Год основания: 1692
Адрес: Брянская область, Новозыбковский район.
Изолировавшись от господствующей церкви, старообрядцы были единодушны в том, что их задача - борьба с никонианством. Центром старообрядчества и сопротивления стало стародубье. На ее территории существовало огромное количество молебен, церквей, скитов, монастырей. Монастыри и скиты были центрами просвещения. Жившие здесь старцы обучали детей и взрослых азбуке, часослову, псалтыри. Благодаря этому грамотность и письменность между Стародубскими слободами были довольно распространены.
Наиболее известными были в 18 веке монастыри - Печеницкий Успенский женский монастырь, находившейся в пяти верстах от города Стародуба, Климовский Покровский мужской монастырь, расположенный в трех верстах от Климовой слободы, Каменский Успенский женский монастырь, Николаевский Каташинский мужской монастырь, Красноборский Иоано-Предтеченский мужской монастырь, который находился в 15 верстах от Клинцовской слободы и другие.
Кроме духовной жизни старообрядцы не забывали и о хлебе насущном. При их участии, благодаря предприимчивости и деловой сметке они преобразили наш край. Целый ряд старообрядческих слобод и посадов на Брянщине уже в 18 веке играли заметную роль в экономическом развитии региона. Здесь ранее, чем в других районах Брянщины, начался промышленный переворот. В дальнейшем на юго-западе Брянщины сформировались такие важные центры российской капиталистической промышленности, как Новозыбков и Злынка (спичечная промышленность), Клинцы (текстильная). Широкое распространение среди старообрядцев кустарных промыслов, ремесленного и фабрично-заводского производства определялось не только субъективными факторами, трудолюбием, предприимчивостью, твердой верой в бога, но также объективными предпосылкам. У старообрядческих поселений не было крепостнических форм зависимости, наличие сырьевых ресурсов (железные руды, стекольные пески, глина, древесина), близость слабо охраняемых границ, удобное географическое положение, наличие разветвленных речных путей (реки Ипуть, Бесядь, Сож, Днепр). Все эти предпосылки определили характер поселений, образовались посады и города.
Много воды утекло с того времени, когда разделилось русское христианство на до никоновское и после никоновское. В сегодняшнем дне нет места разделению людей православной веры. Тем более что 1971 году поместный собор Русской православной церкви принял решение, полностью приравнявшее официальное старообрядчество (поповщину) к официальной православной церкви. Жизнь показывает, что события происшедшие более 300 лет назад уже принадлежат истории.
Сегодня старообрядческая часть населения Брянской области восстанавливает свои разрушенные церкви, не забывает обряды и обычаи дедов и прадедов. В селе Каташин, например, Новозыбковского района планируется восстановить разрушенный мужской монастырь, основанный старообрядцами в 1692 году.
Монастырь расположен в центре села на возвышенном берегу реки Каташинка. История образования этой обители, как и многих других на юго-западе, связана с объединением Украины и России. Официально датой рождения монастыря считается 7 марта. Именно этой датой 1692 года помечено благословение черниговского архиепископа Лазаря на его основание и постройку: "Благословляем монастырок строити и братию житием добрим збирати...". Заложен был монастырь иеромонахом Герасимом при активном участии стародубского полковника М.А. Миклашевского, на средства которого в 1699 году сооружен большой каменный Никольский собор, заменивший прежний деревянный храм. Действительным устроителем Каташинского монастыря был игумен Каллист Рощина, который игуменствовал в нем около двадцати лет (1701-1720). Из других игуменов известен только Владимир, при котором монастырь был и закрыт. В течение 18 века (до 1781 года) построены другие каменные сооружения: теплый трапезный храм Крестовоздвижения и ограда с надвратной колокольней, возведенной во 2-й половине 18 века. Дом архимандрита, монашеские кельи и хозяйственные постройки оставались деревянными до 1799 года.
Екатерина II была за секуляризацию (огосударствление) монастырей. В апреле 1786 года монастырь был закрыт. Село "слободка Каташинка" до той поры было закреплено за землями этого богатого и знаменитого монастыря (такой его статус охраняло воинское прошлое, заслуги в русско-шведской войне). Екатерина прибрала к рукам крупное село "окружностью 17 верст, насчитывающее 57 дворов, 64 бобыльих хаты и 42 бездворных". Монастырь сделался обычным сельским приходским храмом. В дальнейшем монастырские постройки постепенно приходили в запустение и разрушались. К настоящему времени от комплекса сохранились лишь руины собора и нижние ярусы колокольни.
Громадный собор, стоявший в центре монастырского ансамбля, доминировал в его силуэте. В 100 м к западу на одной оси с ним, при входе в монастырь, возвышалась огромная колокольня, которая хорошо видна издалека даже сейчас, несмотря на утрату верха.
Была у монастыря и своя местная святыня. История явления и прославления Каташинской иконы Богоматери теряется в веках. Доподлинно известно, что чудотворная икона явилась в 1622 году, в роще близ села Белого Колодезя, тамошнему священнику и хранима была в Белоколодезской церкви. В 1692 году она была передана в Николаевский монастырь по грамоте архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича. Во время нашествия на Россию шведов с Карлом XII икона была перевезена в Стародуб, в Вознесенскую церковь, откуда после Полтавской битвы снова возвращена в Каташин. Икона Богоматерь Казанская хранилась в приходской церкви села Каташин вплоть до 1920 года. Каменная церковь была взорвана при Хрущеве в 1960 году, к тому времени следы иконы были потеряны. Каташинский список Казанской Богоматери выделялся большими размерами, несколько измененным рисунком и пропорциями.
Строения:
Соборная церковь во имя Сошествия Святого Духа
Колокольня
Дополнительно:
Очерк миссионерских мер по обращению в православие Стародубских и Черниговских раскольников до времен Екатерины II
Грамота святителя Феодосия, данная от лица черниговского архиепископа Лазаря Барановича на устройство Каташинского Николаевского монастыря. 7 марта 1692 года
Описание монастырей в Российской Империи находящихся. 1834 год
Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. 1852 год
Описание старой Малороссии, А.М. Лазаревский, 1888 год
Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область, 1998 год
Каташинская-Казанская икона Божией Матери