СЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ ВАРЛААМ БРЯНСКИЙ


  19 июня 1880 года, в день памяти Преподобного Варлаама Важского, Шенкурского в семье священника села Лобаново Радогощской волости Севского уезда Орловской губернии Петра Попова родился мальчик, которого во Святом крещении нарекли именем Варлаам.
  В XIX веке Лобаново было большим селом, более чем с тысячным населением. Оно стояло в полутора верстах от станции Комаричи Московско-Киево-Воронежской железной дороги и в двух верстах от Киевского тракта. Свое название село получило от крутых холмов, на которых оно располагалось. Эти холмы, напоминавшие лбы, спускались к большому озеру, разделявшему Лобаново на две части. Древний сельский храм был деревянным, а в 1805 году на пожертвования княгини Натальи Петровны Голициной был построен каменный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы с колокольней и оградою. К селу со всех сторон примыкали рощи со множеством озер.
  Первоначальное образование дети священников получали дома. Но в Лобаново была и Церковно-приходская школа, в которой помимо обучения Закону Божию, чтению и письму, детей крестьян обучали и церковному пению. По свидетельству очевидца, пение их было оригинально, по некоторым приемам, свойственным крестьянскому хоровому пению, но оно было дружное, стройное и дышало редким усердием и искренностью. Дети привлекались к участию в церковном пении, что имело большое значение для приучения их к молитве, воспитывало в них любовь к Богу и Церкви. Молитва домашняя и церковная, чтение духовной литературы, посильная помощь родителям в домашнем хозяйстве, которое у сельских священников мало чем отличалось от хозяйств их прихожан-крестьян, все это, несомненно, оказывало большое влияние на духовное формирование личности.
  В 1891 году, когда Варлааму исполнилось 11 лет, он был определен в приготовительный класс Духовного Училища, которое находилось в уездном городе Севск. Училище в то время не имело собственного здания, и уже 14-й год занятия проходили в наемных помещениях. Но вот наступил новый учебный год, в котором двенадцатилетний отрок стал свидетелем двух незаурядных событий.
  В конце августа 1892 года село Лобаново посетил Преосвященный Иоанникий (Казанский), Епископ Михайловский, викарий Рязанской Епархии - местный уроженец, сын псаломщика Лобановского Свято-Троицкого храма. Преосвященный Иоанникий совершил в храме Божественную Литургию и панихиду по своим родителям, которые покоились на приходском кладбище. До сих пор ни один Архиерей не посещал храм села Лобаново, и многие жители впервые видели Архиерейское служение.
  А 20 сентября 1892 года в городе Севск происходило торжественное освящение нового здания Духовного Училища и устроенного при нем домового храма во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которое было совершено Преосвященнейшим Мисаилом (Крыловым), Епископом Орловским и Севским. В 1896 году в разрядном списке воспитанников Севского Духовного Училища, составленном после годичных испытаний, третьим среди учащихся 2-ого разряда значится Варлаам Попов, признанный окончившим курс и удостоенным перевода в Семинарию. Духовная Семинария находилась в губернском городе Орел, который отстоял в 130 верстах от его родного дома. Начинался новый этап жизни юноши, более ответственный.
  Сейчас уже невозможно выяснить, по какой причине Варлаам обучался в 1-ом классе Семинарии два года. В разрядных списках, которые публиковались в Орловских Епархиальных Ведомостях по окончании каждого учебного года, семинарист Варлаам Попов значился среди первых учеников 2-го разряда. Вероятно, вследствие болезни, он провел в стенах Семинарии вместо шести лет - семь. После выпуска 23-летний Варлаам Попов был определен учителем образцовой одноклассной Церковно-приходской школы при второклассной школе села Воскресенск на Мезине Орловского уезда Орловской губернии. Молодой учитель добросовестно выполнял свое новое послушание. В 1906 году, по резолюции Преосвященнейшего Кириона (Садзагелова), Епископа Орловского и Севского, Епархиальным Училищным Советом ему была выражена благодарность за усердные и полезные труды по Церковно-школьной деятельности.
  11 октября 1906 года Варлаам Петрович Попов был определен на священническое место к храму во Имя Святой Троицы села Поздняшовка Севского уезда. 8 декабря 1906 года Преосвященный Митрофан (Афонский), Епископ Елецкий, Викарий Орловской Епархии, рукоположил его во диакона во время Божественной Литургии в Крестовом храме Орловского Архиерейского Дома. А 10 декабря 1906 года, в день памяти Святителя Иоасафа Белгородского, Преосвященный Митрофан во время Божественной Литургии в Орловском Кафедральном Соборе рукоположил диакона Варлаама во священника.
