19 июня 1880 года, в день памяти Преподобного Варлаама Важского, Шенкурского в семье священника села Лобаново Радогощской волости Севского уезда Орловской губернии Петра Попова родился мальчик, которого во Святом крещении нарекли именем Варлаам.
В XIX веке Лобаново было большим селом, более чем с тысячным населением. Оно стояло в полутора верстах от станции Комаричи Московско-Киево-Воронежской железной дороги и в двух верстах от Киевского тракта. Свое название село получило от крутых холмов, на которых оно располагалось. Эти холмы, напоминавшие лбы, спускались к большому озеру, разделявшему Лобаново на две части. Древний сельский храм был деревянным, а в 1805 году на пожертвования княгини Натальи Петровны Голициной был построен каменный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы с колокольней и оградою. К селу со всех сторон примыкали рощи со множеством озер.
Первоначальное образование дети священников получали дома. Но в Лобаново была и Церковно-приходская школа, в которой помимо обучения Закону Божию, чтению и письму, детей крестьян обучали и церковному пению. По свидетельству очевидца, пение их было оригинально, по некоторым приемам, свойственным крестьянскому хоровому пению, но оно было дружное, стройное и дышало редким усердием и искренностью. Дети привлекались к участию в церковном пении, что имело большое значение для приучения их к молитве, воспитывало в них любовь к Богу и Церкви. Молитва домашняя и церковная, чтение духовной литературы, посильная помощь родителям в домашнем хозяйстве, которое у сельских священников мало чем отличалось от хозяйств их прихожан-крестьян, все это, несомненно, оказывало большое влияние на духовное формирование личности.
В 1891 году, когда Варлааму исполнилось 11 лет, он был определен в приготовительный класс Духовного Училища, которое находилось в уездном городе Севск. Училище в то время не имело собственного здания, и уже 14-й год занятия проходили в наемных помещениях. Но вот наступил новый учебный год, в котором двенадцатилетний отрок стал свидетелем двух незаурядных событий.
В конце августа 1892 года село Лобаново посетил Преосвященный Иоанникий (Казанский), Епископ Михайловский, викарий Рязанской Епархии - местный уроженец, сын псаломщика Лобановского Свято-Троицкого храма. Преосвященный Иоанникий совершил в храме Божественную Литургию и панихиду по своим родителям, которые покоились на приходском кладбище. До сих пор ни один Архиерей не посещал храм села Лобаново, и многие жители впервые видели Архиерейское служение.
А 20 сентября 1892 года в городе Севск происходило торжественное освящение нового здания Духовного Училища и устроенного при нем домового храма во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, которое было совершено Преосвященнейшим Мисаилом (Крыловым), Епископом Орловским и Севским. В 1896 году в разрядном списке воспитанников Севского Духовного Училища, составленном после годичных испытаний, третьим среди учащихся 2-ого разряда значится Варлаам Попов, признанный окончившим курс и удостоенным перевода в Семинарию. Духовная Семинария находилась в губернском городе Орел, который отстоял в 130 верстах от его родного дома. Начинался новый этап жизни юноши, более ответственный.
Сейчас уже невозможно выяснить, по какой причине Варлаам обучался в 1-ом классе Семинарии два года. В разрядных списках, которые публиковались в Орловских Епархиальных Ведомостях по окончании каждого учебного года, семинарист Варлаам Попов значился среди первых учеников 2-го разряда. Вероятно, вследствие болезни, он провел в стенах Семинарии вместо шести лет - семь. После выпуска 23-летний Варлаам Попов был определен учителем образцовой одноклассной Церковно-приходской школы при второклассной школе села Воскресенск на Мезине Орловского уезда Орловской губернии. Молодой учитель добросовестно выполнял свое новое послушание. В 1906 году, по резолюции Преосвященнейшего Кириона (Садзагелова), Епископа Орловского и Севского, Епархиальным Училищным Советом ему была выражена благодарность за усердные и полезные труды по Церковно-школьной деятельности.
11 октября 1906 года Варлаам Петрович Попов был определен на священническое место к храму во Имя Святой Троицы села Поздняшовка Севского уезда. 8 декабря 1906 года Преосвященный Митрофан (Афонский), Епископ Елецкий, Викарий Орловской Епархии, рукоположил его во диакона во время Божественной Литургии в Крестовом храме Орловского Архиерейского Дома. А 10 декабря 1906 года, в день памяти Святителя Иоасафа Белгородского, Преосвященный Митрофан во время Божественной Литургии в Орловском Кафедральном Соборе рукоположил диакона Варлаама во священника.
