В XVII веке Ляличи, как и весь Мглинский край, были захваченный поляками. После изгнания поляков в 1654 году они переданы Мглинской ратуше, но уже скоро захвачены сотником Бороздной - представителем гетманской власти на месте. В 1732 гетманом Полуботко Ляличи были отданы "пану Валькевичу". Затем в село явился с "жалованной грамотой" новый владелец - поручик Детервиль. После него село вновь принадлежит Мглинской ратуше. В 1775 году Екатериной Второй Ляличи были "пожалованы" полковнику Петру Васильевичу Завадовскому "в мирное торжество в Москве" по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского договора.
Дополнительно:
Дом-дворец Завадовского
Парк
Служебные постройки
Завадовский - уроженец села Красновичи Суражского уезда. Принимал участие в русско-турецкой войне, отличился в сражениях при Ларге и Кагуле, затем состоял секретным правителем канцелярии графа П.А. Румянцева-Задунайского и вместе с графом С.Р. Воронцовым редактировал текст Кучук-Кайнарджийского договора. Фельдмаршал Румянцев рекомендовал его вниманию императрицы, приблизившей Завадовского к себе, хотя и не надолго. Завадовский занимал видные посты в царской администрации: был сенатором, членом Государственного совета и управляющим Дворянским и Государственным банком. Павлом 1 возведен в графское достоинство и ... отправлен в свое имение Ляличи с дозволением выезжать оттуда не далее 10 верст. При Александре 1 Завадовский был председателем комиссии составления законов, первым министром народного просвещения и председателем департамента законов Государственного совета. Случай ("фавор", как тогда говорили), выдвинувший Завадовского на видное место, сделал его обладателем колоссального богатства. "Подарок" Екатерины Второй ему Ляличей состоял из 2500 душ крестьян и 40 тысяч десятин земли. В дальнейшем он увеличивал свое богатство, не разбираясь в способах: дешево скупал и даже отнимал земли у своих небогатых соседей. Видимо, это было "нормой поведения" царских высокопоставленных лиц, и большинство современников благосклонно отзывается о Завадовском, а А.В. Суворов причислял его к числу придворных старых "любезников", от которых предостерегал свою дочь. Только Г.Р. Державин весьма нелестно отзывался о Завадовском, сообщая о его злоупотреблениях по должности директора Государственного заемного банка. Все время собираясь удалиться от двора на житье в родные места, Завадовский устроил в Ляличах обширную усадьбу.
План дворцовой усадьбы Ляличи. Обмер В. Городкова 1969-1971 годы. 1 - сохранившиеся постройки; 2 – не сохранившиеся постройки; 3 - современная застройка; 4 - Дом-дворец 1795 год; 5 - храм Екатерины 1797 год; 6 - служебный корпус (ныне школа); 7 - корпус на месте оранжерей 1915 год; 8 - каменная ограда парка; 9 - парк;10 - фруктовый сад; 11 - земляная плотина; 12 - летний дворец; 13 - "храм Благодарности"; 14 - место пруда с водопадами; 15 - видовая площадка; 16 - темная аллея; 17 - оранжерея; 18 - служебные корпуса; 19 - современный пруд.
