Севский Кресто-Воздвиженский женский монастырь учрежден 7 марта 2000 года. Открыт постановлением Епархиального совета Брянской Епархии от 18 мая 2000 года на территории Севского храма в честь Воздвижения Креста Господня, по имени которого и получил свое название. Открыт на территории Севского храма в честь Воздвижения Креста Господня в связи с невозможностью быстрого восстановления Троицкого Севского монастыря. В монастыре гостиницы для паломников не имеется, есть библиотека, имеется садово-огородное хозяйство. Богослужения совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни: Божественная литургия в 7.00 и вечерня с утреней в 17.00. Монастырские праздники: дни празднования в честь иконы Божией Матери Молченская (7 мая); празднования в честь Креста Господня; память сщмч. Варлаама (Попова) – (8 декабря).
Дополнительно:
Церковь Воздвижения креста Господня
Молченская чудотворная икона Божией Матери
Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Военно-статистическое описание Российской Империи. 1853 год. Орловская губерния
Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. 2011
В двадцати километрах от города Путивля Сумской области, по преданию, в глубокой древности среди Молченских болот на Чудной горе возник монастырь, который так и назывался "Молченским". Русская земля пережила не одно нашествие иноплеменников, которые разоряли и опустошали города, села и, безусловно, монастыри и церкви. К концу XIV века вследствие очередного варварского нашествия Молченская пустынь пришла в упадок. "Потом сие место лежало впусте некоторое время. По сем же, волею Божиею, на место сие приидоша от киевских приделов два отшельника монаха". После смерти тела подвижников были положены в той же пещере, где они подвизались. Место же, на котором был когда-то древний монастырь, снова было заброшено. Но в начале XV столетия Господу было угодно прославить его явлением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
В летописи читаем: "На осень 1405 года, в месяце сентемврии, 18 числа человек некий, бортник, хождаше в лесе по-над болотом Молчею, осматривая на древах борты (ульи) со пчелами, и егда быть на месте, на горе, зовомой Чудной, идеже живша прежде помянутии два монаха и скончашася, внезапу узре свет сияющ на древе, зововом липа, и пришед ближае, увиде на древе стояще икону Пречистыя Богородицы с Превечным, на левой руке держимым, Младенцем. Он же ужасяся, пад, поклонися до земли пред святою иконою, и се глас бысть к нему: "Да построится на сем месте церковь Пречистей Богородице!" В скором времени на месте сем была срублена часовня, потом построена церковь и начато обустройство монастыря. Шли годы, десятилетия. Пустынь разрасталась, увеличивалось число братии, по всей Руси ширилась слава о чудесах, присходивших от чудотворной иконы Пресвятой Богородицы".
Однако времена менялись. Известно, что в 1522 году крымские татары во время нашествия своего "разорили древнюю Молченскую пустынь". И хотя усердие путивльских жителей к месту явления чудотворной иконы не оскудевало, до возрождения монастыря было еще далеко. А Матерь Божия Сама определила для Себя путь. Об этом мы читаем в древнем славянском манускрипте, хранившемся в Севском девичьем монастыре : "… в 1612 году, когда грозные полчища поляков стали надвигаться на город Путивль, тогда Царица Небесная явилась в сонном видении трем инокиням Путивльского монастыря, повелела им взять чудотворную Ее икону и бежать в город Севск. Сошедшись на утрени в церкви, каждая из них усердно молилась пред чудотворной иконой, размышляя о таинственном видении. Наконец они объяснились между собою и поняли, что всем им было благодатное повеление от Самой Царицы Небесной, которое они решили единодушно исполнить".