Почему от назначения на священническое место до рукоположения прошло почти два месяца? Скорее всего в этот период до начала Рождественского поста (14 ноября) было совершено Таинство брака с Раисой Григорьевной, в девичестве Прудниковой, уроженкой города Севск. К сожалению, метрические книги Севских храмов и храма села Лобаново за этот период не сохранились, и более точно ответить на этот вопрос не предоставляется возможным.
В селе Поздняшовка в начале XX века проживало более 2000 жителей. Каменный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы, построенный в 1876 году на средства прихожан и благодаря значительному пожертвованию помещицы Наталии Александровны Де-Санглер, вмещал до 1000 человек.
Молодой священник являлся строителем, заведующим и законоучителем Поздняшовской Церковно-приходской школы, и уже в 1909 году был удостоен Архипастырского благословения с грамотой за усердные и полезные Церковно¬школьные груды. А в 1914 году, ко Дню Святой Пасхи, Преосвященнейшим Григорием (Вахниным), Епископом Орловским и Севским, он был награжден набедренником. Здесь, в Поздняшовке, у отца Варлаама и матушки Раисы родились дети: Римма - в 1908 году, Зинаида - в 1909 году, Зоя, которая умерла младенцем, Мария - в 1914 году, Галина - в 1916 году. Дочь Елена родилась в 1920 году. Десять лет жизни семьи батюшки были связаны с Поздняшовкой.
1 января 1917 года отец Варлаам был перемещен на священническое место в родное село Лобаново.
События гражданской войны, переламывающие судьбы людей, трагично отразились на его семье. В сентябре-октябре, когда шли ожесточенные бои за Севск, в Комаричах и Лобаново находился Кубанский полк Красной армии. Красноармейцы хотели убить священника и его семью. Предупрежденный жителями села Гороховым Феодосием, Клевановым Ионой и другими, отец Варлаам укрылся, и в течение четырех дней крестьяне скрывали батюшку от расправы.
События осени 1919 года, происходившие близ станции Комаричи Севского уезда, описывает в своих воспоминаниях Архиепископ Василий (Кривошеин). Один из местных жителей, крестьянин, жаловался ему "на насилие и произвол "красных кубанцев": "От них стонет все местное население. Грабят, насильничают, убивают. На днях они зверски убили одного студента, близлежащего села. Он был оттуда родом. Его и до этого "кубанцы" притесняли, грозили арестовать, подозревали. Он решил бежать к белым, но "кубанцы" его поймали. Жители умоляли его пощадить, заступались за него, говорили, что он хороший и нужный им человек. Ручались за него, но "кубанцы" его зверски зарубили. Отрубили пальцы, ноги, долго мучили. "Это не люди, а звери, - говорил хозяин, - не дай Бог им в руки попасться".
"Не дай Бог, если вернуться красные. Они нам мстить будут за то, что мы вас принимаем", - говорила крестьянка средних лет. А ее двенадцатилетняя дочь с какой-то недетской серьезностью и сосредоточенностью добавила: "Они всех нас убьют, замучат".
После прихода деникинцев отец Варлаам возобновил службы в храме, на которых поминал временное правительство, Патриарха Тихона и местного Архиерея. Через три недели в середине октября деникинские части стали отступать. Крестьяне не решились больше укрывать батюшку, и он принял решение с семьей перебраться на Украину к брату Николаю Петровичу, в Александро-Грушевск. На телеге, с четырьмя маленькими детьми, матушкой, которая ждала пятого ребенка, семья через Севск и Поздняшовку добралась до станции Арбузово в Курской губернии. Там отец Варлаам продал лошадь, и они поездом добрались до Харькова. Продолжать путь всем вместе было сложно, и батюшка оставил семью в Борисовской Тихвинской женской Пустыни. Добрался до Александро-Грушевска, но брата там не нашел. Через четыре дня бесплодных поисков он вынужден был уехать в Екатеринодар. Впоследствии, на допросе, отец Варлаам так описывал эти события. "...Я уехал в Екатеринодар. Средства мои истощались, и я нашел приют в Духовном Училище против Екатеринодарского Собора, ничем не занимался до декабря месяца 1919 года, и средством к существованию были остатки с ученического стола. С декабря месяца я уехал в Лебяжский монастырь Кубанской области, где ни на какой службе не состоял, ходил молиться в церковь и довольствовался монастырской трапезой до половины декабря 1919 года. Затем я уехал в станицу Переяславскую Брюховецкой волости Каневского отдела Кубанской области, по просьбе больного священника о. Иоанна Нецветаева, где служил до апреля 1920 года. В апреле 1920 года я возвратился домой в село Лобаново и поступил священником в город Севск, куда и переехал".
