Ты неведомое, незнамое,
Без виду, без образа,
Без имени-прозвища!
Полно гнуть меня ко сырой земле,
Донимать меня, добра молодца!
Как с утра-то встану здоровешенек,
Здоровешенек, кажись гору сдвинул бы,
А к полудню уже руки опущаются,
Ноги словно ко земле приросли.
А подходит оно без оклика,
Меж хотенья и дела втирается,
Говорит: «Не спеши, добрый молодец,
Еще много впереди времени!»
И субботу называет пятницей,
Фомину неделю1 светлым праздником.
Я пущуся ли в путь-дороженьку,
Ан оно повело проселками,
На полпути корчмой выросло;
Я за дело примусь, ан оно мухою
Перед носом снует, извивается;
А потом тебе же насмехается:
«Ой, удал, силен, добрый молодец!
Еще много ли на боку полежано?
Силы-удали понакоплено?
Отговорок-то понахожено?
А и много ли богатырских дел,
На печи сидючи, понадумано?
Вахлаками других поругано?
Себе спину почесано?»
[1857]
Другие редакции и варианты
Вместо 16—29
А потом тебе же насмехается:
«Ой, удал, силен, добрый молодец!
Еще много ли на печи полежано?
Богатырских дел понадумано?
Да и станет подступать под сердце,
Ретивое делить надвое.
Я пущуся ли в путь-дороженьку,
Ан оно повело проселками,
На полпути корчмой выросло;
Я за книгу сел, а оно мухою
Пред очами снует, извивается.
Автограф (архив Толстого).
Впервые — РБ, 1857, № 3, стр. 150.
Конец стихотворения сравни со строками народной песни:
У дородного добра молодца
Много было на службе послужено,
На печи было вволю полежано...
и т. д.
(И. Сахаров, Песни русского народа, ч. 4, СПб. 1839, стр. 143—144).
1 Фомина неделя — первая неделя после пасхальной (светлой).