Год постройки: 1780-1795 годы.
Дворец усадьбы по своему типу несколько напоминает загородные виллы великого итальянского архитектора эпохи Высокого Возрождения Андреа Палладио, предшественника классицистов XVIII века, но значительно превосходит их своим размахом и монументальностью архитектуры.
Дворец состоял из главного корпуса, трехэтажного, расположенного по продольной оси парадного двора, против парадного въезда. В стороны от главного корпуса расходились криволинейные корпуса (по четверти круга) в плане, одноэтажные с антресолями, на высоком цоколе корпуса. Они соединяли центральную часть с боковыми флигелями, выдвинутыми вперед к боковым сторонам курдонера. Такая гостеприимно приглашающая, раскрытая навстречу входящему в парадный двор композиция дворца придавала ему большую выразительность и парадность. Размах криволинейных корпусов с боковыми флигелями и корпусами оранжерей, длиной 75 метров каждая, вместе с оградой курдонера и парадными воротами образовывали большой парадный двор размером 128,4 на 159,6 метра. Это был один из крупнейших парадных дворов в России.
О размерах дворца по внешнему обмеру можно судить по следующим данным: главный корпус имеет в плане прямоугольную форму со сторонами 44 и 49 метров и максимальной высотой под куполом 20 метров; боковые флигели имеют ширину 11 и длину 20 метров каждый; криволинейные крылья ширину 9,5 и среднюю длину 33 метра. Высота флигелей и крыльев одинаковая - 7 метров от земли до карниза.
Любопытный случай, характеризующий нравы царского двора и дворянской верхушки, связан с размерами Ляличского дворца. Во время нахождения 3авадовского в "домашней ссылке" в Ляличах (после воцарения Павел I приказал называть "Екатериныдар" их прежним именем), императору доложили, что 3авадовский живет "выше его", т.е. дом его в Ляличах выше Михайловского замка - резиденции Павла в Петербурге. 3авадовский был вовремя предупрежден и успел насыпать перед домом террасу, закрыв землей его нижний полуподвальный этаж. Дом при измерении получился на аршин ниже, и владелец был избавлен, таким образом, от монаршего гнева.
Система планировки помещений дворца смешанная: в главном корпусе господствует анфиладная, т.е. непосредственная связь между помещениями, отдельные группы комнат связывались короткими и узкими коридорчиками, помещения криволинейных корпусов в первом и антресольных этажах связаны между собой коридорами вдоль наружных стен парадного фасада (все комнаты окнами "смотрели" в парк); прямоугольные боковые флигели имели анфиладную планировку.
В первом этаже главного корпуса располагались помещения вестибюля, гардероба, приемных, кабинета и спальни графа, курительные и другие комнаты.
Во втором этаже - аванзал с выходом на балкон главного портика, круглый высокий колонный зал под центральным куполом; налево от него интимная женская половина, справа - столовая, прямо - главная парадная гостиная, связанная с балконом портика паркового фасада. Из столовой и женской половины были выходы в лоджии боковых фасадов. Левее парадной гостиной - вторая гостиная, будуар и спальни. Справа от нее двухсветный "зеркальный зал". Последний предназначался для концертов и танцев. Оркестр помещался на хорах третьего этажа.
В третьем этаже - семейные помещения, детские спальни, комнаты игр и занятий.
Связь между этажами осуществлялась четырьмя лестницами - парадной, расположенной слева от вестибюля и аванзала второго этажа, и тремя "служебными" лестницами.
В полуподвальном и подвальном этаже размещались комнаты прислуги, кладовые, кухни и другие хозяйственные помещения. В криволинейных корпусах и в левом флигеле находились комнаты для гостей, в правом боковом флигеле - апартаменты для особо важных гостей. Всего в наземных этажах дворца было 85 залов и комнат, 9 лестничных помещений и 19 коридоров и небольших переходов; в подземном этаже 45 помещений, 3 коридора и две лестницы. Все вместе это составляло 163 помещения.