  Почему от назначения на священническое место до рукоположения прошло почти два месяца? Скорее всего в этот период до начала Рождественского поста (14 ноября) было совершено Таинство брака с Раисой Григорьевной, в девичестве Прудниковой, уроженкой города Севск. К сожалению, метрические книги Севских храмов и храма села Лобаново за этот период не сохранились, и более точно ответить на этот вопрос не предоставляется возможным.
  В селе Поздняшовка в начале XX века проживало более 2000 жителей. Каменный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы, построенный в 1876 году на средства прихожан и благодаря значительному пожертвованию помещицы Наталии Александровны Де-Санглер, вмещал до 1000 человек.
  Молодой священник являлся строителем, заведующим и законоучителем Поздняшовской Церковно-приходской школы, и уже в 1909 году был удостоен Архипастырского благословения с грамотой за усердные и полезные Церковно¬школьные груды. А в 1914 году, ко Дню Святой Пасхи, Преосвященнейшим Григорием (Вахниным), Епископом Орловским и Севским, он был награжден набедренником. Здесь, в Поздняшовке, у отца Варлаама и матушки Раисы родились дети: Римма - в 1908 году, Зинаида - в 1909 году, Зоя, которая умерла младенцем, Мария - в 1914 году, Галина - в 1916 году. Дочь Елена родилась в 1920 году. Десять лет жизни семьи батюшки были связаны с Поздняшовкой.
  1 января 1917 года отец Варлаам был перемещен на священническое место в родное село Лобаново.
  События гражданской войны, переламывающие судьбы людей, трагично отразились на его семье. В сентябре-октябре, когда шли ожесточенные бои за Севск, в Комаричах и Лобаново находился Кубанский полк Красной армии. Красноармейцы хотели убить священника и его семью. Предупрежденный жителями села Гороховым Феодосием, Клевановым Ионой и другими, отец Варлаам укрылся, и в течение четырех дней крестьяне скрывали батюшку от расправы.
  События осени 1919 года, происходившие близ станции Комаричи Севского уезда, описывает в своих воспоминаниях Архиепископ Василий (Кривошеин). Один из местных жителей, крестьянин, жаловался ему "на насилие и произвол "красных кубанцев": "От них стонет все местное население. Грабят, насильничают, убивают. На днях они зверски убили одного студента, близлежащего села. Он был оттуда родом. Его и до этого "кубанцы" притесняли, грозили арестовать, подозревали. Он решил бежать к белым, но "кубанцы" его поймали. Жители умоляли его пощадить, заступались за него, говорили, что он хороший и нужный им человек. Ручались за него, но "кубанцы" его зверски зарубили. Отрубили пальцы, ноги, долго мучили. "Это не люди, а звери, - говорил хозяин, - не дай Бог им в руки попасться".
  "Не дай Бог, если вернуться красные. Они нам мстить будут за то, что мы вас принимаем", - говорила крестьянка средних лет. А ее двенадцатилетняя дочь с какой-то недетской серьезностью и сосредоточенностью добавила: "Они всех нас убьют, замучат".
  После прихода деникинцев отец Варлаам возобновил службы в храме, на которых поминал временное правительство, Патриарха Тихона и местного Архиерея. Через три недели в середине октября деникинские части стали отступать. Крестьяне не решились больше укрывать батюшку, и он принял решение с семьей перебраться на Украину к брату Николаю Петровичу, в Александро-Грушевск. На телеге, с четырьмя маленькими детьми, матушкой, которая ждала пятого ребенка, семья через Севск и Поздняшовку добралась до станции Арбузово в Курской губернии. Там отец Варлаам продал лошадь, и они поездом добрались до Харькова. Продолжать путь всем вместе было сложно, и батюшка оставил семью в Борисовской Тихвинской женской Пустыни. Добрался до Александро-Грушевска, но брата там не нашел. Через четыре дня бесплодных поисков он вынужден был уехать в Екатеринодар. Впоследствии, на допросе, отец Варлаам так описывал эти события. "...Я уехал в Екатеринодар. Средства мои истощались, и я нашел приют в Духовном Училище против Екатеринодарского Собора, ничем не занимался до декабря месяца 1919 года, и средством к существованию были остатки с ученического стола. С декабря месяца я уехал в Лебяжский монастырь Кубанской области, где ни на какой службе не состоял, ходил молиться в церковь и довольствовался монастырской трапезой до половины декабря 1919 года. Затем я уехал в станицу Переяславскую Брюховецкой волости Каневского отдела Кубанской области, по просьбе больного священника о. Иоанна Нецветаева, где служил до апреля 1920 года. В апреле 1920 года я возвратился домой в село Лобаново и поступил священником в город Севск, куда и переехал".
