Представлял собой характерный для архитектуры Левобережной Украины конца 17-18 веков шестистолпный крестово-купольный храм соборного типа с тремя апсидами и, очевидно, пятью главами. Крупный прямоугольный в плане объем был вытянут по продольной оси. Мощные кирпичные неоштукатуренные стены толщиной около 2,1 метра сохранились лишь частично, приблизительно до уровня окон с южной и северной сторон, а также в виде остатков двух полуциркульных апсид - большей, центральной и меньшей, южной. Фасады прежде украшали широкие плоские лопатки (о чем можно судить по их нижним частям), расположенные по углам и между окон, против внутренних столбов.
Легко определить масштабы разрушенного собора. Сегодня о нем напоминают руины, оставшиеся от взрыва в трех сторонах. Высотой они не более 3-х метров. "Строился он долго. Кирпичи выделывались в другом месте, на расстоянии километра. Доставляли же вручную, по цепочке. Через пять лет храм освятили. Эта соборная церковь во имя Сошествия Святого Духа имела два предела: в честь Успения и во имя святого Николая Чудотворца". Последняя служба в соборе проходила в 1923 году. До хрущевских гонений храм использовался для хранения зерна. Как память о том, что монастырь не забыт верующими, в самом центре разрушенной церкви стоит металлический крест, обвязанный рушником.
***
Пожертвования, поступившие в 1862 году в церкви и монастыри Черниговской епархии, по новозыбковскому уезду Святодуховскую села Каташина от казенного крестьянина Тихона Шайченко деньгами 101 рубль.
Черниговские епархиальные известия, № 13, 1863 год.
***
Вакантное священническое место при Святодуховской церкви села Каташина, Новозыбковского уезда.
Черниговские епархиальные известия, №№ 6-8, 1895 года.
***
Перемещены священники села Коташина Новозыбковского уезда, Петр Корниевский и села Кулаг, Суражского уезда, Александр Лебедов: 1-й на священническое место к Рождество-Богородичной церкви села Красного Конотопского уезда, а последний на священническое место при Казанской церкви того же села, 24 февраля 1895 года.
Черниговские епархиальные известия, № 7, 1895 год.
***
Перемещен на праздное священническое место при Святодуховской церкви села Каташина, Новозыбковского уезда, священник Петро-Павловской церкви села Литвинович, Глуховского уезда, Феодор Денисенко, 12 апреля 1895 года.
Черниговские епархиальные известия, № 9, 1895 год.
***
Вакантное священническое место Новозыбковского уезда, в селе Каташине, при Свято-Духовской церкви с 1 июня 1900 года.
Черниговские Епархиальные Известия, №№ 12-24, 1900 года; №№ 1-7, 1901 года.
***
Перемещен на 1 священническое место при Покровской церкви села Клишек, Кролевецкого уезда, священник Свято-Духовской церкви села Каташина, Новозыбковского уезда, Феодор Денисенко, 1 июня 1900 года.
Черниговские епархиальные известия, № 12, 1900 год.
***
Отчислен приход при Духовской церкви села Каташина, Новозыбковского уезда, от окончившего курс Черниговской Духовной семинарии Александра Бондаревского. Вакантное священническое место при св. Духовской церкви села Каташина, Новозыбковского уезда, с 22 марта 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 8, 1901 год.
***
Рукоположен в сан священника учитель соборной церковно-приходской школы в городе Конотопе, окончивший курс наук в Черниговской духовной семинарии, Иван Обуховский к Свято-духовской церкви села Каташина, Новозыбковского уезда, 13 мая 1901 года.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1901 год.
***
Утвержден в должности законоучителя Каташинского народного училища, Новозыбковского уезда, священник села Каташина Иван Обуховский.
Черниговские епархиальные известия, № 18, 1901 год.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Новозыбковский уезд. Каташин, Свято-Духовская, каменной постройки, когда построена - неизвестно помещиками Скарупами. Ремонтировалась в 1733 году. Был пожар в 1862 году.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.
***
В Новозыбковском районе в селе Каташин святым считается место, где с 1692-го по 1787 год был Семигорский Николаевский монастырь, а после его закрытия приходская духовская церковь. Молились люди и у Левина колодца возле реки, рядом с храмом, внизу под бугром, и тот колодец-источник считался святым. Молились каташинцы и у обрекаемых икон в честь Николая Угодника и Казанской Богоматери, что хранились в домах и передавались из поколения в поколение. А когда в центре взорванного храма установили летом 2000 года православный крест, а затем при стечении народа его освятил священник из города Новозыбкова, к этому месту стали приходить селяне в будни и по праздникам, а на праздник в честь Казанской Богоматери 8 июля 2011 года совершили крестный ход с иконой от дома, где она хранится, до колокольни и развалин храма. Пусть невелик был ряд людей у иконы, но их молитвы были искренни и с надеждой на то, что Богоматерь пошлет каташинцам благодать и здоровье, жизнь без горестей и бед, полную счастья и радостей.