Конструктивное решение здания обычное для того времени: несущие массивные кирпичные стены наружные и внутренние, покоились на фундаментах, выложенных из красного обожженного кирпича. Помещения подвала и часть помещений первого этажа были перекрыты кирпичными цилиндрическими сводами. Междуэтажные и чердачные перекрытия, в основном плоские и частично сводчатые, - деревянные, с оштукатуренными потолками. Центральный круглый и колонный зал был покрыт полусферическим куполом, покоящимся на квадратном пьедестале. Отделочный материал фасадов здания - штукатурка по кирпичной кладке.
Объемно-планировочная композиция дворца отличается строгостью и простотой. Она основывалась на контрасте протяженной нижней части здания - первого этажа дворца и крыльев с боковыми флигелями - и возвышающейся над ней трехэтажной массой главного корпуса, увенчанного выразительным куполом. Нижняя, сравнительно невысокая часть, связывала дворец с остальными постройками ансамбля - оранжереями по сторонам курдонера, парадными воротами, со зданиями деловой и хозяйственной части усадьбы, расположенными за аллеей в юго-западной части усадьбы. Не только общностью высоты, но и всем характером внешней архитектуры эти постройки составляли одно неразрывное целое.
Над группой зданий ансамбля господствовал центральный трехэтажный объем дворца, возносивший высоко эффектный купол.
Архитектурный облик дворца отличался выразительностью и простотой , сдержанностью декоративного убранства, покорял зрителя общей строгостью и ясностью архитектуры, точными пропорциональными отношениями частей между собой и согласованностью с целым. Нижний этаж обработан горизонтальными рустами, придающими ему мощь и прочность, подчеркивающими его горизонтальную протяженность, крепкую связь с землей. Стены первого этажа почти лишены украшений. Лишь замковые камни арок имели скульптурные маскароны. По контуру одноэтажных корпусов стены, выше простого тянутого карниза, завершались невысоким парапетом, частично скрывавшим крышу и увеличивающим высоту крыльев флигелей. Верхние этажи оштукатурены гладко. Окна во втором этаже имеют стройную прямоугольную форму, обрамлены простыми рамками наличников с сандриками (полочками) наверху. Стены центральной части здания завершаются венчающим карнизом. Он оживлен лепными кронштейнами, бросающими зубчатую тень на гладкую стену. Таков скромный и спокойный фон, на котором звучно и четко, подчеркнутые глубокой тенью, выделялись шести колонные портики главного и паркового фасадов и колонны лоджий боковых фасадов. Колонны портиков объединяют верхние этажи здания, они несут треугольные "римские" фронтоны и совместно с куполом, увенчивающим дворец, выделяют его центральную ось, по которой расположены главный и парковый входы. Нарядные коринфские капители колонн вместе с кронштейнами карниза, балюстрадами ограждений балконов и лоджий и маскаронами замков арок первого этажа - вот и все орнаментальные украшения наружного облика дворца. Они лишь подчеркивают простоту и строгость архитектуры классицизма. Большую выразительность и пластичность архитектуре здания придавали лоджии боковых фасадов. Они вносили мягкость и жилой уют в строгий классицистический образ дворца. Простота и строгость, даже некоторая "холодность", присущая как многим произведениям Кваренги, так и внешней архитектуре дворца, как бы подготовляла сильнейший эффект, который должно было производить его внутреннее убранство.
