ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ

Экспертное мнение


ЭПОХА ЖЕЛЕЗА


  Новый этап в культурном развитии Брянских земель связан с освоением другого металла — железа, месторождения которого в виде болотных руд имелись во многих местах.
  В хозяйственной жизни стало преобладать подсечно-огневое земледелие (выращивали яровую пшеницу, ячмень, лён, коноплю) и скотоводство. Выжигались под пашню в основном пойменные леса (по берегам рек). Здесь же паслись и стада крупного и мелкого рогатого скота, свиньи, лошади. Охотиться и рыбачить стали меньше, хотя на равнинах Подесенья еще водились дикие быки — туры, зубры, а реки были богаты рыбой.
  Большую часть Брянской области в ту пору занимали племена юхновской культуры, занимавшие также территорию современных Черниговской, Сумской, Курской областей.
  Открытие способа получения железа знаменовало окончательный переход людей из каменного века в век металла. Железо изготовляли из болотных руд. Поэтому каждое селение могло обеспечить себя твердым металлом. Железный топор был куда острее каменного и даже бронзового. Им легче было расчищать лес для пашни, а железный сошник, поставленный в деревянный плуг, облегчил обработку ее.
  К началу железного века, то есть к середине первого тысячелетия до нашей эры, в бассейне Десны, по-видимому, на основе местных культур поздней бронзы сложилась юхновская культура. Она была открыта проф. Д.Я. Самоквасовым в 70-е годы прошлого столетия и свое название получила от села Юхново, что под Новгород-Северским, где проводились раскопки.
Строительство городища  В области Верхней и Средней Десны зарегистрировано 262 памятника юхновской культуры. В народе их называют "городищами", "городцами", "городками", реже — "кудеярка" или просто "курган". Эти места овеяны легендами о кладах, о "провалившихся церквах" или о разбойничьих актах. На самом же деле, как показали раскопки, это были маленькие деревеньки, в которых жили большие патриархальные семьи. Начавшееся еще в эпоху бронзы и усилившееся с наступлением железного века накопление скота и продуктов земледелия вызывало столкновения между родами и отдельными общинами. Поэтому люди стали строить свои поселения на крутых мысах в окружении леса, иногда среди болот. Их укрепляли рвом и валом, иногда в два-три ряда. Обитатели этих небольших укрепленных поселений занимались скотоводством, отчасти земледелием. Подсобными промыслами являлась охота, рыболовство, возможно, бортничество. На городищах, что расположены на территории области, — "Торфель" в Бежицком районе, "Благовещенская гора" в селе Вщиж Жуковского района, Кветунское городище в Трубчевском районе и Долбатовские городища в Погарском районе — также были произведены раскопки. На городище "Торфель" в 1937 году исследованы остатки прямоугольного наземного жилища длиной 13 метров и шириной 6 метров. Оно разделялось на секции, с открытым очагом в каждой из них. Пол очагов был выложен мелкими камнями. Судя по обломкам обожженной глиняной обмазки, стены постройки были сооружены из тонких бревен, а внутренние переборки — из жердей и хвороста. На этом же городище обнаружены три полуземлянки: одна круглая и две — удлиненно-овальные.
  На городище "Благовещенская гора" в селе Вщиж открыты остатки дугообразного дома, расположенного вдоль вала и как бы огибавшего площадку городища. Ширина дома 6 метров. Основой его являлось небольшое углубление шириной 4 метра с плоским полом. Возможно, дом был разделен на отдельные секции. На площадке городища найдены следы стоявших по кругу столбов и обширного кострища в центре. Исследователь — академик В.А. Рыбаков рассматривает это место как языческое святилище. Площадка святилища по форме представляет собой полукруг, по границе которого стояли деревянные идолы неизвестных нам теперь богов. В центре капища находилось изображение главного божества. Святилище было окружено длинным узким помещением, в котором могли происходить собрания, пиры, поминание умерших.

