СУРАЖСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ДОМ-ДВОРЕЦ ЗАВАДОВСКОГО


Усадьба Завадовского   Год постройки: 1780-1795 годы.

  Дворец усадьбы по своему типу несколько напоминает загородные виллы великого итальянского архитектора эпохи Высокого Возрождения Андреа Палладио, предшественника классицистов XVIII века, но значительно превосходит их своим размахом и монументальностью архитектуры.
  Дворец состоял из главного корпуса, трехэтажного, расположенного по продольной оси парадного двора, против парадного въезда. В стороны от главного корпуса расходились криволинейные корпуса (по четверти круга) в плане, одноэтажные с антресолями, на высоком цоколе корпуса. Они соединяли центральную часть с боковыми флигелями, выдвинутыми вперед к боковым сторонам курдонера. Такая гостеприимно приглашающая, раскрытая навстречу входящему в парадный двор композиция дворца придавала ему большую выразительность и парадность. Размах криволинейных корпусов с боковыми флигелями и корпусами оранжерей, длиной 75 метров каждая, вместе с оградой курдонера и парадными воротами образовывали большой парадный двор размером 128,4 на 159,6 метра. Это был один из крупнейших парадных дворов в России.
  О размерах дворца по внешнему обмеру можно судить по следующим данным: главный корпус имеет в плане прямоугольную форму со сторонами 44 и 49 метров и максимальной высотой под куполом 20 метров; боковые флигели имеют ширину 11 и длину 20 метров каждый; криволинейные крылья ширину 9,5 и среднюю длину 33 метра. Высота флигелей и крыльев одинаковая - 7 метров от земли до карниза.
  Любопытный случай, характеризующий нравы царского двора и дворянской верхушки, связан с размерами Ляличского дворца. Во время нахождения 3авадовского в "домашней ссылке" в Ляличах (после воцарения Павел I приказал называть "Екатериныдар" их прежним именем), императору доложили, что 3авадовский живет "выше его", т.е. дом его в Ляличах выше Михайловского замка - резиденции Павла в Петербурге. 3авадовский был вовремя предупрежден и успел насыпать перед домом террасу, закрыв землей его нижний полуподвальный этаж. Дом при измерении получился на аршин ниже, и владелец был избавлен, таким образом, от монаршего гнева.
  Система планировки помещений дворца смешанная: в главном корпусе господствует анфиладная, т.е. непосредственная связь между помещениями, отдельные группы комнат связывались короткими и узкими коридорчиками, помещения криволинейных корпусов в первом и антресольных этажах связаны между собой коридорами вдоль наружных стен парадного фасада (все комнаты окнами "смотрели" в парк); прямоугольные боковые флигели имели анфиладную планировку.
  В первом этаже главного корпуса располагались помещения вестибюля, гардероба, приемных, кабинета и спальни графа, курительные и другие комнаты.
  Во втором этаже - аванзал с выходом на балкон главного портика, круглый высокий колонный зал под центральным куполом; налево от него интимная женская половина, справа - столовая, прямо - главная парадная гостиная, связанная с балконом портика паркового фасада. Из столовой и женской половины были выходы в лоджии боковых фасадов. Левее парадной гостиной - вторая гостиная, будуар и спальни. Справа от нее двухсветный "зеркальный зал". Последний предназначался для концертов и танцев. Оркестр помещался на хорах третьего этажа.
  В третьем этаже - семейные помещения, детские спальни, комнаты игр и занятий.
  Связь между этажами осуществлялась четырьмя лестницами - парадной, расположенной слева от вестибюля и аванзала второго этажа, и тремя "служебными" лестницами.
  В полуподвальном и подвальном этаже размещались комнаты прислуги, кладовые, кухни и другие хозяйственные помещения. В криволинейных корпусах и в левом флигеле находились комнаты для гостей, в правом боковом флигеле - апартаменты для особо важных гостей. Всего в наземных этажах дворца было 85 залов и комнат, 9 лестничных помещений и 19 коридоров и небольших переходов; в подземном этаже 45 помещений, 3 коридора и две лестницы. Все вместе это составляло 163 помещения.