С 1 мая 1920 года священник Варлаам служил в храме во имя Великомученицы Варвары города Севск. Как священнослужитель, он был лишен избирательных прав.
1 апреля 1920 года была образована Брянская губерния, что послужило учреждению 22 декабря того же года самостоятельной Брянской кафедры. Первым Епископом Брянским и Севским стал Преосвященнейший Амвросий (Смирнов). Он был уволен на покой 14 ноября 1923 года.
15 ноября 1923 года временно управляющим Брянской Епархией, а с 25 мая 1924 года - Епископом Брянским был назначен Преосвященный Карачевский Агапит (Борзаковский). В то же время, в Брянске пребывал Епископ Бежецкий, викарий Орловской Епархии Алексий (Замараев), который в 1922 году уклонился в обновленческий раскол, а с 21 августа 1923 года обновленческим ВЦУ был назначен правящим Архиереем Брянской Епархии с возведением в сан Архиепископа.
После назначения Епископа Агапита управляющим Брянской Епархией, священник Варлаам находился под его окормлением. С 10 марта 1924 года он служил в Кресто-Воздвиженском храме города Севск. Об этом времени вспоминает дочь батюшки Галина Варлаамовна. После того, как наша семья вернулась в Севск, папа получил назначение в кладбищенский храм во Храм Великомученицы имя Святой Великомученицы Варвары. Мы поселились в церковном доме, который примыкал к ограде храма. Помню разговор, который состоялся между родителями. Папа говорит: "Вот уже несколько дней приходят люди из-за реки Марицы, прихожане Кресто-Воздвиженского храма и просят о том, чтобы мне перейти служить в их храм". В 1924 году папу перевели служить в этот храм. Первое время мы жили в доме родителей мамы, который стоял рядом с храмом во имя Архистратига Михаила. Потом снимали дом на улице Виноградова у Дубровских, потом, наконец, купили небольшой дом прямо напротив храма. В доме была кухня и комната, разделенная на две части. Для того, чтобы подготовиться к служению Божественной Литургии, папа вставал рано, около пяти часов утра, и долго молился. Иногда я просыпалась и смотрела, как папа молится. Служил он очень часто, почти каждый день. А днем к нему приходили люди. Принимал всех радушно. Совершал Таинства и требы: причащал, соборовал, отпевал. Заниматься хозяйственными делами у папы не было возможности, он успевал только заготавливать дрова. Он всегда ходил только в подряснике и рясе. И только тогда, когда колол дрова, переодевался в рабочую одежду. В нашей семье не было достатка, но я помню, как папа и мама устроили для нас, пятерых детей, Рождественскую елку. Мы сами вырезали из бумаги игрушки, а родители приготовили для нас скромные подарки.
В нашей семье жила папина тетя, Неонилла Афанасьевна. Папа был очень добрым, никогда не повышал голос, был терпелив к нашим детским шалостям. Большое внимание он уделял образованию детей: первые две дочери стали учителями. Из-за притеснений, которые терпели семьи священнослужителей, меня удочерила старшая сестра Зинаида, которая вышла замуж и сменила фамилию. Среднюю школу я заканчивала в Комаричах, а затем переехала в Воронеж к тетушке, где поступила в техникум. Папа всегда поддерживал нас, и, несмотря на свою бедность, помогал нам материально и продуктами питания.
8 января 1925 года обновленческая община Севского храма во имя Святого Иоанна Предтечи обратилась в обновленческое Брянское Епархиальное Управление с просьбой о передаче в этот храм чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Образ был изъят из Площанской Пустыни и находился в ведении Губфондовой комиссии. Обновленческое Брянское Епархиальное Управление "поддержало эту просьбу, мотивировав ее тем, что "означенная община находится в общении с Священным Синодом Республики, зарегистрирована, как прогрессивная и состоит из самого бедного, пролетарского населения города Севска, крайне нуждающегося в материальной поддержке". 27 февраля 1925 года Севская Губфондовая комиссия передала Казанскую Площанскую икону обновленческому священнику храма во имя Святого Иоанна Предтечи Алексию Полуботко "во временное пользование без ограничения срока ... с условием, чтобы с ней не было хождений по городу Севску и поселениям уезда". В Замарицкой части города, в Пушкарной и Стрелецкой слободах стали распространяться слухи о том, что "икона не подлинная, подменена советской властью и продана Полуботко за 300 рублей". В распространении этих слухов, а также в запрещении верующим ходить в Иоанно-Предтеченский храм, обвинили Православного священника Варлаама Попова.