Благовещенское святилище. Реконструкция Б.А. Рыбакова

  Как предполагают некоторые ученые, население, обитавшее на городищах бассейна реки Десны, относилось к балтской группе племен. Однако скорее всего это было славянизирующее население.
  Процессы славянизации Брянского края значительно ускорились, когда в конце первого — начале второго столетия нашей эры по Десне и по Ипути подвинулись из южных областей раннеславянские племена так называемой зарубинецкой культуры, сложившиеся к последней четверти первого тысячелетия до нашей эры в Среднем Поднепровье. Археологам известно, что переселение сюда зарубинецких племён проходило мирно, о чём свидетельствуют многочисленные неукрепленные их поселения в поймах рек бассейна Десны, особенно на берегах Судости. Здесь было расположено и знаменитое Почепское селище, давшее название одноименной культуре, образовавшейся путем мирного смешения пришельцев и потомков местных балтских племён юхновской культуры. С юга, из плодородной лесостепи, зарубинцы принесли на лесной север навыки пашенного земледелия.
  Землю обрабатывали сообща, община же хранила и распределяла продукты труда. Жители Почепского селища выращивали просо, несколько видов пшеницы, ячмень, горох, рожь, коноплю, из которой получали волокно для верёвок и ткани, а также маслянистые семечки.
  Поселения почепской культуры отличались от юхновских. Почепское селище находится на невысоком возвышении в пойме левого, низкого берега Судости. Площадь его намного превышает юхновские городища и стоянки каменного века. В нем могли жить несколько сот человек. Укреплений не требовалось, так как округа не была заселена, да и жителей в селище для отпора возможному врагу хватало. Каждая семья здесь жила в своей полуземлянке квадратной формы. Это было сооружение длиной в три-четыре метра и очагом в центре. Семейные полуземлянки располагались небольшими группами (родами или большими семьями).
  Для общего использования строились "летние кухни", были выкопаны погреба и зерновые ямы. Гончарная и железоделательная мастерские располагались по окраинам посёлка и принадлежали "большим семьям" или даже всей общине. Кроме изделий местного производства, в том числе стальных серпов и ножей, археологи нашли на Почепском селище фибулы (застёжки для плаща-накидки), изготовленные в Римской империи, и римскую парадную краснолаковую посуду.
Фибулы  Наибольший интерес и загадку этих раскопок представляет собой пастовая (из непрозрачного стекла) синяя египетская печать в виде фигурки льва, обнаруженная в круглой землянке в центре поселка.
  Занимались жители поселка в основном земледелием и животноводством. Охота и рыбная ловля были подспорьем в хозяйстве.
  Остатки раннеславянских земледельческо-скотоводческих поселений известны во многих местах Брянщины. Наиболее обстоятельно исследованы Почепское и Синьковское селище. Судя по раскопкам, Почепское селище в центральной части было застроено небольшими жилыми землянками, а ближе к краям — различными хозяйственными сооружениями и ямами. При исследовании остатков этих землянок и сооружений найдено множество изделий из железа, бронзы, глины, кости и камня. Особенно много собрано обломков глиняной посуды. По способу изготовления и по формам она разделена на две группы. К первой относится грубая лепная хозяйственная посуда. Вторую группу составляет лощеная и гладкая посуда с символическими знаками. Аналогичные знаки имеются на старинных русских вышивках. Богатый, так сказать, ассортимент глиняной посуды говорит о высоком развитии гончарного дела у древнего славянского населения.
  Рядом с жилыми землянками вскрыты остатки железоделательной мастерской. Она занимала большое деревянное помещение с углубленным в центральной части полом. В южной половине располагались горны. Об этом свидетельствовали остатки оплавленных гнезд с небольшими глиняными развалинами. Рядом с ними найдены остатки сильно деформированных тиглей для плавки цветного металла, капли застывшего литья и мелкие предметы, видимо, предназначавшиеся для переплавки. Особенно много встречалось кусков железа, шлака. На восточной окраине селища вскрыты остатки другого полуземляночного помещения размером 7х4 м. Внутри его остатки двух печей. На полу найдены серпы, ножи, шилья, глиняные биконические пряслица и костяные проколки. По-видимому, это было общественное помещение, где в долгие зимние вечера женщины собирались на "посиделки".
  Найдено много костей домашних животных: лошадей, коров, свиней, овец и коз. Они свидетельствовали о развитии животноводства. На земледелие указывали другие находки — многочисленные серпы, терки для размалывания зерна и отпечатки зерен ячменя и проса на глиняной посуде.
  На селище найдены и изделия, по-видимому, происходящие из причерноморских городов — колоний (фрагмент краснолакового сосуда, стеклянные бусы). А такой предмет, как амулет из лазурной пасты происходит даже из Египта. Надо полагать, что наши предки получали эти украшения и посуду через посредство славянских племен Среднего Приднепровья.


Дополнительно:

Днепро-двинская культура раннего железного века в верховьях Десны. Е.А. Шмидт (Смоленск)

Глиняные пряслица почепского селища и две традиции в изготовлении пряслиц I тысячелетия н.э. О.А. Шарова (Москва)

Об одном типе построек в Верхнем Подесенье и Поочье. Г.А. Массалитина (Калуга)


Эпоха бронзы История Брянского края Эпоха Великого переселения народов