  С 1 мая 1920 года священник Варлаам служил в храме во имя Великомученицы Варвары города Севск. Как священнослужитель, он был лишен избирательных прав.
  1 апреля 1920 года была образована Брянская губерния, что послужило учреждению 22 декабря того же года самостоятельной Брянской кафедры. Первым Епископом Брянским и Севским стал Преосвященнейший Амвросий (Смирнов). Он был уволен на покой 14 ноября 1923 года.
  15 ноября 1923 года временно управляющим Брянской Епархией, а с 25 мая 1924 года - Епископом Брянским был назначен Преосвященный Карачевский Агапит (Борзаковский). В то же время, в Брянске пребывал Епископ Бежецкий, викарий Орловской Епархии Алексий (Замараев), который в 1922 году уклонился в обновленческий раскол, а с 21 августа 1923 года обновленческим ВЦУ был назначен правящим Архиереем Брянской Епархии с возведением в сан Архиепископа.
  После назначения Епископа Агапита управляющим Брянской Епархией, священник Варлаам находился под его окормлением. С 10 марта 1924 года он служил в Кресто-Воздвиженском храме города Севск. Об этом времени вспоминает дочь батюшки Галина Варлаамовна. После того, как наша семья вернулась в Севск, папа получил назначение в кладбищенский храм во Храм Великомученицы имя Святой Великомученицы Варвары. Мы поселились в церковном доме, который примыкал к ограде храма. Помню разговор, который состоялся между родителями. Папа говорит: "Вот уже несколько дней приходят люди из-за реки Марицы, прихожане Кресто-Воздвиженского храма и просят о том, чтобы мне перейти служить в их храм". В 1924 году папу перевели служить в этот храм. Первое время мы жили в доме родителей мамы, который стоял рядом с храмом во имя Архистратига Михаила. Потом снимали дом на улице Виноградова у Дубровских, потом, наконец, купили небольшой дом прямо напротив храма. В доме была кухня и комната, разделенная на две части. Для того, чтобы подготовиться к служению Божественной Литургии, папа вставал рано, около пяти часов утра, и долго молился. Иногда я просыпалась и смотрела, как папа молится. Служил он очень часто, почти каждый день. А днем к нему приходили люди. Принимал всех радушно. Совершал Таинства и требы: причащал, соборовал, отпевал. Заниматься хозяйственными делами у папы не было возможности, он успевал только заготавливать дрова. Он всегда ходил только в подряснике и рясе. И только тогда, когда колол дрова, переодевался в рабочую одежду. В нашей семье не было достатка, но я помню, как папа и мама устроили для нас, пятерых детей, Рождественскую елку. Мы сами вырезали из бумаги игрушки, а родители приготовили для нас скромные подарки.
  В нашей семье жила папина тетя, Неонилла Афанасьевна. Папа был очень добрым, никогда не повышал голос, был терпелив к нашим детским шалостям. Большое внимание он уделял образованию детей: первые две дочери стали учителями. Из-за притеснений, которые терпели семьи священнослужителей, меня удочерила старшая сестра Зинаида, которая вышла замуж и сменила фамилию. Среднюю школу я заканчивала в Комаричах, а затем переехала в Воронеж к тетушке, где поступила в техникум. Папа всегда поддерживал нас, и, несмотря на свою бедность, помогал нам материально и продуктами питания.
  8 января 1925 года обновленческая община Севского храма во имя Святого Иоанна Предтечи обратилась в обновленческое Брянское Епархиальное Управление с просьбой о передаче в этот храм чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Образ был изъят из Площанской Пустыни и находился в ведении Губфондовой комиссии. Обновленческое Брянское Епархиальное Управление "поддержало эту просьбу, мотивировав ее тем, что "означенная община находится в общении с Священным Синодом Республики, зарегистрирована, как прогрессивная и состоит из самого бедного, пролетарского населения города Севска, крайне нуждающегося в материальной поддержке". 27 февраля 1925 года Севская Губфондовая комиссия передала Казанскую Площанскую икону обновленческому священнику храма во имя Святого Иоанна Предтечи Алексию Полуботко "во временное пользование без ограничения срока ... с условием, чтобы с ней не было хождений по городу Севску и поселениям уезда". В Замарицкой части города, в Пушкарной и Стрелецкой слободах стали распространяться слухи о том, что "икона не подлинная, подменена советской властью и продана Полуботко за 300 рублей". В распространении этих слухов, а также в запрещении верующим ходить в Иоанно-Предтеченский храм, обвинили Православного священника Варлаама Попова.
