КАРАЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


СОБОР МИХАИЛА АРХАНГЕЛА


г. Карачев. Собор Михаила Архангела

  Престолы: Михаила Архангела, "Взыскание погибших" иконы Божией Матери, Георгия Победоносца, Димитрия Ростовского, "Страстная" иконы Божией Матери
  Год постройки: Между 1700 и 1750
  Адрес: Брянская область, Карачевский район, г. Карачев, пл. Карла Маркса.
  Официальный сайт: перейти на сайт храма Архистратига Михаила

  История храма во имя Архангела Михаила восходит к XII столетию, когда город Карачев впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1146 года. Как и все древние города Руси, город Карачев от многочисленных врагов был укреплен земляными валами, на которых стоял деревянный кремль, долгое время являвшийся резиденцией Карачевских князей. Одним из храмов кремля был храм во имя Святого великомученика Георгия, который, вероятно, был разрушен в годы Смуты и самозванцев. При возобновлении города, после Смутного времени, на месте разрушенного храма был сооружен деревянный храм во имя Архистратига Михаила, просуществовавший около столетия и в середине XVIII века замененный каменным(известным по документам с 1745 г.).
  При начальном устройстве в храме был один Престол во имя Архистратига Михаила. В 1786 году сооружен первый придел в честь Страстной иконы Божией Матери; в 1809 году воздвигнут второй придел во имя Святителя Димитрия Ростовского и сооружена колокольня. В 1844 году карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших". И, наконец, в 1848 году церковным старостой Константином Писковитиным сооружен четвертый придел во имя Великомученика Георгия Победоносца. В 1900 году вместо разобранной колокольни была сооружена деревянная звонница.
  После революции 1917 года храм во имя Архистратига Михаила некоторое время оставался действующим и был закрыт в 1938 году. Перед войной была разобрана звонница. В 1941 году во время немецкой оккупации храм был открыт. В 1961 году храм снова закрыли советские власти. В 1973 году здание храма передано детской спортивной школе, затем в нем устроили склад стройматериалов.
  В 1989 году здание храма было возвращено верующим, начались восстановительные работы. В 1990-1992 годах восстановлены росписи храма, в 1994-1996 годах была восстановлена колокольня. С 2003 года при храме действует Воскресная школа.

г. Карачев. Собор Михаила Архангела

  Один из интереснейших храмов петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко.
  Кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике первоначально имело своеобразное центрическое, четырехлепестковое в плане построение. Сохранилась основная часть этой композиции, статичная и несколько тяжеловесная. Невысокий массивный четверик несет широкий восьмерик с окнами в нижней части и пологим куполом, увенчанным стройной главкой на граненой шейке. С трех сторон к четверику примыкают крупные закругленные объемы боковых приделов и алтаря. Они оставляют углы четверика открытыми и в то же время высокими выпуклыми кровлями закрывают его карнизы и даже низ восьмерика. Впечатление тяжеловесности усиливает обширная трапезная, над входом в которую поставлена маленькая деревянная звонница.
  К первоначальному убранству здания можно отнести лишь пучки из трех полуколонок на углах четверика и простой цокольный пояс. В целом в оформлении фасадов преобладают классицистические формы, сильно огрубленные поздней штукатурной отделкой: профилированные рамочные наличники окон и ниш с лучковыми перемычками, каннелированные пилястры на углах восьмерика и арочные окна в его гранях с круглыми ложными проемами над ними. Необычны лишь верхние полукруглые окна и ниши у боковых приделов, в широком поясе между карнизными тягами. В центре закруглений приделов между пилястрами расположены широкие прямоугольные порталы. Основой декора трапезной является мотив тройных арок: средняя обрамляет оконный проем, а боковые ложные.
  В интерьере основное помещение храма имеет трехступенчатые тромпы при переходе к восьмерику и граненый сомкнутый свод. Оно объединено широкими арками с боковыми приделами и тремя узкими проемами с алтарем, которые перекрыты коробовыми сводами с конхами и распалубками над проемами. Два столба в центре трапезной поддерживают по две арки, ориентированные по линии восток-запад, на которые опираются коробовые своды трех продольных нефов (крайние нефы в западных торцах имеют лотки). Обособленный внутри нее нижний ярус колокольни с толстыми стенами и коробовым сводом служил входной папертью.
  Живопись на своде и стенах выполнена клеевыми красками в сер. XIX в., в 1900 г. поновлена, а композиции в алтаре и боковых приделах полностью переписаны. Характерное произведение в духе классицизма. Цветовая гамма выдержана в теплых охристых, приглушенных красных и голубых тонах. Иконографическая программа росписей центрального объема включает как традиционные композиции - "Новозаветная Троица" в окружении архангелов (на своде), "Проповеди Христа" (на северной и южной стене) и "Вознесение" (на западной стене), - так и довольно редкие изображения апостолов между окнами второго света. Значительное место занимает гризайльный архитектурно-живописный декор. С большим мастерством написаны стилизованные растительные завитки, обрамляющие сцены верхнего яруса, и балюстрада в основании свода. Росписи на евангельские темы в апсиде и боковых приделах исполнены в позднеакадемической манере, в холодных цветовых сочетаниях.
  Четырехъярусный иконостас кон. XVIII в. - незаурядный памятник периода раннего классицизма в Брянской обл., отличающийся ясной конструкцией и соразмерностью отдельных частей; в настоящее время имеет серьезные утраты. На белом фоне ярко выделяется позолоченная резьба, придающая сооружению торжественно-приподнятый характер. Царские врата и большинство икон (сер. XIX в., в местном ряду кон. XIX в.) утрачены. Два нижних яруса заходят на прилегающие боковые стены, над центральной частью расположены верхние ярусы, которые заканчивались полукруглой иконой "Новозаветная Троица" и треугольным фронтоном, увенчанным иконой "Вознесение" (не сохр.). Переход от нижних ярусов к верхним осуществлен с помощью волют плавного, мягкого рисунка. Строгие дополнялись раскрашенными изображениями трубящих ангелов над боковыми крыльями (не сохр.). Центр иконостаса акцентирован большой полукруглой композицией "Тайная вечеря" над царскими вратами, обрамлением которой служит кессонированная арка. Ярусы разделены раскрепованными карнизами большого выноса с модульонами. Основные конструктивно-декоративные элементы иконостаса расположены по четко выдержанному ордерному принципу: круглые колонны в двух нижних ярусах (в первом раскрашенные под мрамор), полуколонны в третьем и пилястры в четвертом ярусе. Колонны с композитными капителями и каннелированной нижней частью. Интересной особенностью являлся деисусный чин, занимающий не один, как обычно, а два (второй и третий) яруса.
  В интерьере фрагментарно сохранились паникадило и клиросные решетки XIX в.


