Престолы: Николая Чудотворца, Илии Пророка, "Утоли моя печали" иконы Божией Матери
Год постройки: Между 1855 и 1860
Адрес: Брянская область, Карачевский район, г. Карачев, ул. Первомайская, 219.
В середине XVII столетия, во время возстановления Карачева после разорения поляками в эпоху Смутного времени, "на посаде, за древней осыпью" был сооружен новый деревянный храм во имя особо почитаемого на Святой Руси Святителя Николая, с приделом Святого Иоанна Воина. Храм этот, как сообщают исторические источники, был построен общими силами причта и прихожан. Около храма существовало приходское кладбище, церковные усадебные места. Кроме того, храму принадлежала пашня в верховьях речки Горе-Грязи. В 1806 году придел Святого мученика Иоанна Воина был заменен приделом Святого Пророка Илии. По преданию, причиной этого послужило событие, произошедшее в 1805 году. По случаю продолжительной засухи по городу был устроен Крестный ход с молебным пением о ниспослании дождя. Во время молебна перед Никольским храмом светлое солнечное небо мгновенно покрылось дождливыми тучами, из которых полил обильный дождь. То лето было особо урожайным. В ознаменование этой милости Божией горожане решили соорудить придел во имя Святого Пророка Илии. Ведь до Смутного времени в городе существовал храм Пророка Илии, сожженный вместе с городом поляками. Именно на этом месте и был построен храм Святителя Николая.
В 1860 году вместо деревянного Никольского храма был выстроен новый каменный пятиглавый храм при большой Орловской дороге. Его строителем был крестьянин деревни Масловка Гавриил Васильевич Болдырев. Началось строительство храма в 1855 году, а в 1860 году он был освящен по благословению Преосвященного Поликарпа. В начале храм был устроен без трапезной части, с тремя Престолами: во имя Святителя Николая, Святого Пророка Илии и в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". В 1862-1863 годах была пристроена трапезная часть и каменная колокольня, были сооружены еще два Престола: во имя Святителя Тихона Задонского и Святого мученика Иоанна Воина. В 1871 году произошла перестройка верхней части храма: из-за непрочного грунта, на котором некогда был возведен храм, дали трещины его капитальные стены, и было решено облегчить его верхнюю часть. Вместо прежних пяти глав был устроен один купол. Это один из ранних на Брянщине образцов русско-византийского стиля середины XIX столетия. После большевистского переворота 1917 года началось гонение на Православие. Один за другим безбожная советская власть закрывала храмы. Не минула эта судьба и храм Святителя Николая. В 1927 году он был закрыт решением местных властей. Более чем на 60 лет прекратило здесь звучать слово Божие. В годы советской власти была разобрана колокольня храма, а храме до Великой Отечественной войны находился кинотеатр. В годы войны здесь был немецкий лагерь для советских военнопленных. В послевоенные годы — мебельный магазин и склад гражданской обороны.
В мае 1994 года по милости Божией здесь впервые после долгого запустения при большом стечении народа состоялось Богослужение. В 2006 году закончена роспись центральной части храма.
Крупное кирпичное и оштукатуренное здание явно подражает своими монументальными формами облику домонгольских древнерусских храмов. Тяжеловесный основной объем представляет собой четверик с большой полукруглой апсидой, завершенный массивным восьмериком. Боковые, слегка пониженные приделы с аналогичными апсидами расчленены на фасадах на три прясла, которые завершены полукруглыми закомарами. Обширная трапезная заканчивается с запада папертью, над которой возвышалась колокольня.
Стилизованные, несколько огрубленные формы фасадного декора состоят из членящих стены полуколонн на высоких постаментах, упрощенных антаблементов в завершении, массивных архивольтов закомар и граней восьмерика, крупных ширинок внизу основного объема и высоко поднятых арочных оконных проемов с простыми и килевидными обрамлениями. Аналогичные проемы восьмерика дополнены вверху круглыми нишами. Более широкие средние прясла боковых фасадов с арочными входными проемами и парными окнами над ними выделены сдвоенными полуколоннами.
В интерьере доминирует основное квадратное в плане подкупольное помещение со срезанными углами и мощными угловыми пилонами, несущими при помощи граненых парусов цилиндрический внутри восьмерик с куполом. Широкими арками оно открыто в апсиду с конхой, боковые приделы с лотковыми сводами и конхами у апсид и в трапезную (проем ныне заложен) с плоским перекрытием.