  В циркулярном письме обновленческого Епископа Брянского и Севского Петра (Виноградова) благочинному обновленческих приходов города Севск священнику Алексию Полуботко от 10 апреля 1925 года № 54, в частности, предписывалось: "Напомнить всем, что по Брянской Епархии единственным органом управления состоит Брянское Епархиальное Управление во главе с Епископом Петром. Самозваные Епископы: Амвросий - выслан из пределов Брянской Епархии, Агапит - запрещен управлять Епархией". В тот же день обновленческое Брянское Епархиальное Управление издало Указ "Церковному совету и священнику Воздвиженской города Севска церкви", в котором говорилось: "Вследствие непризнания священником Воздвиженской города Севска церкви Варлаамом Поповым Синодальной власти правящего Брянскою Епархиею Епископа Петра, Епархиального органа Управления, его распоряжений, и открытой агитации против законной церковной власти, основанной на ложных и клеветнических сообщениях среди народных масс города, его предосудительного поведения, не соответствующего каноническим достоинствам пастыря, Брянское Епархиальное Управление постановило: отрешить священника Варлаама Попова от занимаемого им места при Воздвиженской города Севска церкви с запрещением священнослужения во всех приходах Брянской Епархии, о чем предлагается церковному совету сообщить местным городским властям к сведению".
  11 апреля 1925 года отец Варлаам бал арестован и заключен в Брянский Губисправдом, где содержался по 2-ой категории (как уголовный) и числился за отделом Брянского ГО ОГПУ. На допросах он держался с достоинством и глубоким смирением, не признавал себя виновным в вымышленных обвинениях.
  6-го июня община верующих Кресто-Воздвиженского храма обратилась к прокурору Брянского губернского суда с просьбой выдать им священника на поруки: "11 апреля с.г. уполномоченным Брянского ГПУ забран был священник нашей церкви о. Варлаам Попов, и в ту же ночь отправлен был в Брянск, где по настоящее время сидит в тюрьме. Вышеозначенная община верующих в течение годичной службы его в Воздвиженской церкви ничего за ним не замечала. Как примерного священника, не зная его преступности пред гражданской властью, обращается к Вам за разъяснением и по выяснении дела, если священник Попов является правым, то просит о немедленном его освобождении. Если же он признан по допросам виновным, оставляем в тюрьме до суда, то община просит выдать его на поруки членам общины, которые принимают всю ответственность за его сохранность до суда, а также и его поведение". Это обращение свидетельствует о том, как любили и почитали прихожане своего пастыря.
  11 июня он был освобожден под подписку о невыезде, в которой говорилось: "Я, священник г. Севска Попов Варлаам Петрович, даю настоящую подписку Брянскому ГО ОГПУ в том, что обязуюсь без ведома последнего из пределов своего местожительства не выезжать и по первому требованию судебных властей являться куда будет мне указано. Проживать буду в г. Севске, ул. Некрасова, д. № 24".
  11 ноября следствие по делу священника Варлаама возобновилось. 28 ноября он был вынужден дать Севскому уполномомченному подписку в том, что обязуется "явиться в Брянский ГубОтдел ОГПУ не позднее 1 декабря 1925 года" и за исполнение этой подписки отвечает перед законом.
  1 декабря в Брянске отца Варлаама, как мешающего "своим проживанием на свободе дальнейшему ведению следствия", вновь арестовали и заключили в Брянскую тюрьму, но уже по 1-ой категории, как политического.
  3 декабря па квартире благочинного обновленческих приходов города Севск священника Алексия Полуботко состоялось экстренное заседание обновленческого Брянского Епархиального Управления под председательством Епископа Тимофея (Успенского) на котором, в частности, постановили: "Пастырей, упорствующих в тихоновщине, не признающих Священного Синода, Епархиального Управления и Правящего Епископа, сеющих раздор и смуту церковную, таковых почислить за штат с отчислением от занимаемых ими мест на приходах теперь же, и в срочном порядке донести до сведения Священного Синода: Михаило-Архангельской города Севска церкви протоиерея Николая Соколова, Воздвиженской церкви города Севска священника Варлаама Попова, Петро-Павловской города Севска церкви священника Сергия Александрова и Варваринской кладбищенской города Севска церкви священника Гавриила Михайлова".