Усадьба располагается на окраине современного села Ляличи. Основной подъезд к ней с дороги Сураж - Мглин, проходящей вдоль северо-западной границы парка усадьбы. Ансамбль усадьбы раскинулся на наиболее возвышенной части местности по обоим склонам берегов ручья Излучье, притока Ипути, протекающей в 3 км от усадьбы. В конце XVIII столетия усадьба получила свое законченное воплощение. Здесь был воздвигнут великолепный дворец, целый ряд вспомогательных и хозяйственных зданий, разбит колоссальный парк, построена замечательная своей архитектурой церковь Екатерины. Усадьба и деревня получили название "Екатериныдар" (здесь в торжественные дни звучал на концертах гимн "славься сим, Екатерина, славься, нежная к нам мать!"...). Это был кульминационный пункт развития усадьбы. Строительство усадьбы связано с именем знаменитого архитектора Джакомо Кваренги - выдающегося представителя русского классицизма. А. Ханенко в "Рассказах о старине" ("Русский архив" ,1868 год) рассказывает, что Завадовский, представляя Екатерине Второй для утверждения составленный Кваренги проект здания Государственного банка, так восхищался им, что Екатерине вздумалось выстроить Завадовскому такой дом на месте его родины. По распоряжению императрицы Кваренги выполнил проект дворца для ее фаворита графа Завадовского в Ляличах. Тот же Ханенко сообщает, что план дворца, проектированный "знаменитым Кваренги", был "исправлен" карандашом самой Екатериной и что этот план с ее поправками многие видели у прежних владельцев "Ляличской усадьбы". Однако в издании рисунков и чертежей Кваренги, осуществленном сыном архитектора Джулио Кваренги, ни планов, ни фасадов Ляличского дворца не находится, как, впрочем, не находится и ряда других бесспорных работ выдающегося зодчего. Своей композицией, приемом расположения основных масс и многими деталями Ляличский дворец напоминает одно из лучших произведений Кваренги - здание Государственного, ранее Ассигнационного банка в Ленинграде (построен в 1783-1790 годах, бюст Дж. Кваренги установлен перед фасадом банка). Оба этих здания являются произведениями 1780-х годов и по времени совпадают с периодом наивысшего расцвета творчества Кваренги. О проекте Ляличского дворца Кваренги упоминает в своем автобиографическом письме 1785 года. Когда было начато строительство дворца, неизвестно. В письме Завадовского к графу Воронцову от 12 апреля 1793 года отмечено, что Завадовский на дом и сад "положил великие тысячи". Постройка дворца, конюшен и других зданий комплекса была закончена в 1795 году. Двумя годами позже освящен красивый и величественный храм Екатерины. Одновременно устраивался и парк.
В основе планировочного решения усадьбы лежала выработанная к концу XVIII столетия развитием русской культуры схема, типичная для многих русских крупных усадебных комплексов. центральным ядром композиции комплекса был дворец, широко раскинувшийся боковыми криволинейными в плане крыльями в вершине громадного "почетного двора" - курдонера. С боковых сторон двора располагались корпуса оранжерей, а передней стороной являлась каменная ограда с монументальными воротами въездов. К этому въезду подводила прямая, не длинная центральная липовая аллея. Она ответвлялась под прямым углом от основной широкой и длинной (в несколько километров) аллеи-дороги. По обе стороны центральной аллеи располагалась большая группа служебных зданий и хозяйственных строений: восемь одноэтажных зданий были поставлены двумя одинаковыми симметричными группами по сторонам от основной дороги, как бы продолжая композицию парадного двора за воротами, а три постройки размещены несколько севернее, вдоль липовой аллеи. Вместе с липовой аллеей эта группа зданий замыкала парадный двор с юго-запада. От основной широкой аллеи, проложенной параллельно парадному фасаду дворца, начинается парк, который с двух сторон охватывает курдонер с его постройками, дворец и опускается к ручью с искусственными прудами. Аллея, минуя пределы фасада усадьбы, заканчивается площадью, на которой господствует выразительный объем церкви Екатерины. За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка. Характер размещения архитектурных элементов ансамбля - парадный, симметричный, создающий торжественную композицию застройки с точно рассчитанной последовательностью восприятия и с акцентами на архитектуре зданий и сооружений. Все объемно-пространственное построение ансамбля неразрывно связано с природным ландшафтом, имеющим открытый, с небольшими редкими рощами всхолмленный рельеф, широту полей, уходящих вдаль, серебряную ленту ручья с зеркалами прудов и в лугах блистающую Ипуть. И над всем этим возвышаются дворец и храм - творения искусства, венчающие красивую природную картину. Массив зелени парка, открытые поверхности прудов, полян и садового партера перед дворцом, строгая и торжественная архитектура сооружений некогда создавали целостную и впечатляющую панораму, грандиозно раскинувшуюся по высоким холмам и видную за несколько километров.
После смерти в 1812 году создателя усадьбы П.В. 3авадовского начался длительный период постепенного низведения ее, распродажи целиком и по частям, хищений, разрушений и почти полного уничтожения.
Первым на этот путь встал сын-наследник В. 3авадовский, продавший усадьбу генерал-аншефу В.В. Энгельгардту, владевшему ею до 1835 года. После этого усадьбу унаследовал его сын А.А. Энгельгардт, который продал имение в 1847 году барону Черкасову.
Но прежде чем продать усадьбу целиком, Энгельгардты распродали и вывезли в другие свои поместья много ценного из коллекций и оборудования Ляличей.
