БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


БЕЖИЦА


  Бежица – бывший город (с 1925), в 8 км к северо-западу от Брянска, на правом берегу реки Болвы при ее впадении в Десну. Основан около 1865 года как поселок (первоначальное название - Губонино) при распиловочном шпальном заводе для строящейся железнодорожной линии Орел-Рославль (движение открыто в 1868, железнодорожная станция первоначально называлась Бежица – по соседнему селу Бежичи, в конце XIX века переименована в станцию Болва). В 1873 здесь был основан крупный рельсопрокатный завод (т.н. Брянский Завод; название распространилось и на селение), обусловивший быстрый рост и развитие поселка, ставшего основным промышленным центром всей современной Брянщины. Приходской храм Петра и Павла с 1882 (закрыт в 1961, снесен в 1962); храм Преображения Господня с 1884 (закрыт в 1929, снесен в 1935; современное строение 1994-2006). В 1885 и 1889 были открыты две церковно-приходские школы. 15 ноября 1917 года Ревком Бежицы объявил о взятии им всей полноты власти ("Брянский рабочий", № 44, 1917 год). Постановлением Президиума ВЦИК 9 ноября 1925 года поселок Бежица стал городом. В 1921-1929 - уездный город Брянской губернии. С 1929 в составе Западной области (первоначально райцентр; с 1930 - город областного подчинения). Постановлением ВЦИК 10 октября 1934 года в черту города Бежица были включены села Городище, Бежичи, Бордовичи, Чайковичи. Это сделало Бежицу крупнейшим по площади городом тогдашней Западной области, а позднее - также Орловской и Брянской областей. 15 февраля 1936 года постановлением ЦИК СССР город Бежица и станция Болва переименованы, соответственно, в город и станцию Орджоникидзеград. Григорий Константинович Орджоникидзе (Серго) - советский, государственный и партийный деятель. В 30-е годы 20 века он возглавлял Высший Совет народного хозяйства, был народным комиссаром тяжелой промышленности СССР. Находясь на данном посту, руководил осуществлением индустриализации. Много внимания уделял развитию завода "Красный Профинтерн" (ныне БМЗ), считая его одним из крупнейших машиностроительных заводов в стране. Неслучайно мощные паровозы, выпускаемые на заводе в 1936 году получили название "СО" (Серго Орджоникидзе). В том же 1936 году рабочие "Красного Профинтерна" обратились с ходатайством в ЦИК СССР о переименовании города Бежицы и станции Болва в город и станцию Орджоникидзеград. Просьба была удовлетворена и переименование состоялось. Такое положение дел сохранялось до освобождения Брянщины от немецко-фашистских оккупантов. 17 сентября 1943 года в оперативной сводке совинформбюро прозвучало "... Войска Брянского фронта сегодня решительным ударом сломили сопротивление противника и овладели крупными промышленными городами Брянск и Бежица". Так, 17 сентября 1943 года городу Бежице стихийно вернули ее историческое название. С названием же станции осталось все по-прежнему. Она и сейчас – станция Орджоникидзеград. Город был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 06.10.1941 по 17.09.1943. В 1937-1944 в Орловской, с 1944 в Брянской области; в 1946-1956 – административный центр Брянского района. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 2 июня 1956 года города Бежица и Брянск были объединены в один город; в городе Брянске образован Бежицкий район. Указ опубликован в газете "Брянским рабочий", 10 июня 1956 года.


Дополнительно:

Посещение Государем Императором Николаем II Брянского завода в 1915 году

Список населенных мест Орловской губернии по сведениям 1866 года

Населенные места Российской Империи по данным "Первой всеобщей переписи населения 1897 года"

Список населенных мест Брянской губернии, 1928 год

О формировании Орджоникидзеградского пехотного училища в 1940 году

С фотокамерой по старой Бежице. Ф.С. Исайчиков, 1999 год

Зарождалась Бежица с сельца Губонина. Я.Д. Соколов, 2006 год

Город трех имен. В. Кучер, 2012 год


Населенные пункты вошедшие в состав города Бежица:

Городище

Бежичи

Бородовицыно (Бордовицыно, Бордовичи)

Чайковичи