Наиболее нарядно были отделаны: вестибюль, приемная и кабинет графа, главная лестница и помещения для особо важных гостей в правом флигеле, которые могли спорить своей отделкой с самыми парадными помещениями. По старинным сведениям, Завадовский предпринял строительство дворца с такой роскошью, намереваясь принять в нем Екатерину Вторую с ее свитой во время намеченного путешествия царицы в Тавриду и Крым. И якобы для нее предназначался правый флигель с роскошно отделанными апартаментами. Однако впоследствии маршрут императрицы был изменен, и в своей поездке она миновала Ляличи. Тем не менее в XIX веке создались легенды о ее пребывании в Ляличском дворце. Тому способствовала и мраморная статуя Екатерины, стоявшая на входе в центральном круглом зале. Статуя была выполнена настолько правдоподобно, что входившие во дворец принимали ее за настоящую императрицу с вытекающими последствиями (дамы от неожиданности падали в обморок, представители мужской половины предпочитали падать на колени, что очень веселило хозяина).
Пышность, изящность и красочность отделки сосредоточивались в главных помещениях второго этажа, которые группировались вокруг центрального купольного зала. Это помещения аванзала, столовой, самого большого зеркального зала, главной парадной гостиной и будуара женской половины. Залы и комнаты украшали живопись, барельефы, лепной орнамент, фресковая роспись потолков, фигурные кафельные печи, зеркала, гобелены и великолепная мебель. Пленный врач наполеоновской армии де ла Флиз, побывавший в Ляличах в 1813 году, вспоминал: "Нас встретили дворецкий и множество слуг в ливреях с золотым галуном и повели в залу, украшенную мраморными статуями и историческими картинами... в так называемой Аполлоновой зале висит портрет императрицы Екатерины II во весь рост, в великолепной раме с императорской короной. Другая зала, Лукуллова, была обита гобеленовыми обоями, изображающими мифологические сцены — это был подарок императрицы. Кругом стояли дорогие мраморные статуи. Почти везде были развешаны картины первых мастеров, ценность им полагают в 100 тысяч рублей". Остальные помещения второго этажа были отделаны несколько скромнее, но не без художественности и тонкости решения.
Вершиной внутренней отделки был круглый под центральным куполом зал. Это проходное со всех сторон помещение величественно устремлялось вверх навстречу мягкому свету, лившемуся из-под купола. Восемь пар колонн украшали круглую стену зала. Он был предназначен для размещения картин и статуй.
Помещения третьего этажа были просты по отделке и вполне соответствовали своему жилому семейному назначению.
В отделке интерьеров парадных помещений использованы колонны, пилястры, лепные и тянутые карнизы, филенки, многоцветные орнаментально-декоративные росписи стен и потолков, облицовка камнем и деревом, зеркала, гобелены, скульптура, узорчатые паркетные полы. Богатая архитектурная отделка дополнялась мраморными скульптурами, картинами, редкими по ценности и художественности коллекциями фарфора и хрусталя, мебелью работы первоклассных мастеров. Богатейший крепостник-вельможа Завадовский перекупил у графа Безбородко среди художественных произведений и драгоценных украшений даже оборудование спальни французской королевы Марии-Антуанетты из ее Версальского дворца Трианона после ее казни на гильотине и распродажи королевского имущества на аукционе в Париже. Кровать казненной королевы и другие исключительной ценности предметы оборудования спальни размещались в будуаре второго этажа Ляличского дворца.
Следует отметить, что внутренняя отделка здания выполнялась с большой экономией художественных средств, характеризующей мастерство автора проекта Кваренги и тех архитекторов и мастеров, которые осуществляли проект в натуре. Это прежде всего проявлялось в умении ограниченным количеством форм и отливок создать весьма значительное многообразие различных лепных композиций и мотивов убранства, сохраняя и усиливая стилевое единство внутренней отделки.
Богатство и роскошь отделки, общий размах в строительстве дворца поражают гигантским расточительством материальных средств для пользования ... одной дворянской семьи, которая к тому же и проживала-то здесь мало. Роскошь, проявленная здесь, оставляла далеко позади даже таких богатейших помещиков того времени, как владельцы известных подмосковных усадеб - Останкино, Кусково, Архангельское и других, строивших свои дворцы из дерева, а не кирпича, как Ляличский дворец.