К Роману Мстиславичу в Галич послом
Прислал папа римский легата.
И вот над Днестром, среди светлых хором,
В венце из царьградского злата,
Князь слушает, сидя, посольскую речь,
Глаза опустив, опершися на меч.
И молвит легат: «Далеко ты,
О княже, прославлен за доблесть свою!
Ты в русском краю
Как солнце на всех изливаешь щедроты,
Врагам ты в бою
Являешься божиим громом;
Могучей рукой ты Царьград поддержал,
В земле половецкой не раз испивал
От синего Дона шеломом.
Ты храбр, аки тур, и сердит, аки рысь, –
Но ждет тебя большая слава,
Лишь римскому папе душой покорись,
Святое признай его право:
Он может по воле решить и вязать1,
На дом он на твой призовет благодать,
На недругов – божье проклятье.
Прими ж от него королевскую власть,
К стопам его пасть
Спеши – и тебе он отверзет объятья
И, сыном коль будешь его нареком,
Тебя опояшет духовным мечом!»
Замолк. И, лукавую выслушав речь,
Роман на свой меч
Взглянул – и его вполовину
Он выдвинул вон из нарядных ножон:
«Скажи своему господину:
Когда так духовным мечом он силен,
То он и хвалить его волен,
Но пусть он владеет по-прежнему им,
А я вот и этим, железным своим,
Доволен.
А впрочем, за ласку к Червонной Руси
Поклон ему наш отнеси!»
Начало 1870
К балладе А.К. Толстого «Роман Галицкий»
Впервые — «Всемирная иллюстрация», 1870, № 16, стр. 290, в статье «Гр. А. К. Толстой».
Печатается с исправлением по автографу в альбоме Н. В. Гербеля (Рукописный отдел Гос. публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина).
Источником стихотворения о галицком князе Романе (ум. в 1205 г.) является «История государства Российского»: «Папа, слыша о силе Мстиславича, грозного для венгров и ляхов, надеялся обольстить его честолюбие. Велеречивый посол Иннокентия доказывал нашему князю превосходство закона латинского; но, опровергаемый Романом, искусным в прениях богословских, сказал ему наконец, что папа может его наделить городами и сделать великим королем посредством меча Петрова. Роман, обнажив собственный меч свой, с гордостью ответствовал: "Такой ли у папы? Доколе ношу его при бедре, не имею нужды в ином и кровию покупаю города, следуя примеру наших дедов, возвеличивших землю Русскую"» (Карамзин, т. 3, стр. 108—109). Сравнение с туром и рысью заимствовано из Ипатьевской летописи (Полн. собр. русских летописей, т. 2, СПб. 1843, стр. 155).
1 Решить и вязать – отпускать или не отпускать грехи.