В Кресто-Воздвиженском храме при Севском женском монастыре ежегодно 7 мая проходит торжественное празднование в честь главной святыни данной обители — иконы Молченской Божией Матери. В этот день в 1612 году этот чудотворный образ, обретенный в 1405 году на Молченских болотах близ Путивля, был принесен в Севск. С тех пор на этот праздник собираются верующие не только из Севского района Брянской области, но и из других городов России, а также ближнего зарубежья.
Ее принесение из Путивльского женского монастыря, тогда Курской губернии, состоялось 7 мая 1612 года и послужило прочным основанием для только что начавшегося организовываться тогда в городе Севске женского монастыря во Имя Святой Троицы. После закрытия монастыря в 1920-х годах прошлого столетия, икона хранилась у одной из монахинь этого монастыря, а после ее смерти была передана в Кресто-Воздвиженский храм. О времени явления этой иконы сохранилось древнее предание. После одного из опустошающих набегов татарских орд, из Киевских пределов пришли в Путивльские края два инока и поселились в пещере на горе Чудной. Отшельники принесли с собой образ Пресвятой Богородицы, пред которым и совершали свои молитвы. После смерти иноков их предали погребению в устроенной ими пещере. Это место скоро забылось и очень долго оставалось никому не известным. Но в княжение Василия Дмитриевича (1389-1425), при Святителе Московском Киприане, Божией Матери было угодно прославить это пустынное место явлением Своего чудотворного образа. Осенью 1405 года, 18 сентября, один бортник ходил по лесу близ болота Молче и искал улей с пчелами. Когда он приблизился к тому месту, где скончались и были погребены иноки, его вдруг поразило необычайное сияние, исходившее от одной липы. Всмотревшись внимательнее, он увидел в ветвях дерева икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на правой руке. В ужасе пал он пред иконою на землю и услышал голос: "Да построится на сем месте церковь Пресвятей Богородице". Помолившись пред иконою, он отправился в Путивль и возвестил гражданам города о случившемся, после чего духовенство, власти и множество народа отправились на место явления и, увидев икону, с радостными слезами покланились ей и пели молебные пения. Множество чудес было совершено в это время благодатию Божиею через эту Святую икону приходившим к ней с верою. Вскоре здесь была построена временная малая часовня, в которой и поставили чудотворную икону, сняв с дерева. Затем, когда пришло разрешение Великого князя и благословение Митрополита, соорудили на этом месте храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и общежительный монастырь, позднее названный Софрониевым в честь одного из настоятелей. В Смутное время (1605-1613 годы), после разорения Молченской обители, игумен Пафнутий с братией вынуждены были перейти в город Путивль, в новопостроенный там монастырь, который получил название Большого Молченского, куда они перенесли чудотворную Молченскую икону Божией Матери. Когда и этот монастырь пострадал от пожара, Святая икона была помещена в Путивльский Спасо-Духовский женский монастырь, а отсюда, по внушению Самой Царицы Небесной, была перенесена тремя инокинями в Севск… В настоящее время известны еще несколько списков Молченской иконы Пресвятой Богородицы: список 1740 года, который находится в Путивльском женском монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Сумской, списки в селе Бусиново Московской области и в городе Ярославле.
При внимательном чтении описания чудотворной Молченской иконы Божией Матери можно заметить некоторое несоответствие между описанием и внешним её видом. В описании сказано, что Богородица держит Младенца на правой руке, лестницу в левой, перед Божией Матерью стоит молящийся человек. Но на большинстве икон Богомладенец поддерживается левой рукой, лестница у Богородицы в правой руке, молящийся же человек либо помещается сбоку, либо вообще не изображается. Таким образом, иногда Молченская икона Пресвятой Богородицы мало чем отличается от Путивльской.
Особенное милосердие Царицы Небесной является ко всем отходящим в жизнь вечную. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Молченская» молятся о защите от нападения врагов, от скорби, печали и уныния, об исцелении болезней, о защите от пожара, о напутствии и покрове отходящих в жизнь вечную. По молитве пред этой иконой получают исцеление больные нервными заболеваниями и психическими расстройствами.