Вл. Муравьев. «Алексей Константинович Толстой»

Экспертное мнение



«Она, как гусли, многострунна...»


  Долгие годы А. К. Толстой печатал свои стихотворения только в журналах, и лишь в 1867 году, когда ему было уже сорок лет, вышел первый сборник его лирических стихов и поэм.
  Но это не помешало еще современникам высоко оценить Толстого-поэта.
  И. С. Тургенев, говоря о творчестве А. К. Толстого, прежде всего подчеркивал поэтичность его произведений. «Он был рожден поэтом,— писал Тургенев,— ...он был им несомненно, вполне, всем существом своим». И далее, разъясняя и развивая свои мысли о творческом облике Толстого, Тургенев продолжает: «Толстой обладал в значительной степени тем, что одно дает жизнь и смысл художественным произведениям, а именно: собственной оригинальной и в то же время очень разнообразной физиономией... Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые — в течение долгих лет — стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного рода — исторической баллады, легенды; на этом поприще он не имеет соперников...»
  Об оригинальности поэзии Толстого говорил И. А. Гончаров, с чтением его стихотворений выступал на литературных вечерах Ф. М. Достоевский.
  Толстой-драматург и Толстой-романист, несмотря на огромную популярность его драм и «Князя Серебряного», в глазах читателей никогда не заслонял собой Толстого — лирического поэта. Его лирика занимает заметное и важное место в русской поэзии XIX века.
  Любовь, природа, размышления о жизни, о великой облагораживающей силе искусства, эпизоды героической истории России — вот темы лирики Толстого, в ней, как и во всех остальных произведениях, отразилась личность Толстого, его мировоззрение, поэтому по содержанию и мыслям она во многом перекликается с его произведениями, написанными в других жанрах.
  Захватывающую, покоряющую силу поэзии А. К. Толстого ощущает на себе каждый, раскрывающий томик его стихов.
  Читаешь: «Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли, тихонько шептались деревья, кукушка кричала вдали», и ощущаешь свежесть леса, его звонкую тишину. Среди великолепных описаний осени, которыми так богата русская поэзия, одно из лучших у Толстого: «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, листья пожелтелые по ветру летят...».
  В стихотворении «Не ветер, вея с высоты...» Толстой говорит о своей душе, что «она тревожна, как листы, она, как гусли, многострунна». Так же «тревожна» и «многострунна» поэзия Толстого. В его стихотворениях раскрывается все богатство и разнообразие человеческих чувств — от светлой восторженной радости до глубокого горя. Как всякая настоящая поэзия, они обладают огромной силой обобщения. Где бы и когда бы ни происходило первое в жизни объяснение в любви — на каменной улице города или в темном осеннем парке, но каждый почувствует, что это о нем, о его объяснении писал Толстой: «То было раннею весной, в тени берез то было, когда с улыбкой предо мной ты очи опустила...»
  Лирика Толстого патриотична. У него есть стихотворения, в которых он говорит о своей любви к родной земле, к ее народу и природе, но и там, где об этом не говорится прямо, эта любовь проявляется не менее, а может быть, даже более ощутимо. У Толстого образ родины всегда конкретен. Он дает одну какую-нибудь картину, черточку, но эта черточка — часть огромного, которое и встает неизменно в сознании. Именно поэтому с такой силой отзываются в сердцах стихи о колокольчиках — цветиках степных, о рдеющих кистях рябины...
  Патриотичность поэзии Толстого проявилась также и в русском национальном характере его лирического героя.
  Большое место в его творчестве занимают баллады на исторические темы.
  В русской истории Толстого привлекают героические образы богатырей — защитников родины (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Змей Тугарин»), людей, крепких духом, не подчинившихся воле властителя-тирана («Князь Ми-хайло Репнин», «Василий Шибанов»), легендарных певцов-поэтов, олицетворяющих творческую, художественную одаренность народа («Садко», «Слепой»).
  В некоторых балладах Толстой использует персонажи русского фольклора и истории в юмористическом и сатирическом плане. Но эти баллады («Поток-богатырь», «Порой веселой мая...») ближе к его сатирическим произведениям, чем к собственно историческим балладам, они посвящены современным событиям, оыражают взгляды поэта на современные проблемы и вопросы, и в них привлечение исторического материала является литературным приемом.
  Вскоре после выхода в свет первого сборника стихотворений Толстого критик Н. Н. Страхов писал о нем: «Какие плохие стихи!.. Какое отсутствие звучности и силы! То высокопарные слова не ладят с прозаическим течением стиха, то выражения просты, но не видать и искры поэзии, и, кажется, читаешь рубленую прозу. И ко всему этому беспрестанные неловкости и ошибки в языке... Но что же? Вот попадается нам стихотворение до того живое, теплое и прекрасно написанное, что вполне увлекает нас. Через несколько страниц другое, там третье... Читаем дальше — странное дело! Под впечатлением удачных произведений поэта, в которых так полно высказалась его душа, мы начинаем яснее понимать его менее удачные стихи, находить в них настоящую поэзию».
  В этом отзыве великолепно отразилось художественное своеобразие поэзии А. К. Толстого. С одной стороны — отсутствие «звучности», «простые выражения», «рубленая проза», и с другой — «настоящая поэзия».. Критик был прав: стихи А. К. Толстого просты и «прозаичны», но это та простота и «проза», которую ввел в русскую поэзию зрелый Пушкин, когда внешней словесной пышной поэтичности он стал предпочитать внутреннюю поэзию чувства и мысли. Ныне строки, казавшиеся в былые времена непоэтическими, предстают перед нами «настоящей поэзией» без всяких оговорок, нас не коробят былые «прозаизмы», и мы видим в А. К. Толстом большого мастера, опередившего литературные вкусы многих своих современников.
  Яркой чертой художественного своеобразия лирики А. К. Толстого является то, что в ней всегда присутствует внутренняя музыкальность. П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев и многие другие крупнейшие композиторы писали музыку на его стихи, Больше половины стихотворений А. К. Толстого положены на музыку, и сейчас многие из них для нас неразрывно связаны с этой музыкой.


Вл. Муравьев. Алексей Константинович Толстой Вл. Муравьев. Алексей Константинович Толстой Вл. Муравьев. Алексей Константинович Толстой



Экспертное мнение