1
К делу церкви сердцем рьяный,
Папа шлет в Роскильду1 слово
И поход на бодричаны2
Проповедует крестовый:
2
«Встаньте! Вас теснят не в меру
Те язычники лихие,
Подымайте стяг за веру, –
Отпускаю вам грехи я.
3
Генрик Лев на бой великий
Уж поднялся, мною званый,
Он идет от Брунзовика
Грянуть с тылу в бодричаны.
4
Все, кто в этом деле сгинет,
Кто падет под знаком крестным,
Прежде чем их кровь остынет, –
Будут в царствии небесном».
5
И лишь зов проникнул в дони3,
Первый встал епископ Эрик;
С ним монахи, вздевши брони,
Собираются на берег.
6
Дале Свен пришел, сын Нилса,
В шишаке своем крылатом;
С ним же вместе ополчился
Викинг Кнут, сверкая златом;
7
Оба царственного рода,
За престол тягались оба,
Но для славного похода
Прервана меж ними злоба.
8
И, как птиц приморских стая,
Много панцирного люду,
И грохоча и блистая,
К ним примкнулось отовсюду.
9
Все струги, построясь рядом,
Покидают вместе берег,
И, окинув силу взглядом,
Говорит епископ Эрик:
10
«С нами бог! Склонил к нам папа
Преподобного Егорья4, –
Разгромим теперь с нахрапа
Все славянское поморье!»
11
Свен же молвит: «В бранном споре
Не боюся никого я,
Лишь бы только в синем море
Нам не встретить Боривоя».
12
Но, смеясь, с кормы высокой
Молвит Кнут: «Нам нет препоны:
Боривой теперь далеко
Бьется с немцем у Арконы5!»
13
И в веселии все трое,
С ними грозная дружина,
Все плывут в могучем строе
К башням города Волына.
14
Вдруг, поднявшись над кормою,
Говорит им Свен, сын Нилса:
«Мне сдалось: над той скалою
Словно лес зашевелился».
15
Кнут, вглядевшись, отвечает:
«Нет, не лес то шевелится, –
Щегол6 множество кивает,
О косицу бьет косица».
16
Встал епископ торопливо,
С удивлением во взоре:
«Что мне чудится за диво:
Кони ржут на синем море!»
17
Но епископу в смятенье
Отвечает бледный инок:
«То не ржанье, – то гуденье
Боривоевых волынок».
18
И внезапно, где играют
Всплески белые прибоя,
Из-за мыса выбегают
Волнорезы Боривоя.
19
Расписными парусами
Море синее покрыто,
Развилось по ветру знамя
Из божницы Святовита,
20
Плещут весла, блещут брони,
Топоры звенят стальные,
И, как бешеные кони,
Ржут волынки боевые.
21
И, начальным правя дубом,
Сам в чешуйчатой рубахе,
Боривой кивает чубом:
«Добрый день, отцы монахи!
22
Я вернулся из Арконы,
Где поля от крови рдеют,
Но немецкие знамена
Под стенами уж не веют.
23
В клочья ту порвавши лопать7,
Заплатили долг мы немцам
И пришли теперь отхлопать
Вас по бритым по гуменцам8!»
24
И под всеми парусами
Он ударил им навстречу:
Сшиблись вдруг ладьи с ладьями –
И пошла меж ними сеча.
25
То взлетая над волнами,
То спускаяся в пучины,
Бок о бок сцепясь баграми,
С криком режутся дружины;
26
Брызжут искры, кровь струится,
Треск и вопль в бою сомкнутом,
До заката битва длится, –
Не сдаются Свен со Кнутом.
27
Но напрасны их усилья:
От ударов тяжкой стали
Позолоченные крылья
С шлема Свена уж упали;
28
Пронзена в жестоком споре
Кнута крепкая кольчуга,
И бросается он в море
С опрокинутого струга;
20
А епископ Эрик, в схватке
Над собой погибель чуя,
Перепрыгнул без оглядки
Из своей ладьи в чужую;
30
Голосит: «Не пожалею
На икону ничего я,
Лишь в Роскильду поскорее
Мне б уйти от Боривоя!»