Бронзовая статуя кагульского героя Румянцева была продана черниговскому губернатору, который подарил ее городу Глухову. В этом городе была некогда сосредоточена административная деятельность русского полководца, и там скульптуру использовали в качестве памятника ему. Проект памятника был составлен видным архитектором Н.А. Львовым. Памятник стоял в городе до 1942 года, когда фашисты распилили его на части и пытались увезти в Германию. Но на станции Слоут партизаны отбили эшелон с награбленным имуществом. Местным жителям удалось спрятать и сохранить голову статуи, а в 1943 году передать в глуховский музей. С 1953 года она находится в Сумском краеведческом музее.
Мраморная статуя Екатерины, украшавшая парадную гостиную Ляпичского дворца, находится в музее скульптуры Академии художеств в Ленинграде. От Черкасова Ляличи попадают к гвардии ротмистру Н.А. Атрыганьеву, а тот в 1875 году продает их петербургскому миллионеру-антиквару Линевичу. Последний, по торгашески, быстро расправился с ценностями усадьбы - вывез почти все, что только имело какую-либо художественную или антикварную ценность: гобелены, мебель, картины, статуи, книги и прочее. После нашествия антиквара в доме остались лишь мозаичные полы, лепные потолки, шкафы красного дерева да кое-какая малоценная громоздкая мебель.
Линевич распродавал вывезенные из Ляличей художественные произведения в различные руки: парижскому банкиру Ротшильду было продано бюро Марии-Антуанетты с бронзовыми украшениями Гутьера и с медальонами севрского фарфора, выполненными Буше. Теперь это бюро находится в собрании Луврского музея во Франции. Кровать Марии-Антуанетты была продана Кенсингтонскому музею в Англию; гобелены - в парижский дворец Трокадеро; часть ляличских сокровищ попала во дворцы Павловска и царского Села, остальная разошлась по музеям Европы и Америки.
Безвестный поэт-путешественник, в начале 1860-х годов посетивший Ляличи, описал усадьбу и состояние, в каком он ее застал, включив и местные легенды:
Вот здесь великая царица
Приют любимцу создала,
Сюда искусство созвала
И все, чем блещет лишь столица,
В немую глушь перенесла.
План начертал Кваренги смелый,
Возник дворец, воздвигнут храм.
Красивых зданий город целый
Везде виднеет здесь и там.
Великолепные чертоги!
Ротонда, зал роскошных ряд ...
Со стен на путника глядят,
С ковров красавицы и боги.
И, полный вод, лугов и теней,
Обширный парк облег кругом,
Киоски и беседки в нем,
И бегают стада оленей,
В зверинце темном и густом.
Под куполом, на возвышенье,
Руки художника творенье,
Стоял Румянцева колосс.
Но все ток времени унес:
Еврей Румянцева увез.
Широкий двор травой порос,
И воцарилось запустенье
В дворце и парке. Только там
Порою бродит по ночам
Жена под черным покрывалом,
В одежде черной ... кто она?
Идет по опустевшим залам ...
Ее походка чуть слышна,
Да платья шум, да в мгле зеркал
Порою лик ее мелькал.
Еще видение другое:
По парку ездит в час ночной
Карета. Стук ее глухой
Далеко слышен. Что такое –
Карета та? Кто в ней сидит?
Молва в народе говорит,
Что будто в ней сама царица
С своим любимцем парке мчится ...
("Русский архив",1883 год, книга 2)
После Линевича владельцы усадьбы мельчают - купец Самыков распродает остатки ее имущества. Как пишет журнал "Русский архив" (1887 год), ляличская библиотека, состоявшая из 3750 томов, была куплена в 1878 году у него стародубским книготорговцем Нероновым. А затем и вся усадьба продана гомельским купцам Голодцам. Эти дельцы распродали и растащили остатки того, что не успели истребить их предшественники. В это время не брезговали ничем. Некий ловкий "поклонник красоты" перетащил к себе в деревню Чешуйки два скульптурных панно, выломанных из стен дворца, и прилепил их к своей хате, "украсив" ее доступным ему способом. Уже к началу XX века дворец являл собой дикое зрелище: выломаны оконные переплеты, содраны полы, и среди всего этого разрушения нелепо и обреченно выглядят роскошнейшие росписи стен и потолков, лепнина...
Такое положение усадьбы встревожило архитектурно-художественные и историко-культурные круги русской интеллигенции. По поручению "Общества защиты старины" в 1911-1913 годах архитектор-художник А.Я.Белобородов произвел обмеры и фотографирование Ляличского дворца и храма Екатерины. Часть из этих материалов ныне хранится в музее архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Чертежи Белобородова в 1913 году были изданы в книге Ф.Ф. Горностаева "Строительство графов Разумовских в Черниговщине" с подробным описанием зданий.
