Кто из нас не знаком с замечательным рассказом И. Тургенева "Бежин луг". Места, описанные в нем, реально существуют, а не вымышлены. Бежин луг расположен в Чернском районе Тульской области. Бежаницы - такой топоним имеется в Псковской, Беженцы - в Ростовской областях, Бежецк, Бежецкий Верх (Бежичи) - древнейшие города. Они были известны еще в XII-XIII веках. Бежев, Бежановка есть на Украине. Бежин, помещик из Курска, упоминается под 1656 годом. В наши дни на Брянщине проживает несколько человек с фамилией Бежин.
Древнерусское слово "беж" означает беженцы, беглецы. Бежа - это укрытие, убежище. На Брянской земле тоже существуют населенные пункты, носящие названия, связанные с этим словом. В Брянском районе находятся поселок Бежань и речушка Бежань. В черте областного центра - поселок Бежичи, давший имя железнодорожной станции, а затем и району. История селения Бежичи ухолит в далекое прошлое.
Трудно сказать, какова была бы судьба железнодорожной станции Бежица и поселка при ней, если бы не одно обстоятельство. "Для устройства в Брянском уезде на реке Десне для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения всякого рода и принадлежности для железных дорог и судостроения, выделки и перекатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов учреждается акционерное общество под наименованием "Брянского рельсопрокатного железноделательного механического завода", - сказано в уставе этого общества, созданного в 1873 году. Основной капитал общества был определен в 400 тысяч рублей. Выпустили четыре тысячи акций по 100 рублей каждая. Акции распределялись по взаимному соглашению между учредителями общества, а ими были П.И. Губонин и А.Ф. Голубев.
Петр Ионович Губонин (1825-1894) родился в деревне Борисовке Коломенского уезда Московской губернии в семье крепостного кустаря. Его дед, Алексей Губонин, находясь на оброке, занимался насечкой мельничных жерновых камней. Петр помогал деду с малолетства. В семнадцать лет дед отвез Петра в Москву к родственнику, известному каменных дел мастеру Яковлеву. Тот содержал несколько артелей каменщиков. Они по подрядам мостили улицы и площади Москвы, вели устройство каменных устоев и быков для мостов через Москву-реку. У Яковлева Петр Губонин стал приказчиком. Он хорошо постигал «науку». Вскоре Яковлев умер, завещав весь свой инструмент Петру Губонину, ставшему хозяином артели. Его первые подряды на строительство шоссейной дороги Москва - Брест в 1848 году и каменные сооружения при прокладке железной дороги Москва - Курск - Киев в 1864 году были выполнены успешно. Они дали и высокую прибыль. П.И. Губонин, инженер генерал-майор А.Б. Казаков из Министерства путей сообщения и инженер-подполковник Т.Л. Садовский возглавили строительство Орловско-Витебской железной дороги ...
П.И. Губонин считается одним из крупных организаторов строительства железных дорог, промышленных предприятий в России. Он получил признание общества. Ему был присвоен чин статского советника (равен чину генерала). Таковы краткие биографические данные одного из "праотцов" завода и самой Бежицы.
История Бежицы и рельсопрокатного, а затем паровозостроительного, машиностроительного завода представляет собой неразрывное целое. Кстати, один из брянских краеведов утверждает, что с началом строительства завода сюда потянулись люди. Они "бежали от голода". Этим объясняют и само название - Бежица, что, конечно, в корне неверно.
Другим "прародителем" завода был Виктор Федорович Голубев (1841-1903). Родился он в Арзамасском уезде Нижегородской губернии в дворянской семье. Служил инженером по тяге на Нижегородской железной дороге. Участвовал в строительстве Московско-Курской, Балтийской и Орловско-Витебской дорог. Молодой инженер проявил здесь незаурядные способности. Впоследствии он добьется чина коллежского асессора.
Познакомился Голубев с Губониным во время строительства Орловско-Витебской железной дороги. В начале 1871 года Виктор Федорович был избран управляющим этой дорогой. Это именно он внес предложение П.И. Губонину построить на месте слияния Болвы и Десны рельсопрокатный завод. По его совету П.И. Губонин скупил более трех с половиной десятин земли и леса у местного помещика генерала А. Львова и поставил на левом берегу Десны чуть ниже села Бежичи лесопильный завод. В августе 1871 года лесопилка выдала первую продукцию. От Десны была прорыта канава для подачи бревен из реки. Спустя какое-то время действовали вторая паровая машина и четыре пильные рамы. Число рабочих возросло до шестидесяти человек.
С созданием завода в Бежице неразрывно связано и имя выдающегося русского инженера князя Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903). "Атлетическая наружность, глубокий ум и редкое по доброте сердце - вот то замечательное сочетание, которым он пленял всех, кто его знал, вот почему он пользовался популярностью всюду, где проявлял свою деятельность", - писал в мае 1903 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" присяжный поверенный Н.Н. 3ворыкин. Род князей Тенешевых происходил от мурзы Тениша Кугушева. Отец Вячеслава, Николай Иванович, был управляющим железными дорогами в Польше. Мать Юлия Васильевна - из рода князей Ладыженских, игравших важную роль в политической жизни России.
С именем В.Н. Тенешева связана целая полоса технического и социально-экономического развития не только предприятия, но Бежицы, всей округи и ряда других мест. Он вошел в компанию к Губонину и Голубеву и вложил свой пай в двести тысяч рублей. Коммерческая и инженерная деятельность для Вячеслава Николаевича составляла главный интерес.