  Конструктивное решение здания обычное для того времени: несущие массивные кирпичные стены наружные и внутренние, покоились на фундаментах, выложенных из красного обожженного кирпича. Помещения подвала и часть помещений первого этажа были перекрыты кирпичными цилиндрическими сводами. Междуэтажные и чердачные перекрытия, в основном плоские и частично сводчатые, - деревянные, с оштукатуренными потолками. Центральный круглый и колонный зал был покрыт полусферическим куполом, покоящимся на квадратном пьедестале. Отделочный материал фасадов здания - штукатурка по кирпичной кладке.
  Объемно-планировочная композиция дворца отличается строгостью и простотой. Она основывалась на контрасте протяженной нижней части здания - первого этажа дворца и крыльев с боковыми флигелями - и возвышающейся над ней трехэтажной массой главного корпуса, увенчанного выразительным куполом. Нижняя, сравнительно невысокая часть, связывала дворец с остальными постройками ансамбля - оранжереями по сторонам курдонера, парадными воротами, со зданиями деловой и хозяйственной части усадьбы, расположенными за аллеей в юго-западной части усадьбы. Не только общностью высоты, но и всем характером внешней архитектуры эти постройки составляли одно неразрывное целое.
  Над группой зданий ансамбля господствовал центральный трехэтажный объем дворца, возносивший высоко эффектный купол.
  Архитектурный облик дворца отличался выразительностью и простотой , сдержанностью декоративного убранства, покорял зрителя общей строгостью и ясностью архитектуры, точными пропорциональными отношениями частей между собой и согласованностью с целым. Нижний этаж обработан горизонтальными рустами, придающими ему мощь и прочность, подчеркивающими его горизонтальную протяженность, крепкую связь с землей. Стены первого этажа почти лишены украшений. Лишь замковые камни арок имели скульптурные маскароны. По контуру одноэтажных корпусов стены, выше простого тянутого карниза, завершались невысоким парапетом, частично скрывавшим крышу и увеличивающим высоту крыльев флигелей. Верхние этажи оштукатурены гладко. Окна во втором этаже имеют стройную прямоугольную форму, обрамлены простыми рамками наличников с сандриками (полочками) наверху. Стены центральной части здания завершаются венчающим карнизом. Он оживлен лепными кронштейнами, бросающими зубчатую тень на гладкую стену. Таков скромный и спокойный фон, на котором звучно и четко, подчеркнутые глубокой тенью, выделялись шести колонные портики главного и паркового фасадов и колонны лоджий боковых фасадов. Колонны портиков объединяют верхние этажи здания, они несут треугольные "римские" фронтоны и совместно с куполом, увенчивающим дворец, выделяют его центральную ось, по которой расположены главный и парковый входы. Нарядные коринфские капители колонн вместе с кронштейнами карниза, балюстрадами ограждений балконов и лоджий и маскаронами замков арок первого этажа - вот и все орнаментальные украшения наружного облика дворца. Они лишь подчеркивают простоту и строгость архитектуры классицизма. Большую выразительность и пластичность архитектуре здания придавали лоджии боковых фасадов. Они вносили мягкость и жилой уют в строгий классицистический образ дворца. Простота и строгость, даже некоторая "холодность", присущая как многим произведениям Кваренги, так и внешней архитектуре дворца, как бы подготовляла сильнейший эффект, который должно было производить его внутреннее убранство.