В 1914 году Гомельская епархия приобрела усадьбу с целью ее восстановления и использования для размещения учительской школы, сельскохозяйственного высшего училища и церковно-приходской школы. Для реставрации дворца был приглашен художник Н.А. Протопопов. На месте разобранных еще в XIX веке оранжерей было решено возвести два одноэтажных каменных корпуса с двумя портиками по фасаду каждого из них. Южный корпус - учебный; северный - административно-хозяйственный, столовая и общежитие учащихся. Удалось возвести один южный корпус. 6 мая 1915 года в Ляличском дворце состоялось открытие лазарета русской армии на 100 мест, его содержание осуществлялось за счет средств духовенства Черниговской епархии. 6 августа 1915 года была открыта благотворительная столовая на 300 человек. 30 декабря 1916 года состоялось освящение храма при Ляличском дворце, были открыты второклассная учительская женская школа и при ней начальная школа-приют для девочек, чьи отцы погибли на фронте.
А в 1918 году Ляличи были сожжены. Погиб главный дворец, от него остались только руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели, также горевшие, впоследствии были восстановлены. В усадьбе разместилась еврейская коммуна, позднее преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла. Свою "деятельность" артельщики начали с заготовки древесины в парке, вырубив туевую аллею. В 30-х годах дворец вообще наполовину разобрали, и кирпич пустили на строительство картонной фабрики в Сураже. Общее бесхозяйственное использование в соединении с развившимся кладоискательством (бытовала легенда о "несметных сокровищах", где-то скрытых в стенах дворца), заставлявшим долбить стены, привели почти к полному уничтожению дворца и всех других построек. В поисках мнимых сокровищ уничтожали реальные ценности ...
Последний удар Ляличам нанесла Великая Отечественная война.
К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии дом-дворец с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей (переделанный в конюшню) и церковь Екатерины. Огромный парк ( 1349 на 1180 метров ) во многих местах вырублен и сильно запущен.
Левое крыло дворца в 1968-1971 годах было приспособлено для размещения школьных помещений. Силами учащихся, без какого-либо проекта восстановления, в боковом корпусе были размещены школьный спортивный зал, в полуподвале под ним небольшая котельная и мастерская. В криволинейном крыле - несколько классов и под ними учебные мастерские. Просуществовала школа не долго. Был владельцем дворца и садоводческий совхоз "Мичуринский". Его службы занимали правый боковой корпус "особо почетных гостей" и построенный в 1915 году южный учебный корпус на боковой стороне парадного двора. И этих нет. Зато видна деятельность вандалов, продолжающих методично добывать кирпич из руин.
История усадьбы Завадовского продолжается. Какой она будет – зависит от нас. Возникает вопрос: есть ли смысл в наши дни думать о сохранении Ляличского ансамбля, о его использовании? Может быть, предоставить его собственной судьбе, которая неуклонно на протяжении полутораста лет только и делает, что наносит ему удар за ударом? После блестящего возникновения в конце XVIII века все остальное время - это только непрерывная цепь всевозможных утрат для него. Прежде чем ответить на этот вопрос, надо подумать о значении ансамбля в развитии русской архитектуры и паркостроения, подумать о его роли и месте в современной застройке села Ляличи.
Ляличский ансамбль был выдающимся произведением искусства эпохи русского классицизма конца XVIII века. С его созданием тип русской дворцовой усадьбы получил наиболее полное и законченное выражение. Построенный в период расцвета реалистического архитектурного стиля, он является широко известным памятником той эпохи. Проект ансамбля был выполнен в зените творческой деятельности замечательного представителя русской архитектуры Джакомо Кваренги и является одной из лучших его работ.
Совершенство и размах ансамблевого замысла и его осуществления, безупречная чистота стиля архитектуры, оригинальность композиции, счастливая найденность пропорциональных соотношений элементов ансамбля и гармония общего решения, редкая художественность при строгом характере архитектуры, лаконичность и выразительность языка форм, высокое качество технического исполнения построек и выдающееся мастерство паркостроителей, проявленное в использовании, в сущности, обычной местности для исключительно красивого парка, - вот в чем ценность и образец для нас сегодня Ляличского архитектурно-паркового ансамбля.