В конце III тысячелетия до н.э. на будущую территорию Брянской области, двигаясь вверх по рекам Ипути, Судости, Десне, вторглись племена, которые археологи относят к культурам "Боевых топоров". Представители культуры "Боевых топоров" занимали обширную территорию от Центральной Европы до Прибалтики и Причерноморья. В нашей области поселение среднеднепровской разновидности этой культуры открыто в урочище Грудок у города Почепа, а также в ряде других мест (под Севском крайняя юго-восточная точка продвижения).
Многие исследователи считают пришельцев одной из ветвей индоевропейских племен - предшественников современных славян, балтов и германцев, частично уничтоживших, частично "раздвинувших" местное охотничье-рыболовческое население (предков современных финно-угорских народов, к которым относятся финны, карелы, эстонцы, коми, мордва, мари, венгры, ханты, манси), не знавшее ни металла, ни крепостей.
Пришельцы же, имевшие безусловно военное и культурное превосходство над местным населением, и не имевшие пока внутренних противоречий, в крепостях не нуждались. Позднее, в эпоху сосницкой археологической культуры, стал расширяться ассортимент предметов вооружения, изготовленных из сплавов на медной основе - бронзы, в основном кавказского происхождения. Это "наконечники стрел, ножи, острия копий, кинжал с прорезной рукоятью", выявленные при раскопках стоянок Кветунь и Юдиново.
Судя по археологическим раскопкам целью войн не был грабеж и захват поселений. Ведь "оккупанты" явно обладали большими богатствами (скот, медь), чем местные жители, тем более, что на захваченных ими поселениях присутствуют их могильники, т.е. захоронения либо убитых в сражениях, либо умерших своей смертью людей.
Новому населению культур "боевых топоров" необходимы были свободные от местного населения (рыболовов и охотников) земли, которые можно было бы использовать под пастбища для крупного рогатого скота и свиней. Условия Подесенья с его обширными пойменными лугами и дубравами ополий были для этого как нельзя более подходящими. В соседних районах хвойных полесий уцелело, вероятно, старое "неолитическое" население и способ хозяйства.
Военные столкновения были не межродовыми и даже не межплеменными, а скорее "международными", ибо происходили между группами (а, возможно, и союзами) разноязычных племен друг против друга.
Для одной из этих групп - скотоводов, пришедших со степного юга, с Украины - они имели явно захватнический характер, для других - лесных рыболовов и охотников - оборонительный; завоеватели принесли более высокий уровень хозяйства и культуры (хозяйственно-культурный тип по этнографической терминологии).
Об основных видах наступательного вооружения как аборигенов, так и пришельцев свидетельствуют археологические материалы: у первых преобладало метательное оружие универсального назначения (оно могло использоваться как для охоты, так и для боя) - лук и стрелы, а также небольшие метательные копья - дротики, у последних - специализированное оружие ближнего боя - боевые топоры с каменными и бронзовыми лезвиями, в меньшей степени и несколько позднее - копья с широкими наконечниками, кинжалы и булавы (у вождей).
На первый взгляд степень вооруженности "бронзовиков" намного превосходила "неолитчиков". У "неолитчиков", правда, был еще простой из одного куска дерева лук, обладавший меньшей "убойной силой". Кроме того, пришельцы, судя по инвентарю их захоронений, почти не располагали оружием дальнего боя, а ближайшие родственники местных племен "ямочно-гребенчатой керамики" (названы по орнаменту на глиняной посуде, ибо имя их кануло в лету), жившие на берегах Онежского озера, знали даже бумеранг. Могли использовать его и древние жители Подесенья.
Превосходство (а оно было, ведь победили "бронзовики"), вероятно следует искать в ином - воинской организации. Мирные рыболовы и охотники не имели не только специализированного боевого, а также охотничьего оружия, но и воинов - "профессионалов" с их организацией - "дружины" во главе с военным вождем.