  Отец Варлаам продолжал отрицать ложные обвинения и 24-го декабря помощник уполномоченного 1-го отделения Брянского Губотдела ОГПУ постановил освободить его "из-под стражи Брянского Губисправдома", "принимая во внимание, что распространение слухов именно со стороны Попова следствием не установлено, а также и то, что надобность содержания Попова Варлаама Петровича под стражей миновала".
  В 1930 году, после ареста настоятеля Успенского Собора города Севска священника Петра Кавказского и его Православной паствы из монашествующих и мирян, во главе борьбы с обновленчеством в городе Севск становится протоиерей Варлаам. До этого он являлся членом Благочиннического совета, а после 1932 года - благочинным Севского округа. Не взирая на опасность, отец Варлаам оказывал помощь возвращавшимся из заключения священникам. В его храме служил священник Павел Николаевич Колосовский, который три года провел в заключении и был выслан из Курской области. На клиросе Кресто-Воздвиженского храма пели два иеромонаха: отец Павел (Романенко), также проведший пять лет на Соловках, и отец Иоасаф (Горнаго), два с половиной года отбывший на строительстве Беломорканала.
  Жительница города Севск Параскева Ивановна Панченко так вспоминает об этом времени: "Я родилась в селе Юрасов Хутор в 1914 году. Родители с детства приучали нас, детей, к храму Божиему. Когда в середине 1920-х годов наш храм был закрыт, мы с мамой стали ходить молиться в Кресто-Воздвиженский храм в Севск, где служил батюшка отец Варлаам. Батюшка был хороший, очень усердный. Службы совершались в храме часто. Но отец Варлаам был гоним властью. Придем на службу, а нам говорят: "Батюшку арестовали". Мы стоим во дворе храма, и плачем. Потом батюшку отпустят, и всем радостно". Новикова Зоя Михайловна, также живущая в городе Севск, помнит следующее: "Моя мама, урожденная Покровская Харитина Иоакимовна, была верующим человеком. Ни одной службы в храме не пропускала, и нас, детей, старалась чаще водить в храм. Мы были прихожанами Кресто-Воздвиженского храма, где до 1937 года служил отец Варлаам. Я помню батюшку, его добрые глаза. Когда мы, дети, приходили на исповедь, какой внимательный был батюшка, но и строгий". Зимой к отцу Варлааму приходило на исповедь много школьников. Он каждому уделял внимание, неторопливо, минут по пятнадцать, беседовал.
  Известно, что протоиерей Варлаам общался со старцем Глинской Пустыни игуменом Аристоклием, в схиме Антонием, известным своей подвижнической жизнью и мудрыми наставлениями. Молитвенное общение отца Варлаама с таким духоносным старцем объясняет, почему и к нему тянулись люди, видевшие смысл земного бытия в стяжании благодати Божией.
  В 1932 году протоиерей Варлаам был арестован по обвинению в хранении золотой валюты: с 14-го октября по 18-е ноября он находился в Брянском Домзаке и был освобожден.
  Настал 1937 год, в котором многие Православные священники приняли мученическую кончину. Среди них был и протоиерей Варлаам Попов. 2 августа 1937 года он был арестован и первоначально содержался под стражей в Севске. Его обвиняли в антисоветской деятельности, но Священномученик мужественно не признал себя виновным.
  22 ноября 1937 года на внесудебном заседании особой тройки при Управлении НКВД по Орловской области отец Варлаам был приговорен к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества. 8 декабря 1937 года, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы протоиерей Варлаам Попов принял мученическую кончину - был расстрелян в городе Брянск. 27 июля 1989 года он был реабилитирован Прокуратурой Брянской области.
  На основании исследовательских трудов сотрудников Отдела Агиологии Брянского Епархиального Управления были поданы материалы в отношении протоиерея Варлаама в Синодальную комиссию по канонизации Святых.
  Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 года протоиерей Варлаам Попов причислен к лику Святых - включен в Собор Новомучеников и исповедников.


Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Священномученик протоиерей Варлаам Брянский

Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Храм села Лобаново Радогощской волости Севского уезда Орловской губернии

Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Севское Духовное Училище

Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Матушка Раиса, супруга отца Варлаама

Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Храм Великомученицы Варвары. 1930 год. Не сохранился

Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Кресто-Воздвиженский храм. 1966 год

Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Памятная доска.Кресто-Воздвиженский храм