НОВОЗЫБКОВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


КАТАШИНСКАЯ-КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту   К 1611 году обессиленная внутренними смутами и внешней угрозой Россия как православное государство и независимая держава стояла на краю гибели... Но сила Божия в немощи совершается. Не зря Россию называют Домом Пресвятой Богородицы. "Знамением милости Царицы Небесной" к Российской державе и православному народу русскому стала чудотворная Ее икона Казанская.
  И в этих обстоятельствах, казавшихся совершенно безнадежными, нашлись верные русские люди, сумевшие поднять русский народ на защиту Отечества. Одним из них, в первую очередь, оказался патриарх Гермоген, готовый, как писали о нем современники, "как Сам Пастырь, положить душу свою за веру христианскую". Когда первое народное ополчение поднялось на освобождение Москвы, патриарх, находившийся в Московском Кремле под стражей в окружении поляков и изменников-бояр, передал православному воинству распоряжение о принесении к столице образа Божией Матери из Казани. Волю пользовавшегося огромным духовным авторитетом патриарха выполнили, и икона заняла свое место в рядах Первого ополчения. Это был, по одним данным, первообраз чудотворной Казанской иконы, по другим — список с него.
Священномученик Гермоген, Патриарх Московский   Прибывшие к Москве со святой иконою дружины помощью Небесной Заступницы 26 мая 1611 года отбили у поляков Новодевичий монастырь и взяли много пленных поляков и немцев. Но между начальниками отрядов ополчения начались вражда и раздор, буйство казаков и других ратников не имело границ. Зимой 1611 года чудотворный образ был отпущен обратно в Казань и по пути принесен в Ярославль. В это же время Второе ополчение, собранное русскими городами, по призыву патриарха Гермогена, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Дионисия и истинных сынов Отечества — новгородского гражданина Минина и князя Пожарского, прибыло в Ярославль. Дружины, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода, были наслышаны о чудесах от этой иконы и о завещании патриарха Гермогена. Потому они оставили ее у себя, а в Казань послали список с нее. Первому ополчению освободить Москву не удалось, но год спустя, в 1612 году, Москву осадило это новое ополчение. К тому времени Россия лишилась многих героев — защитников Православия. Не было в живых ни князя Скопина-Шуйского, ни Прокопия Ляпунова. Угас в заточении и святитель Гермоген. Но со Вторым ополчением, которое возглавили Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, пребывало благословение на ратный подвиг мученика-патриарха — чудотворная икона Божией Матери Казанская. Воины народного ополчения мужественно приступили к Москве, неся пред собою образ Казанской Божией Матери, и в августе 1612 года снова отняли у неприятеля Новодевичий монастырь, вновь занятый врагами после первого освобождения; прогнали войска гетмана Хоткевича от Москвы; находившихся в Москве поляков совершенно стеснили и морили голодом, отрезав пути польским продовольственным обозам. 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а 27 октября поляки, потеряв надежду удержать остальную часть города, начали сдаваться. Кремль был очищен от интервентов.

Изгнание поляков из Кремля

  Воскресный день 25 октября 1612 года стал днем всенародного торжества. На Красной площади возносилось благодарственное моление к Заступнице православных христиан. Духовенство вынесло из освобожденного Кремля навстречу Казанской икону Владимирскую.
  Во встрече этой было явлено вновь чудо русской истории. За Владимирской иконой стояли века, когда Русское государство было державой Рюриковичей. Выходом ее навстречу иконе Казанской было ознаменовано наступление нового времени — эпохи православной империи под скипетром Романовых.
Царь Михаил Федорович Романов   Царь Михаил Феодорович по благословению патриарха Филарета в 1613 г. в память сего события установил праздновать в Москве Казанской иконе Божией Матери два раза в год: 8 июля — в день ее обретения и 22 октября — в день избавления Москвы от поляков помощию и заступлением Богоматери, с учреждением крестных ходов из Успенского собора в Введенскую церковь, где князь поставил свой список с Казанской иконы Божьей Матери. Но вплоть до 1649 года эти праздники праздновались только местно — в Казани и Москве.
  Это позволяет говорить о "втором прославлении" иконы Божьей Матери как войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского, освободительницы Москвы от польско-литовского нашествия и защитницы православия от католической угрозы. К иконам "второго прославления" из известных нам сегодня чудотворных относятся два святых Казанских образа: Богородско-Уфимскую чудотворную икону Божией Матери (копия Казанской, более темных тонов, по преданию, явилась в 1621 году) и Каташинскую-Казанскую икону Божией Матери.
  История явления и прославления Каташинской иконы Богоматери теряется в веках. Доподлинно известно, что чудотворная икона явилась в 1622 году, в роще близ села Белого Колодезя, тамошнему священнику и хранима была в Белоколодезской церкви. В 1692 году она была передана в Николаевский монастырь по грамоте архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича. Во время нашествия на Россию шведов с Карлом XII икона была перевезена в Стародуб, в Вознесенскую церковь, откуда после Полтавской битвы снова возвращена в Каташин. Икона Богоматерь Казанская хранилась в приходской церкви села Каташин вплоть до 1920 года. Каменная церковь была взорвана при Хрущеве в 1960 году, к тому времени следы иконы были потеряны. Каташинский список Казанской Богоматери выделялся большими размерами, несколько измененным рисунком и пропорциями.