Во II веке нашей эры восточногерманские племена готов, высадившись в устье Вислы, двинулись на юг. Пройдя сквозь славянские земли современной Польши и Западной Украины, они в середине III века нашей эры вышли к северному побережью Черного моря, частично разрушив, частично покорив существовавшие там греческие города-государства. В созданную их вождем Германарихом державу вошли не только германцы, но и часть покоренных ими славян, а также еще кочевавшие в степях Крыма скифы и сармато-аланы Северного Причерноморья. На 100 лет позже тюркские кочевники гунны и болгары уничтожают Готскую державу и вторгаются в Европу. Начинается цепная реакция "великого переселения народов". Магистральные его пути не задели Брянской земли, но отраженные волны этой гигантской "перетряски народов" прошлись и по ее лесам.
Круты и неприступны на первый взгляд зеленые склоны древнего городища у села Случевска на реке Судость на юге Брянской области, у самой ее границы с Украиной.
Спокойная жизнь на поселении была прервана в первые века или в середине I тысячелетия нашей эры. В слое этого времени на глубине полутора-двух с половиной метров от современной "дневной поверхности" археологи обнаружили следы трагедии, произошедшей здесь полторы тысячи лет назад. На площади раскопа в 62 квадратных метра - останки одиннадцати набросанных друг на друга людей. Это не захоронение умерших естественной смертью - во-первых, в те времена господствовал обряд трупосожжения, во-вторых, могильники не устраивались на поселении. Кроме того, многие черепа раздроблены или пробиты, а один даже отделен от скелета и брошен в глиняный сосуд. Определения скелетов, проведенные в антропологической лаборатории Института археологии АН СССР Г.П. Романовой, позволили установить возраст, пол и расовый тип погибших. Самому младшему 3-4 года, самый старший был в преклонных годах. Всего восемь скелетов из одиннадцати принадлежали детям, подросткам, юношам и девушкам в возрасте от 6-ти до 18-ти лет. По одному из скелетов (мужчины зрелого возраста), кости которого сохранились в относительном анатомическом порядке, удалось определить рост одного из погибших жителей - он превышал два метра. Череп другого, принадлежавший мальчику 10-12 лет имеет четко выраженные признаки балтского расового типа.
Три скелета были обнаружены на глубине до полутора метров, а восемь в яме, выкопанной в слое заполнения "длинного жилища" более раннего периода. Они могут быть несколько разновременные что является свидетельством двух нападений на поселение. По крайней мере один из двух предполагаемых штурмов (более ранний) был произведен внезапно - защитники даже не успели израсходовать запас глиняных ядер для пращи, сложенных около оборонительного вала городища. В обоих (или все-таки в одном) случаях победители беспощадно расправились с побежденными, не жалея ни женщин, ни детей.
Что же послужило причиной трагедии, к какому народу могли принадлежать защитники, кто совершил нападение на городище? Письменные источники молчат. Обратимся к топонимике, антропологии и археологии.
В первые века нашей эры на основе местных племен - балтов-юхновцев и пришедших с юго-запада таинственных жителей зарубинецкой культуры формируется так называемая почепская археологическая культура, распространенная не только в Подесенье, но и в среднем Поднепровье под Киевом и на востоке, в Курском Посеймье. Отдельные предметы этой культуры, в носителях которой можно видеть разные индоевропейские народы, в том числе древнейших на Брянщине славян, встречены и на Случевском поселении. Возможно, они принадлежали тем жителям, восемь скелетов которых были обнаружены в нижнем "захоронении". Их гибель можно связать либо с продвижением во II веке нашей эры германского племени готов на юг, в Причерноморье, либо, наоборот, с набегом оттуда одного из кочевых сармато-аланских племен. Второе - более вероятно, ибо основной маршрут переселения готов проходил намного западнее. Кроме того, поголовное уничтожение жителей, в том числе безусловно "ценных" и не опасных для победителей молодых женщин, юношей и подростков не связано с характером планомерного переселения, когда можно прихватить с собой и рабов-военнопленных. Видимо это связано с быстрым и, возможно, скрытным конным рейдом (об этом говорит отсутствие следов обороны), или же для "освобождения" места для переселяющегося народа. Но готы сюда не переселялись. В одном из скелетов (взрослого мужчины) был найден небольшой, сильно заржавевший, железный предмет, напоминающий трехлопастной наконечник стрелы. Сам по себе этот кусок металла мог бы быть случайностью, если бы в 1988 году несколько таких же, но уже хорошо сохранившихся наконечников не было обнаружено металлоискателем на уничтоженном распашкой селище у села Бобрик Погарского района на притоке Судости - реке Вабле. Подобные стрелы в Европе были на вооружении лишь двух народов - ираноязычных кочевников - сарматов и более поздних (пришедших в степи Причерноморья в V-VII веках нашей эры) тюркских племенных союзов болгар и аваров. Болгары в 680 году разбили византийского императора и основали первое славянское государство - Дунайскую Болгарию.