31
И гребцы во страхе тоже,
Силу рук своих удвоя,
Голосят: «Спаси нас, боже,
Защити от Боривоя!»
32
«Утекай, клобучье племя9! –
Боривой кричит вдогоню, –
Вам вздохнуть не давши время,
Скоро сам я буду в дони!
33
К вам средь моря иль средь суши
Проложу себе дорогу
И заране ваши души
Обрекаю Чернобогу10!»
34
Худо доням вышло, худо
В этой битве знаменитой;
В этот день морские чуда
Нажрались их трупов сыто,
35
И ладей в своем просторе
Опрокинутых немало
Почервоневшее море
Вверх полозьями качало.
36
Генрик Лев, идущий смело
На Волын к потехе ратной,
Услыхав про это дело,
В Брунзовик пошел обратно.
37
И от бодричей до Ретры,
От Осны до Дубовика,
Всюду весть разносят ветры
О победе той великой.
38
Шумом полн Волын веселым,
Вкруг Перуновой11 божницы
Хороводным ходят колом12
Дев поморских вереницы;
39
А в Роскильдовском соборе
Собираются монахи,
Восклицают: «Горе, горе!»
И молебны служат в страхе,
40
И епископ с клирной13 силой,
На коленях в церкви стоя,
Молит: «Боже, нас помилуй!
Защити от Боривоя!»
Лето 1870
К балладе А.К. Толстого «Боривой» (Поморское сказание)
Впервые — «Беседа», 1871, № 1, стр. 5—12.
Тема стихотворения — крестовый поход на балтийских славян, предпринятый в 1147 году немецкими князьями (в том числе саксонским герцогом Генрихом Львом) и датскими королями Свендом III и Кнудом V с благословения папы римского Евгения III. Он окончился полной неудачей. Основным источником «Боривоя» являются летописные данные о походе 1147 года, по-видимому, в пересказе Ф. Дальмана (см. Geschiclite von Dänemark, т. 1, Гамбург, 1840, стр. 253—255). Некоторые сведения (о зпамени Святовита, о Чернобоге) Толстой почерпнул, вероятно, из русских источников; вкратце они изложены у Карамзина (т. 1, стр. 82—84, 94), а более подробно — в «Истории балтийских славян» А. Гильфердинга (ч. 1, М. 1855, стр. 214 и 231). В «Боривое» есть ряд обычных у Толстого отступлений от исторических данных. Так, Кнуд и Свенд (сын Эриха Эмуиа, а не Нильса) не были убиты в 1147 году, а, вернувшись в Данию, возобновили ожесточенную борьбу и погибли оба лишь через десять лет. Образ Боривоя — продукт поэтического вымысла. По словам Толстого, «Боривой» может «служить pendant к "Ругевиту"» (письмо к Стасюлевичу от 29 декабря 1870 г.).
1 Роскильда – датский город, с X в. резиденция королей и епископов.
2 Бодричане или оботриты – группа балтийских славянских племен, названная так по имени главного из них.
3 Дони – датчане.
4 Егорий – Георгий Победоносец, покровитель в боях с неверными.
5 Аркона – крепость и священный город на севере острова Рюгена, религиозный центр балтийских славян; в Арконе был храм их главного божества Святовита.
6 Щегла – мачта; шест для флага. Косица – суженный конец вымпела.
7 Лопать – рвань.
8 Гуменце – темя; бритое темя, тонзура – отличительный признак католического духовенства.
9 Клобучье племя – монахи (клобук – высокая шапка монаха).
10 Чернобог – бог зла, антипод Святовита.
11 Перун (слав. миф.) – бог грома и молнии.
12 Коло – круг.
13 Клирный – от слова «клир», духовенство какой-нибудь церкви или прихода.