кладбищенская церковь оставалась деревянной, но она находилась вне городской черты.
  На плане 1851 г. отмечено кроме того 50 каменных жилых домов, расположенных в основном вдоль главной Козельской ул. Застройка города 2-й пол. XIX - нач. XX в. была связана со значительным промышленным подъемом и ростом купеческих капиталов. Местные фабричные производства выпускали для оптовой торговли масло и жмых, канаты и веревки. Центральная и прилегающие к ней улицы застраиваются двух-трехэтажными, большей частью кирпичными зданиями, хотя среди них есть и деревянные, и смешанные. В облике домов купцов и богатых мещан заметно влияние "образцовых" проектов классицизма. Соразмерные ширине улиц, они придавали застройке ансамблевый характер. В 1860/1865 — уездный город, Карачаевский уезд, Орловская губерния.

Карачев

  В 1913 — уездный город, Карачаевский уезд, Орловская губерния. Карачев начале XX в. - красивый благоустроенный город. По сведениям 1909 г., в нем насчитывалось 2067 домов: из них 191 - кирпичный, 119 построены в смешанной технике (низ кирпичный, верх деревянный), остальные - деревянные. В Карачеве работали женская и мужская гимназии, учительская семинария, 1-е и 2-е высшие начальные училища, мужские и женские приходские училища и девять церковно-приходских школ. В этих школах обучалось 2 тыс. учащихся. Род А.С. Пушкина в какой-то степени связан с Брянщиной и Карачевским уездом. Предки Пушкина - выходцы из рода Трубецких (от г. Трубчевска), Пушкиных, Ржевских - были не раз воеводами в Брянске, а прадед Марии Александровны Ганибал - бабушки А.С. Пушкина - Алексей Иванович - имел в селе Льгов Карачевского уезда имение. Иван Сергеевич Тургенев не раз бывал в Карачеве и его окрестностях, а имение его отца находилось в селе Юшково Карачевского уезда. Карачевцы вправе гордиться тем, что один из декабристов был нам земляком - Иван Федорович Юрасов. Михаил Афанасьевич Булгаков - выдающийся писатель, ведет свою родословную из Карачева. Дедушка писателя по матери, Михаил Васильевич Покровский был сыном дьячка собора Михаила Архангела. Бабушка Михаила Афанасьевича по матери Анфиса Ивановна была из рода карачевских купцов Турбиных. 5-го сентября 1869 года в семье Покровских родилась дочь Варвара, мать писателя. Она окончила гимназию в Орле, вернулась в Карачев и два года работала учительницей в Карачевской женской гимназии. Дядя М.А. Булгакова по матери, известный московский врач Николай Покровский, явился прообразом профессора Преображенского в произведении "Собачье сердце".
  К началу Великой Отечественной войны Карачев из типично мещанско-купеческого города превратился в город с новыми предприятиями, школами, клубами, жилыми домами. Гордостью была шпагатная фабрика имени Первого Мая, маслозавод по производству конопляного масла, фабрика N 26, обозный завод, предприятия местной промышленности. В 1939 году за достигнутые успехи в сельском хозяйстве Карачевский район стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В уезде насчитывалось 4 школы начальных, в них обучалось 3697 детей, учителей было 108. Перед войной в городе работали 4 средних, 3 семилетних и 2 начальные школы, педучилище, элеваторный и сельскохозяйственный техникумы, школа медсестер, школа ФЗО, межобластная колхозная школа, школа для глухонемых детей, работал драматический театр с постоянной труппой артистов.
  5 октября 1941 года в Карачев со стороны Орла ворвались фашистские танки. За 22 месяца оккупации немецко-фашистские бандиты расстреляли, повесили более 1000 человек. Начиная с 5 августа 1943 года фашисты приступили к уничтожению города. Все здания взрывались, что не успели взорвать - сжигали. Не осталось ни одного предприятия, учебного заведения, клуба, театра. В боях за освобождение Карачева принимали участие войска 11-й гвардейской армии (командарм генерал Иван Христофорович Баграмян) и 11-й армии (командарм генерал Иван Иванович Федюнинский). Город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 15 августа 1943 года. Жители свято чтут память воинов, отдавших свои жизни за освобождение г.Карачева. В центре города сооружен памятник воинам-танкистам 4-й гвардейской танковой армии, погибшим за освобождение города. На высоком бетонном постаменте - танк Т-34, первый ворвавшийся в город. У подножия памятника горит Вечный огонь. Автор памятника архитектор Р.В. Рейшер.
  В послевоенные годы город был быстро застроен, в основном новыми зданиями в два-три этажа, в соответствии с регулярным планом кон. XVIII в. и в его границах. Проект 1963 г., разработанный в московском "Гипрогоре", фактически не нарушил планировочную структуру. Но исторически сложившиеся объемно-пространственная композиция, облик и силуэт довоенного Карачева утрачены безвозвратно. В настоящее время регулярную планировку эпохи классицизма в центральной части города закрепляют четырех- и пятиэтажные здания, ближе к окраинам сохраняется в основном малоэтажная деревянная застройка.
  В 1976 г. постановлением Госкомитета Совета Министров РСФСР по делам строительства и коллегии Министерства культуры РСФСР № 36 Карачев включен в число 115 исторических городов - памятников. Был разработан проект "Зоны охраны памятников истории и культуры города Карачева" (автор - инж. Г.С. Комарова). Большое внимание уделено сохранившимся зданиям, среди которых шесть сооружений культовой архитектуры и несколько гражданских построек 2-й пол. XIX - нач. XX в., создающих представление о застройке купеческого города.


Достопримечательности:

Городище

Собор Михаила Архангела

Церковь Всех Святых

Церковь Николая Чудотворца

Церковь успения Пресвятой Богородицы

Святой источник "Архистратига Михаила"