Авары наводили ужас на европейские народы, в том числе на славян - Русская летопись - "Повесть временных лет" - так говорит об этом эпизоде "Си же (обри) добре воеваху на Словене, и примучища Дулебов, сущих Словен, и насилье творяху женам дулебским. Если нужно было поехать в Обрину, он не давал впрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3 или 4 или 5 жены в телегу и везти его, Обрина. И тако мучаху Дулебы" в VII-VIII веках, а затем были разгромлены франкским императором Карлом Великим и сгинули в веках без следа.
Но каким же образом могла конница степняков проникнуть на лесную Бряншину? Брянская, как Орловская и Черниговская области, находятся на границе двух ландшафтных зон - лесостепи и леса. "Островками" степи в лесной зоне являются так называемые ополья, языками врезающиеся в большие лесные массивы. В двух таких опольях - Вара-Судостьском и Стародубском и встречены наконечники стрел степняков (кстати, здесь же были найдены и наконечники стрел их предшественников - скифов). По этим-то степным коридорам и могли пробраться к деревянным стенам славяно-балтских крепостиц конные отряды кочевников. Письменных источников не только по Брянщине, но и по всей лесной России того времени не сохранилось, однако память о сарматах сохранилась в ираноязычных названиях "Сев", "Сейм", возможно, и в самом названии ближайших соседей алан (потомков сарматов) - славянского племенного союза северов. Рейды в несколько сот километров не могут вызвать удивления, если знать, что одетая в чешуйчатые доспехи-катафракты, закрывавшие все тело, а иногда и коня, сармато-аланская конница проникала из причерноморских степей вместе с ордами гуннов, готов и вандалов во Францию, Испанию, северную Африку... Но... отношения аланов (ясов или асов русских летописей) со славянами сводилась в основном не к войнам, а взаимообогащающим культурным, а с некоторыми их племенами (северянскими) - и военно-политическим контактам.
Более вероятный виновник случевской трагедии (и по характеру отношений со славянами, и по времени (в слое верхних погребений - предметы VI-VIII веков нашей эры) - авары.
Мы уже приводили описание славяно-аварских отношений в русской летописи. Правда, речь там идет о самом западном из восточнославянских племенных союзов - о дулебах, живших на Волыни, на р.Западный Буг. Но вот византийские авторы пишут о военных походах аваров в начале VII века на народ славянского корня - антов, проживавших именно в Среднем Поднепровье, в том числе и в Подесенье вплоть до Трубчевска (где был найден богатый клад антских украшений этого времени). Клад одновременен горизонту случевских скелетов и, возможно, оба этих факта имели одно объяснение - аварское вторжение в антские земли. Этим же фактам можно найти и иное объяснение, если вспомнить, что и сами антские древности появляются на Брянщине (да и то только на ее крайнем юге - в Трубчевском, Вара-Судостьском и отчасти Стародубском опольях) также в середине I тысячелетия нашей эры. Вспомним, что один из случевских скелетов имел ярко выраженные балтские антропологические признаки. И неудивительно - ведь вся Брянщина к этому времени была заселена балтскими племенами, родственными современным литовцам и латышам. Об этом свидетельствуют и многочисленные балтские топонимы, например, Вабля, Гостомля, Навля и даже ... сама Десна. У виска одного из черепов верхнего яруса скелетов было обнаружено бронзовое спиралевидное височное кольцо, какие встречаются и у антов (т.н. пеньковская культура), и у балтов (у которых спираль - вообще самый любимый орнаментальный мотив в I тысячелетии нашей эры). Оружие же в эпоху раннего средневековья зачастую имело "интернациональный" характер, являясь объектом купли-продажи, и те же трехлопастные наконечники стрел "аварского типа" встречаются частенько и раннеславянских древностях Восточной Европы.
В этой связи несколько иное осмысление приобретают и случевские события полуторатысячелетней давности. Под давлением готов (для первого, нижнего яруса скелетов) или аваров (для верхнего, второго) поток славянских переселенцев мог двигаться с юга на север вверх по течению рек Десны и Судости. Здесь на их пути могло встать Случевское укрепление. Традиционно считается, что славянское расселение в балтские земли проходило мирно - в слабо заселенных лесных районах земли хватало на всех. Но плодородные ополья были более всего привлекательны для юго-восточного, знавшего пашенное земледелие, потока славянских переселенцев. Случевский пример, во всяком случае, показывает, что ответ на вопрос - всегда ли славянская "колонизация" проходила мирно - далеко не всегда должен быть положительным.
