ИСТОРИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ

Экспертное мнение


Днепро-двинская культура раннего железного века в верховьях Десны. Е.А. Шмидт (Смоленск)


  Некоторые сведения о городищах раннего железного века в верховьях Десны были опубликованы более ста лет тому назад. Более подробные описания их приведены в 1930-х годах в работах Соколовского С.М. и Лявданского А.Н. Однако, детальное изучение городищ в ходе археологических разведок началось только после Великой Отечественной войны в 1950-1960-х годах. Артышевская Л.В. и Третьяков П.Н. исследовали несколько городищ и вскрыли на них небольшие площади культурного слоя; полученный материал позволил отнести эти городища к памятникам днепро-двинской культуры. Одновременно, в связи с паспортизацией памятников истории и культуры были обследованы почти все городища в бассейне Десны на Смоленщине. В 1956 году в разведках на реке Десне принимал участие Заверняев Ф.М. В связи со строительством Смоленской атомной электростанции и сооружением водохранилища на реке Десне, в зоне затопления оказались археологические памятники, в том числе: городища у деревень Холмец и Слобода-Траянова, раскопки и полное изучение которых было проведено под руководством автора настоящего доклада в 1974-1979 годы. Эти работы позволили получить значительны е материалы и решить ряд вопросов.
  К настоящему времени поселения племен днепро-двинской культуры, представленные исключительно городищами, отмечены на реке Десне и ее притоках от истока до границ Смоленской области и далее, ниже по течению, в пределах Брянской области, где, видимо, они в какие-то отдельные отрезки времени распространялись до бассейна реки Ветьмы, то есть в Рогнединском, Дубровском и, частично, Жуковском районах.
  Городища днепро-двинской культуры устраивались, преимущественно, на высоких мысах у берегов Десны и на ее притоках, что в значительной степени определяло их форму и характер укреплений. В плане они бывают округло-треугольные, яйцевидные и овальные. Система оборонительных сооружений за период существования городищ днепро-двинской культуры значительно совершенствовалась и перестраивалась: от простейшего частокола, поставленного по периметру площадки, в начальный период формирования культуры и расселения в Поднепровье, до сложной системы из двухкольцевых валов с деревянными оборонительными конструкциями и рвами с их внешней стороны. Городища, сооруженные в середине I тыс. до н.э., сразу укреплялись деревянным тыном, перед которым снаружи была валообразная земляная насыпь и ров, а с внутренней стороны еще деревянные столбовые конструкции. Площадки внутри оборонительных сооружений сравнительно невелики. Жилые постройки до конца третьей четверти I тыс. до н.э. были наземными, деревянными, столбово-кольевой конструкции с овальными очагами, слегка углубленными в земляной пол. Хозяйственные помещения конструктивно связаны с оборонительными сооружениями и охватывали по периметру почти всю площадку в виде длинной постройки, поделенной на отдельные камеры. Они использовались для хранения запасов и содержания скота.
  Вещевой комплекс из Подесенья, главным образом, полученный в результате раскопок городищ у деревень Холмец и Сл. Троянова, целиком соответствует таковому из Верхнего Поднепровья и Подвинья, т.е. он является типичным для днепро-двинской культуры. Это в полной мере относится к керамике, представленной слабопрофилированными, преимущественно неорнаментированными, глиняными горшками и мисками. Кроме того, глина служила материалом для изготовления грузиков "дьякова типа", детских игрушек-погремушек и пр. Изделия из железа местного производства представлены серпами, топорами, ножами, шильями, иглами и пр., а также украшениями (булавки, браслеты). Предметы из бронзы разнообразны: пекторали, шейные гривны, серьги, подвески, пронизки, булавки, иглы и пр. Традиционно обрабатывалась кость, а изделия из нее многочисленны: наконечники стрел, гарпуны, проколки, иглы, тупики, рукояти, булавки и пр. Камень использовался только для производства зернотерок, терочников и пестов. Наличие различных металлических и костяных орудий труда дает основание утверждать широкое использование и обработку дерева, шкур, растительных волокон и шерсти.
  Хозяйство днепро-двинских племен было комплексным. Основу составляли подсечно-огневое земледелие с выращиванием ячменя, пшеницы, проса и льна и животноводство с разведением крупного рогатого скота, свиней, лошадей, мелкого рогатого скота и собак. Некоторую роль играли: охота на мясных и пушных животных и птиц рыболовство, собирательство, включая и бортничество. Остеологический материал дает основание представить соотношение отдельных видов домашних животных в стаде того времени.
  Вещевой комплекс содержит некоторое количество предметов, позволяющих судить о связях днепро-двинских племен Подесенья с другими племенами и обмене. Наличие разнообразных вещей, изготовленных из бронзы и меди, подтверждает получение металла в виде слитков или готовых изделий от других племен путем обмена, так как месторождений руд цветных металлов нет ни в Подесенье, ни в целом в Верхнем Поднепровье. Более конкретные связи племен верховьев Десны с населением других территорий Восточной Европы можно установить по находкам отдельных привозных вещей. Так, например, на городище у деревни Холмец найдены: железный боевой топор, бронзовые серьги и подвеска, имеющие полные аналогии в скифских древностях V-III веков до н.э. Эти вещи могли попасть в верховья Десны при посредничестве юхновских племен, у которых со скифами были постоянные, археологически четко зафиксированные связи. На этом же городище найден обломок плоского височного кольца, характерного для прибалтийских племен, попавшего в Подесенье при посредничестве племен Подвинья. Многие предметы вещевого комплекса днепро-двинских племен по своему облику близки таковым в древностях Верхней Оки и более южного Подесенья, что говорит, видимо, и о тесных культурных и хозяйственных связях, и об этнической близости этих племен. Население собственно днепро-двинской культуры, без сомнения, входило в большой массив племен восточных балтов.
  Время существования днепро-двинской культуры в верховьях Десны охватывает почти весь период раннего железного века. По характеру керамического комплекса этот период делится на два отрезка времени:
  I. От формирования и распространения культуры в VII—VI века до н.э. до I века до н.э.; II. Первые века н.э. (по IV век).
  Формирование днепро-двинской культуры связано с местным субстратом, т.е. с племенами позднего бронзового века. При этом, значительную роль сыграли носители сосницкой культуры, что прослеживается в вещевом комплексе ранних поселений. Не исключено проникновение с юга и других групп населения, в том числе носителей бондарихинской культуры, чему, видимо, способствовало расселение в степи и в лесостепи скифских племен, оттеснивших значительные группы населения к северу. Культурны е импульсы с юга имели место в течение всего периода, но значительно усилились в первые века н.э., когда в южной части Верхнего Поднепровья расселились зарубинецкие племена и сформировалась почепская археологическая культура.
  Судьба днепро-двинского населения верховьев Десны после IV века н.э. не совсем ясна, т.к. тушемлинская культура здесь повсеместно закрепиться не смогла. Имеющиеся материалы однозначного ответа не дают. Высказано предположение, что на этих пространствах расселилось население из Среднего Подесенья. Однако, не исключается проникновение в верховья Десны и носителей мощинской культуры.
  Деснинские древности. Материалы межгосударственной научной конференции "История и археология Подесенья", посвященной памяти брянского археолога и краеведа, Заслуженного работника культуры РСФСР, участника Великой Отечественной войны ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ЗАВЕРНЯЕВА (28.11.1919-18.06.1994), 1995 год.


Глиняные пряслица почепского селища и две традиции в изготовлении пряслиц История Брянского края Об одном типе построек в Верхнем Подесенье и Поочье