В циркулярном письме обновленческого Епископа Брянского и Севского Петра (Виноградова) благочинному обновленческих приходов города Севск священнику Алексию Полуботко от 10 апреля 1925 года № 54, в частности, предписывалось: "Напомнить всем, что по Брянской Епархии единственным органом управления состоит Брянское Епархиальное Управление во главе с Епископом Петром. Самозваные Епископы: Амвросий - выслан из пределов Брянской Епархии, Агапит - запрещен управлять Епархией". В тот же день обновленческое Брянское Епархиальное Управление издало Указ "Церковному совету и священнику Воздвиженской города Севска церкви", в котором говорилось: "Вследствие непризнания священником Воздвиженской города Севска церкви Варлаамом Поповым Синодальной власти правящего Брянскою Епархиею Епископа Петра, Епархиального органа Управления, его распоряжений, и открытой агитации против законной церковной власти, основанной на ложных и клеветнических сообщениях среди народных масс города, его предосудительного поведения, не соответствующего каноническим достоинствам пастыря, Брянское Епархиальное Управление постановило: отрешить священника Варлаама Попова от занимаемого им места при Воздвиженской города Севска церкви с запрещением священнослужения во всех приходах Брянской Епархии, о чем предлагается церковному совету сообщить местным городским властям к сведению".
11 апреля 1925 года отец Варлаам бал арестован и заключен в Брянский Губисправдом, где содержался по 2-ой категории (как уголовный) и числился за отделом Брянского ГО ОГПУ. На допросах он держался с достоинством и глубоким смирением, не признавал себя виновным в вымышленных обвинениях.
6-го июня община верующих Кресто-Воздвиженского храма обратилась к прокурору Брянского губернского суда с просьбой выдать им священника на поруки: "11 апреля с.г. уполномоченным Брянского ГПУ забран был священник нашей церкви о. Варлаам Попов, и в ту же ночь отправлен был в Брянск, где по настоящее время сидит в тюрьме. Вышеозначенная община верующих в течение годичной службы его в Воздвиженской церкви ничего за ним не замечала. Как примерного священника, не зная его преступности пред гражданской властью, обращается к Вам за разъяснением и по выяснении дела, если священник Попов является правым, то просит о немедленном его освобождении. Если же он признан по допросам виновным, оставляем в тюрьме до суда, то община просит выдать его на поруки членам общины, которые принимают всю ответственность за его сохранность до суда, а также и его поведение". Это обращение свидетельствует о том, как любили и почитали прихожане своего пастыря.
11 июня он был освобожден под подписку о невыезде, в которой говорилось: "Я, священник г. Севска Попов Варлаам Петрович, даю настоящую подписку Брянскому ГО ОГПУ в том, что обязуюсь без ведома последнего из пределов своего местожительства не выезжать и по первому требованию судебных властей являться куда будет мне указано. Проживать буду в г. Севске, ул. Некрасова, д. № 24".
11 ноября следствие по делу священника Варлаама возобновилось. 28 ноября он был вынужден дать Севскому уполномомченному подписку в том, что обязуется "явиться в Брянский ГубОтдел ОГПУ не позднее 1 декабря 1925 года" и за исполнение этой подписки отвечает перед законом.
1 декабря в Брянске отца Варлаама, как мешающего "своим проживанием на свободе дальнейшему ведению следствия", вновь арестовали и заключили в Брянскую тюрьму, но уже по 1-ой категории, как политического.
3 декабря па квартире благочинного обновленческих приходов города Севск священника Алексия Полуботко состоялось экстренное заседание обновленческого Брянского Епархиального Управления под председательством Епископа Тимофея (Успенского) на котором, в частности, постановили: "Пастырей, упорствующих в тихоновщине, не признающих Священного Синода, Епархиального Управления и Правящего Епископа, сеющих раздор и смуту церковную, таковых почислить за штат с отчислением от занимаемых ими мест на приходах теперь же, и в срочном порядке донести до сведения Священного Синода: Михаило-Архангельской города Севска церкви протоиерея Николая Соколова, Воздвиженской церкви города Севска священника Варлаама Попова, Петро-Павловской города Севска церкви священника Сергия Александрова и Варваринской кладбищенской города Севска церкви священника Гавриила Михайлова".