***

г. Карачев. Собор Михаила Архангела   Благочинный города Карачева Архангельского собора протоиерей Василий Любомирский, репортом от 14-го декабря за № 201, донес Его Преосвященству, следующее:
  После великой скорби и премногих слез, пролитых жителями грешного нашего града Карачева, по случаю великих пожаров, истребивших значительную часть домов, всякого достояния и две церкви с приходами их и многих других, Милосердный Отец Небесный, с преизбытком утешил и исполнил великой радости всех скорбевших и сетовавших более всего, о запустении Казанской церкви, отбывшего 18-го мая сего года, страшного опустошительного пожара.
  По неизреченному милосердию Божию и Святительскому благословению Вашего Преосвященства, нижняя часть Казанского храма, ровно почти, день в день, чрез пять месяцев, после пожара, из запустения приведена в лучшее и совершеннейшее, против прежнего, благолепие и все три престола в ней освящены, по чинно-положению церковному, а именно: средний или главный престол, во имя мученицы Параскевы 17-го, второй - по левую сторону: во имя великомученицы Варвары 18-го октября, а треий во имя Алексия Человека Божия 10-го декабря сего года.
  Слава и благодарение Посещающему и ущедряющему нас Господу! Казанская церковь, как будто из мертвых воскресена и, яко невеста Христова прекрасная, облеклась в пресветую и преизящную красоту вещественного с духовного благолепия.
  Торжество освящения, особенно первого или главного престола, совершившееся 17-го октября, было в высшей степени умилительно и восхитительно. Весь город слился как будто в одну душу духовной радости, всеобщего торжества и благодарения Господу и Царице Небесной, Преблагословенной Богородице за ниспослание свыше скорой помощи и обильных средств, в короткое врем я, совершить такое великое и многотрудное дело, каково возобновление совершенно запустелого храма.
  Когда, по окончании первой литургии, в возобновленном и освященном храме, начали петь благодарный молебен Спасителю, Божией Матери и мученице Параскеве, то из глубины душ и сердец всех бывших в храме, от пастыри и до последнего насомаго, слезы духовной радости и пламенной благодарности в Господу реками полились из очей всех молившихся тогда. В высшей степени трогательно и умилительно было видеть общие и единодушные слезы духовной радости и искреннего благодарения к Господу не немногих только лиц, но по всей справедливости, можно и должно сказать, целого града, как единого человека.
  Революция Его Преосвященства на сем репорте 21-го декабря последовала такая: "К утешению всех принимавших участие в скорби жителей Карачева, припечатать о радостном событии обновления храма в Епархиальных Ведомостях".
  "Орловские епархиальные ведомости", № 2 1866 год


г. Карачев. Собор Михаила Архангела

г. Карачев. Собор Михаила Архангела

г. Карачев. Собор Михаила Архангела

г. Карачев. Собор Михаила Архангела

г. Карачев. Собор Михаила Архангела

г. Карачев. Собор Михаила Архангела