  Наиболее нарядно были отделаны: вестибюль, приемная и кабинет графа, главная лестница и помещения для особо важных гостей в правом флигеле, которые могли спорить своей отделкой с самыми парадными помещениями. По старинным сведениям, Завадовский предпринял строительство дворца с такой роскошью, намереваясь принять в нем Екатерину Вторую с ее свитой во время намеченного путешествия царицы в Тавриду и Крым. И якобы для нее предназначался правый флигель с роскошно отделанными апартаментами. Однако впоследствии маршрут императрицы был изменен, и в своей поездке она миновала Ляличи. Тем не менее в XIX веке создались легенды о ее пребывании в Ляличском дворце. Тому способствовала и мраморная статуя Екатерины, стоявшая на входе в центральном круглом зале. Статуя была выполнена настолько правдоподобно, что входившие во дворец принимали ее за настоящую императрицу с вытекающими последствиями (дамы от неожиданности падали в обморок, представители мужской половины предпочитали падать на колени, что очень веселило хозяина).
  Пышность, изящность и красочность отделки сосредоточивались в главных помещениях второго этажа, которые группировались вокруг центрального купольного зала. Это помещения аванзала, столовой, самого большого зеркального зала, главной парадной гостиной и будуара женской половины. Залы и комнаты украшали живопись, барельефы, лепной орнамент, фресковая роспись потолков, фигурные кафельные печи, зеркала, гобелены и великолепная мебель. Пленный врач наполеоновской армии де ла Флиз, побывавший в Ляличах в 1813 году, вспоминал: "Нас встретили дворецкий и множество слуг в ливреях с золотым галуном и повели в залу, украшенную мраморными статуями и историческими картинами... в так называемой Аполлоновой зале висит портрет императрицы Екатерины II во весь рост, в великолепной раме с императорской короной. Другая зала, Лукуллова, была обита гобеленовыми обоями, изображающими мифологические сцены — это был подарок императрицы. Кругом стояли дорогие мраморные статуи. Почти везде были развешаны картины первых мастеров, ценность им полагают в 100 тысяч рублей". Остальные помещения второго этажа были отделаны несколько скромнее, но не без художественности и тонкости решения.
  Вершиной внутренней отделки был круглый под центральным куполом зал. Это проходное со всех сторон помещение величественно устремлялось вверх навстречу мягкому свету, лившемуся из-под купола. Восемь пар колонн украшали круглую стену зала. Он был предназначен для размещения картин и статуй.
  Помещения третьего этажа были просты по отделке и вполне соответствовали своему жилому семейному назначению.
  В отделке интерьеров парадных помещений использованы колонны, пилястры, лепные и тянутые карнизы, филенки, многоцветные орнаментально-декоративные росписи стен и потолков, облицовка камнем и деревом, зеркала, гобелены, скульптура, узорчатые паркетные полы. Богатая архитектурная отделка дополнялась мраморными скульптурами, картинами, редкими по ценности и художественности коллекциями фарфора и хрусталя, мебелью работы первоклассных мастеров. Богатейший крепостник-вельможа Завадовский перекупил у графа Безбородко среди художественных произведений и драгоценных украшений даже оборудование спальни французской королевы Марии-Антуанетты из ее Версальского дворца Трианона после ее казни на гильотине и распродажи королевского имущества на аукционе в Париже. Кровать казненной королевы и другие исключительной ценности предметы оборудования спальни размещались в будуаре второго этажа Ляличского дворца.
  Следует отметить, что внутренняя отделка здания выполнялась с большой экономией художественных средств, характеризующей мастерство автора проекта Кваренги и тех архитекторов и мастеров, которые осуществляли проект в натуре. Это прежде всего проявлялось в умении ограниченным количеством форм и отливок создать весьма значительное многообразие различных лепных композиций и мотивов убранства, сохраняя и усиливая стилевое единство внутренней отделки.
  Богатство и роскошь отделки, общий размах в строительстве дворца поражают гигантским расточительством материальных средств для пользования ... одной дворянской семьи, которая к тому же и проживала-то здесь мало. Роскошь, проявленная здесь, оставляла далеко позади даже таких богатейших помещиков того времени, как владельцы известных подмосковных усадеб - Останкино, Кусково, Архангельское и других, строивших свои дворцы из дерева, а не кирпича, как Ляличский дворец.


Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского

Усадьба Завадовского