Отец Варлаам продолжал отрицать ложные обвинения и 24-го декабря помощник уполномоченного 1-го отделения Брянского Губотдела ОГПУ постановил освободить его "из-под стражи Брянского Губисправдома", "принимая во внимание, что распространение слухов именно со стороны Попова следствием не установлено, а также и то, что надобность содержания Попова Варлаама Петровича под стражей миновала".
В 1930 году, после ареста настоятеля Успенского Собора города Севска священника Петра Кавказского и его Православной паствы из монашествующих и мирян, во главе борьбы с обновленчеством в городе Севск становится протоиерей Варлаам. До этого он являлся членом Благочиннического совета, а после 1932 года - благочинным Севского округа. Не взирая на опасность, отец Варлаам оказывал помощь возвращавшимся из заключения священникам. В его храме служил священник Павел Николаевич Колосовский, который три года провел в заключении и был выслан из Курской области. На клиросе Кресто-Воздвиженского храма пели два иеромонаха: отец Павел (Романенко), также проведший пять лет на Соловках, и отец Иоасаф (Горнаго), два с половиной года отбывший на строительстве Беломорканала.
Жительница города Севск Параскева Ивановна Панченко так вспоминает об этом времени: "Я родилась в селе Юрасов Хутор в 1914 году. Родители с детства приучали нас, детей, к храму Божиему. Когда в середине 1920-х годов наш храм был закрыт, мы с мамой стали ходить молиться в Кресто-Воздвиженский храм в Севск, где служил батюшка отец Варлаам. Батюшка был хороший, очень усердный. Службы совершались в храме часто. Но отец Варлаам был гоним властью. Придем на службу, а нам говорят: "Батюшку арестовали". Мы стоим во дворе храма, и плачем. Потом батюшку отпустят, и всем радостно". Новикова Зоя Михайловна, также живущая в городе Севск, помнит следующее: "Моя мама, урожденная Покровская Харитина Иоакимовна, была верующим человеком. Ни одной службы в храме не пропускала, и нас, детей, старалась чаще водить в храм. Мы были прихожанами Кресто-Воздвиженского храма, где до 1937 года служил отец Варлаам. Я помню батюшку, его добрые глаза. Когда мы, дети, приходили на исповедь, какой внимательный был батюшка, но и строгий". Зимой к отцу Варлааму приходило на исповедь много школьников. Он каждому уделял внимание, неторопливо, минут по пятнадцать, беседовал.
Известно, что протоиерей Варлаам общался со старцем Глинской Пустыни игуменом Аристоклием, в схиме Антонием, известным своей подвижнической жизнью и мудрыми наставлениями. Молитвенное общение отца Варлаама с таким духоносным старцем объясняет, почему и к нему тянулись люди, видевшие смысл земного бытия в стяжании благодати Божией.
В 1932 году протоиерей Варлаам был арестован по обвинению в хранении золотой валюты: с 14-го октября по 18-е ноября он находился в Брянском Домзаке и был освобожден.
Настал 1937 год, в котором многие Православные священники приняли мученическую кончину. Среди них был и протоиерей Варлаам Попов. 2 августа 1937 года он был арестован и первоначально содержался под стражей в Севске. Его обвиняли в антисоветской деятельности, но Священномученик мужественно не признал себя виновным.
22 ноября 1937 года на внесудебном заседании особой тройки при Управлении НКВД по Орловской области отец Варлаам был приговорен к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего имущества. 8 декабря 1937 года, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы протоиерей Варлаам Попов принял мученическую кончину - был расстрелян в городе Брянск. 27 июля 1989 года он был реабилитирован Прокуратурой Брянской области.
На основании исследовательских трудов сотрудников Отдела Агиологии Брянского Епархиального Управления были поданы материалы в отношении протоиерея Варлаама в Синодальную комиссию по канонизации Святых.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 года протоиерей Варлаам Попов причислен к лику Святых - включен в Собор Новомучеников и исповедников.
Священномученик протоиерей Варлаам Брянский
Храм села Лобаново Радогощской волости Севского уезда Орловской губернии
Севское Духовное Училище
Матушка Раиса, супруга отца Варлаама
Храм Великомученицы Варвары. 1930 год. Не сохранился
Кресто-Воздвиженский храм. 1966 год
Памятная доска.Кресто-Воздвиженский храм