Племена "шнуровой керамики" (так еще называют племена боевых топоров), планируя завоевательные походы, да и просто переселение в незнаемые территории, ее безусловно имели. Воины профессионалы (или хотя бы "совместители" - скотоводы, ставшие воинами на период переселения) безусловно, заботились о сохранности своего тела и жизни - т.е. имели защитное вооружение. То, что в захоронениях воинов нет бронзовых шлемов, панцирей, щитов, не говорит об отсутствии доспехов вообще. История свидетельствует, что наиболее ранние доспехи изготовлялись из кожи, были также и веревочные (у египтян) и полотняные, пропитанные солью (у критян). Кожа же в земле сохраняется очень редко (только при "консервации" ее окисями меди, или в очень влажной почве.
Для устрашения противника завоеватели могли носить на голове вместо шлемов скальпы быков и кабанов - вероятно их возможных тотемов.
Что касается тактики, то у местных жителей (кроме нападения из засады) она, отсутствовала вовсе, о способах боя пришельцев сказать сложно. Для наших "бронзовиков" можно предположить такой способ ведения боя, как нападение не очень организованными, и в общем, руководимыми толпами. Ни конницы, ни колесниц они не знали, ибо не знали ни лошадей, ни ослов, ни даже верблюдов или слонов, которых могли бы использовать как верховых или упряжных животных.
На Брянщине месторождений ни меди, ни олова нет. Поэтому, хотя среднеднепровские племена и относятся уже к бронзовому веку, однако у них еще преобладают каменные орудия, правда обработанные новыми методами (сверление, шлифовка, полировка). Хотя к концу II тысячелетия до н.э. появляются и крупные бронзовые изделия - наконечники стрел и копий, ножи, кинжал с прорезной рукоятью, но они составляют все же ничтожный процент по сравнению с каменными орудиями и встречены в несколько более поздний период.
Во втором тысячелетии до нашей эры в жизни человеческого общества произошли важные социальные и производственные изменения. На смену каменному веку, длившемуся долгие тысячелетия, пришел век металла. Из меди и олова человек научился получать бронзу, он стал отливать из нее орудия труда и оружие. Достигший в эпоху неолита наивысшего расцвета матриархально-родовой строй отменяется, на смену ему пришел отцовский или патриархально-родовой. Теперь возросла роль мужчины. Женщина стала зависима от мужа и отца.
Впервые стало возможным накопление некоторых запасов в виде скота и хлеба. Появление богатства вызвало появление имущественного неравенства. Между общинами и племенами начинается борьба за захват их. Археологически такие изменения отмечены наличием боевого каменного и бронзового оружия.
От древних скотоводческих племен, обитавших в пределах края в первой половине второго тысячелетия до н.э., сохранились остатки поселений и могильников. Первый такой могильник был обнаружен еще в конце XIX века на хуторе Александровском вблизи с. Брасово. Здесь было найдено несколько погребенных человек с каменным боевым оружием и глиняными сосудами.
В 1947-1948 годы экспедиция академика В.А. Рыбакова исследовала в урочище "Бялынец" неподалеку от станции Вщиж Жуковского района остатки поселения и могильник ранней бронзы. Этот памятник указал археологам вщижский учитель С.П. Баранов. Было установлено, что на этом месте вначале располагалась стоянка, а затем здесь стали хоронить умерших. Это подтверждено высокими могильными холмами-курганами. При погребенных лежали каменные боевые, а также клиновидные топоры, наконечники дротиков и стрел, глиняные сосуды. Все эти предметы ныне можно увидеть, они экспонируются в Москве в Государственном историческом музее.
К концу эпохи бронзы скотоводство и земледелие прочно вошли в жизнь племен, населявших край. Эти занятия стали основой их жизненного благополучия. Остатки поселений поздней бронзы встречаются значительно чаще и по занимаемой площади они гораздо больше. Одно из таких поселений раскопано в городе Почепе в урочище "Грудок".