Между тем в городе Севске совершилось подобное же чудо. Здесь на пустынном кладбище, на месте, именуемом Татарское побоище, при большой дороге, был сооружен небольшой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вблизи него были устроены две полуземляные келии, где подвизались отшельницы в посте и непрестанной молитве. В одну ночь старшая из них услышала глас: "ныне приидет к вам Царица, будьте готовы изыти на сретение Ея. Изыдите по вечерней молитве на путь, ведущий к Киеву". Удивленная старица, проснувшись от сна, не смогла забыть слышанное и весь тот день размышляла сама с собою: "что бы такое значило это возвещение?". После вечерней молитвы, как было ей сказано, она смиренно предложила жившим с ней старицам выйти на дорогу. Тогда другие две старицы сказали ей, что они слышали во сне подобное возвещение о приходе Царицы Небесной, и все вместе пошли по Киевской дороге, где они вскоре встретили трех неизвестных странниц, которые приближались уже к городу. Юнейшая из них шла впереди других и на руках несла створчатый киот со Святою иконою. Подойдя к старицам, она спросила: "Далеко ли еще до города Севска? И кто есть в городе такой боголюбивый, который бы приютил их странных?". Тогда севские старицы исполнились великой радости и объяснили им, что они посланы от Самой Царицы Небесной навстречу им и усердно просят посетить храм и остаться на жительство вместе с ними.
Так совершилось перенесение чудотворной Молченской иконы Божией Матери в 24 день апреля месяца 1612 года и было положено начало основанию общежительного девичьего монастыря. Вскоре по принесении чудотворной иконы на пустынном кладбище стали умножаться келии. С увеличением числа иночествующих и богомольцев был построен еще один храм во Имя Святой Живоначальной Троицы и сам монастырь стал называться Троицким.
"Троицкий девичий, 3 класса, Орловской Епархии в городе Севске, существует с 1684 года. В нем церковь во имя Живоначальной Троицы" сообщает "Описание монастырей Российской империи" в 1834 году.
В "Очерке Севского Троицкого девичьего монастыря" за 1873 год читаем: "В Орловской Епархии есть старинный город Севск. Было время, когда этот город славился, как значительный между городами Московского княжества. В нем жили царские воеводы, была архиерейская резиденция. Но более всего славен этот город явленною Молченскою иконою Божией Матери".
Из описания города Севска, составленного по указу Петра Великого в последних годах XVII столетия, видно, что Севский девичий монастырь в те годы существовал внутри самого города, "обнесеннаго" дубовыми стенами, крытыми тесом, с дубовыми башнями, по большей части восьмиугольными, возвышавшимися до 20 сажен с крепостным валом. Сама обитель была уже в числе зданий, достойных внимания. "Троицкий Новодевичий монастырь, - читаем мы в очерке, - с церковью и деревянными келиями обнесен ольховым частоколом. Подле святых ворот выкопан колодезь, выстроена колокольня, на которой имеются четыре колокола, подаренные монастырю Великими Князьями Иоанном и Петром Алексеевичами и сестрой их Великой Княгиней Софией Алексеевной". Жизнь девичьего монастыря тесно связана с пребыванием в нем чудотворной иконы. Многие странники приходили сюда за утешением и помощью. Случаи исцеления тщательно фиксировались. По описи 1908 года в монастыре жили 88 монахинь и 449 послушниц.
После октябрьской революции 1917 года в Севске из одиннадцати действующих храмов постепенно закрываются десять, а затем и уничтожается часть из них. В 1921 году закрывается Троицкий женский монастырь. По рассказам очевидцев, многие книги, Святыни, Богослужебные принадлежности были разграблены, розданы, преданы огню. С Молченской иконы была похищена риза с драгоценностями. Сама Молченская икона была выброшена. Но одной из насельниц монастыря, монахине Фотинии (Петрунькиной), удалось ее спасти.
Большая часть монахинь закрытого монастыря поселилась в городе Севске и его окрестностях. На Богослужения и молитвы многие из них собирались в Кресто-Воздвиженском храме. Очевидцы рассказывали, что в 1951 году храм посещали 52 монахини, которые пели на клиросе, трудились в храме. Приход был многолюдный: это был единственный храм на пять районов Курской, Брянской и Орловской областей. По воскресным и праздничным дням Молченская икона Божией Матери приносилась в храм, перед ней монахини и прихожане читали Акафист. Для Образа была вышита новая риза, украшенная бисером и цветными камнями. Монахиня Фотиния (Петрунькина) берегла икону и хранила ее у себя дома.
В 1959 году монахиня передала Молченскую икону Божией Матери в храм, который в 2000 году был преобразован в Кресто-Воздвиженский женский монастырь. Таким образом, исполнился Божий Промысел о месте пребывания чудотворной иконы.