Учитывая военно-политическую обстановку на Востоке Европы в конце VI - начале VII веков нашей эры, союзнические отношения Византии и антов, противниками которых являлись авары и подчиненные им славянские племена, проникновение антских вещей на юг Брянщины (в Трубчевское и Вара-Судостьское ополье), следы военного разгрома Случевского городища и стрелы "аварского типа" можно связать или с походом Апсиха на антов в 601 году или, скорее, с его последствиями. На антскую территорию в начале VII века нашей эры могла вторгнуться не только собственно аварская тяжеловооруженная конница, но и многочисленная славянская легковооруженная пехота, т.к. славяне (в данном случае речь идет об их юго-западной, балканской ветви), хотя и находились с антами в родстве по языку и происхождению, чаще были их врагами. В таком случае, в Подесенье могли вторгнуться не только отступавшие анты, но и их преследователи - славяне, в том числе и из придунайского племени севериев. Аварам в далеком лесном краю после полного уничтожения антов (если оно имело место, по этому поводу есть сомнения) задерживаться надолго было незачем, а вот славяне - северы из их войска могли здесь и "осесть". Отдельные же группы антов могли бежать и дальше на север - их бронзовые фибулы (застежки для плаща) были найдены в лесной глухомани Клетнянского района и даже и верховьях Болвы, в Калужской области.
Так это было или нет, но северяне - действительно древнейшее из достоверно известных по названию славянских племенных союзов, заселивших Брянщину во второй половине I тысячелетия нашей эры. Их древности (так называемая "роменская культура") известны на юго-востоке области, по Судости и Десне вплоть до Брянска еще с VIII века нашей эры.
Их политическим и культурным центром стало Кветуньское городище под Трубчевском, где в плодородном ополье, поселения располагались особенно густо. Есть они и западнее и севернее - в Погарском, Почепском и Выгоничском районах (Посудичи, Юдиново, Случевск, Погар, Рогово, Почеп, Полужье). Немного позднее: северяне расселяются и восточнее, в пределах современных Суземского, Севского, Комаричского, Брасовского, возможно Навлинского районов Брянской области, а в целом их культура достигает Курска и Полтавы на востоке и юге, а отдельные поселения северян м родственных им витячей есть на Северском Донце и Дону. Здесь северяне вступали в активное культурное и военно-политическое взаимодействие с алано-болгарскими полукочевыми племенами, наложившими серьезный отпечаток на их культуру, в том числе военное искусство и вооружение (стремена, однолезвийный меч-палаш, затем сабля, топорик-чекан, наборные воинские пояса).
Карачевский, часть Брянского, Дятьковского и Навлинского районов представляют собой юго-западную окраину землей вятичей, лесистое верхнее Подесенье в пределах Рогнединского, Дятьковского, части Дубровского и Жуковского районов заселяется в IX-XI веках кривичами из Смоленского Поднепровья.
На западе области, в полесьях (Красногорский, Гордеевский, Злынковский, Новозыбковский, Суражский, Клетнянский, Клинцовский, часть Климовского, Мглинского, Унечского, Дубровского районов) в это же время появляются поселения радимичей, чьи земли занимают также Белорусское и Смоленское Посожье, где шел интенсивный процесс ассимиляции древнего балтского населения. С юга, вверх по реке Снов от Чернигова, в конце IX - начале X веков начали проникать дружины киевских князей, к середине X века закрепившиеся в южной части "нейтральной зоны" между северянами и балтами (позднее - радимичами) (Стародубский, частично Климовский, Унечский, Погарский, Почепский районы). Вслед за дружинниками двигался поток поляно-русских переселенцев-колонистов, осваивавших плодородные земли.
Древнерусские племена, обитавшие в пределах края, известны и на основании летописных данных. Как отмечает летописец, "и радимичи, и вятичи, и северяне один обычай имяху".
Древнерусские поселения располагались обычно на высоких и удобных берегах рек. Жилые постройки представляли собою небольшие дома, углубленные в землю, в углу которых помещались глиняные печи — каменки. Рядом находились хозяйственные постройки и ямы-погреба. На некоторый селищах находили серебряные арабские деньги — дирхемы. Они свидетельствуют о межплеменном обмене и торговле. К началу X века некоторые такие поселения переросли в торгово-ремесленные центры, а затем в древнерусские города. Возле Стародуба, Брянска, Погара и Трубчевска и сейчас еще сохраняются остатки обширных древнерусских селищ.
Как считают ученые, радимичи, вятичи и северяне наряду с другими древнерусскими племенами в VII—VIII веках стояли на пути превращения в организации примитивно государственного характера и были "племенными княжениями".
Как бы не проходили конкретные процессы переселения народов на Брянщине в I тысячелетии нашей эры, в итоге, к концу этого тысячелетия ее территория была поделена между пятью (из двенадцати существовавших вообще) восточно-славянскими военно-племенными союзами, между которыми (и внутри которых) оставались островки балтского населения и незаселенные пространства. Уже сам этот факт говорит о многоэтапности и различных направлениях славянского заселения Брянщины.
Дополнительно:
О домостроительстве первой половины I тысячелетия н.э. на территории Подесенья и Поочья
Некоторые вопросы изучения памятников почепского типа