Как показали исследования, оно было застроено большими жилищами, углубленными в землю почти на метр. Их стены обставлялись деревянными плахами. Внутри видны места очагов и следы нар. Рядом с домами находились хозяйственные постройки и ямы. Судя по найденньш костям, население разводило лошадей, коров, свиней и овец. Зерно растирали в муку. Об этом свидетельствуют найденные здесь зернотерки и верхние терочные камни. Среди найденной на месте поселения глиняной посуды есть сосуды со сквозными отверстиями, служившие для отцеживания сыра.
Люди эпохи поздней бронзы умерших сжигали на костре. Остатки кремации они собирали в небольшую кучку, ставили сосуд с жертвенной пищей и насыпали курган. На Брянщине известно несколько таких могильников. Один иа них находится у деревни Дядьковичи Жуковского района, другой — в лесу близ станции Ржаница, третий — у поселка Малиновка возле села Лопушь Брянского района и четвертый — у села Кветунь Трубчевского района. К эпохе бронзы также относятся первые сохранившиеся в Брянском крае захоронения. В них тело покойного уложено в могилу в скорченном виде, повернуто на бок и посыпано символом огня, жизненной энергии, солнца — красной краской минерального происхождения — охрой. В конце эпохи бронзы культ огня проявился ещё более явно — тела покойных стали сжигать. Подобные обряды характерны для первых индоевропейцев.
К юго-востоку от сосницкой культуры в эпоху поздней бронзы распространяются также племена марьяновско-бондарихинской культуры, расселившиеся в Курском и украинском Посемье, лесостепном Днепровском Левобережье и верховьях Северского Донца. Под ударом воинственных скифов, точнее, скифского племени гелонов, часть бондарихинцев ушла на север, в т.ч. и в Брянское Подесенье, смешавшись с племенами сосницкой культуры и породивши, таким образом, новый народ, живший уже в железном веке. Часть же бондарихинцев осталась к югу от Сейма и была ассимилирована гелонами. С этого момента мы можем говорить не только об археологической культуре, но и о названиях (этнонимах) создавших их народов. Гелоны были более культурным народом, чем северные бондарихинцы-соснинцы, и в земле последних построили свою столицу - город Гелон (городище Вельское на реке Ворскла). Взамен они переняли хозяйственные навыки местного населения - "осели на землю", вместо кочевого скотоводства занялись земледелием.
С востока, навстречу распространявшимся с запада индоевропейским племенам "боевых топоров", но несколько позднее (в середине - второй половине II тысячелетия до н.э.) продвигаются из бассейнов Дона и Оки носители сначала абашевской, затем поздняковской культуры, потесненные другими народами. Движение проходило вверх по течению левых притоков Десны-Навли и Неруссы. Население поздняковской культуры являлось самым юго-западным "языком" финно-угорского мира, а территория Брянщины и сопредельных районов Украны - местом столкновения двух крупных суперэтносов - воинственных индоевропейцев (среднеднепровская, затем сосницкая культуры) и более мирных лесовиков - финнов (поздняковская, возможно более поздняя бондарихинская культуры). Первые явились предками балтов и славян, вторые частично растворились в веках баз следа, частично послужили основой формирования западной ветви марийского народа Поволжья. В состав воинов этих племен входили уже и колесничие.
Предметы вооружения этих культур эпохи бронзы гораздо более разнообразны: встречены кинжалы различных форм, лавролистные втульчатые наконечники копий, а в поздняковской и ее приемнице бондари-хинской культуре - особый вид боевого топора - кельта, с проушным отверстием с торца обуха, надевавшийся на коленчатую, в виде буквы "Г" рукоять. Впрочем, наконечники наиболее массового вида вооружения - стрел и дротиков все еще изготовляются из кремня.
Дополнительно:
Памятники эпохи поздней бронзы в бассейне Верхней Десны