Окончив два курса физико-математического факультета Петербургского университета, он учился в Карлсруэ (Германия) и получил диплом инженера путей сообщения. Трудовую деятельность начинал на Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорогах.
В.Н. Тенишев стал основным создателем завода к концу XIX века, когда Губонин и Голубев надолго уехали на Урал строить железные дороги. Одновременно он состоял членом правления акционерных обществ Брянского, Варшавского и Путиловского заводов, членом совета двух крупнейших банков ...
С созданием рельсопрокатного завода связано также имя В.Ф. Крафта. В 1830-х годах его родители переселились в Россию из Германии. Купец Франц Крафт дал своим троим сыновьям хорошее образование. Владимир Федорович (Францевич), перебравшись в здешние места, построил кафельный завод. Затем товарищество пригласило его на должность главного директора завода.
На строительство потянулись крестьяне Орловской, Калужской, Смоленской, Могилевской, Минской губерний и других мест. Не от хорошей жизни, а в поисках заработков.
Я дома в Белоруссии
С мякиною, с кострицею
Ячменный хлеб жевал.
Бывало, вопишь голосом,
Как роженица, корчишься,
Как хватит животы.
А ныне милость божия!
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую - не нажуюсь, -
говорит Н.А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" устами одного из тех, кто пришел к Губонину на строительство предприятия, за лучшей долей.
Рос завод, а вокруг него жилье. Губонино - такое название носило сперва селение. Кирпичные дома, покрытые волнистым железом, были выстроены для администрации и служащих. Рабочие заселялись в двухэтажные деревянные казармы, разделенные на множество квартир.
В июне 1892 года окружной инженер К. Иордан в инспекторской книге Брянского завода писал: "Помещения устроены по нескольким типам: для одного семейства, для двух и для артели. Все они отличаются друг от друга только размерами, условия же жизни всюду одинаковые и в громадном большинстве случаев не только не привлекательны, но и безусловно вредные. Скученность и теснота в помещениях настолько велики, что рабочие, чтобы вдыхать сколько-нибудь сносный воздух, при всех казармах устраивают нечто вроде бараков из теса и горбылей с просвечивающимися стенами и кое-какой крышей, без окон. Все здесь изложенное относится по преимуществу к жилью семейных, где… поддерживается кое-какая чистота и опрятность. Но в казармах для артелей рабочих тщетно было бы искать то или другое. Тут, без всякого преувеличения, можно сделать сравнение с помещениями для домашнего скота ..." Инспектор предложил заводоуправлению "принять меры к надлежащему и менее скученному и тесному расположению семей и артелей рабочих".
Завод быстро набирал мощь. В первое десятилетие он вырос в одно из крупнейших предприятий России. Под цехами и мастерскими было занято почти сто десятин земли. В 1882 году численность работающих достигла пяти тысяч человек, а население Бежицы перевалило за десять тысяч.
"Первоначальное поселение при заводе относится к 1877 году, ко времени построения самого завода. Самостоятельный приход открыт в 1882 году и состоит исключительно из служащих и рабочих", - читаем в издании, озаглавленном "Историческое описание церквей и монастырей Орловской епархии", за 1905 год.
И далее в нем сообщается, что при заводе имеются два храма, один во имя Святых апостолов Петра и Павла, другой - в честь Преображения Господня. Вместе с основанием завода была выстроена часовня, в 1879 году деревянный молитвенный дом, который в 1882 году был обращен в храм с престолом в честь Святых апостолов Петра и Павла. В том же году храм сгорел. Вскорости был выстроен новый деревянный храм в честь тех же апостолов. В 1894 году этот храм был перестроен и перенесен на новое место. Через пять лет в нем был устроен придел. Другой Преображенский храм был освящен в 1884 году. Воздвигли его из рельс снаружи, а внутри отделали деревом. Минуло тринадцать лет, и его расширили. Устроили левый придел, а спустя еще двенадцать - правый, В 1901 году на базарной площади выстроили часовню в честь Святого Николая. Были открыты при храмах церковно-приходская и три школы грамоты.
В конце XIX века в Бежице проживало около девятнадцати тысяч человек. Они делились по сословию на дворян - 123, почетных граждан - 246, мещан - 4174, крестьян - 14234 человека. Имелось 25 каменных и 750 деревянных домов.
... Во дворце в селе Хотылеве роскошные залы, галереи, каменная лестница, спускавшаяся к Десне, прекрасные виды на природу давали успокоение сердцу Марии Клавдиевны Тенишевой, но не ее совести. Будучи женой князя В.Н. Тенишева, она была в курсе заводских дел, жизни Бежицы. И ее многое волновало, беспокоило.
"Я открыла, что кроме заевшихся, зажирелых матрон и упитанных, равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву, может быть, озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди ... Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благосостояние? Кто от этих тяжелых трудов, пота и мозолей получал львиную долю? Конечно, мы все ..." - писала спустя годы в своей книге "Впечатления моей жизни" М.К. Тенишева.
Вклад Марии Клавдиевны в развитие российской культуры большой. Много сделала она и в Бежице. При ее содействии были открыты школа и училище с ремесленными классами "с целью бесплатно сообщать учащимся, преимущественно детям рабочих Брянского завода, знания и умения, необходимые для осмысленной работы в мастерских". Бурную деятельность она проявила в создании потребительского общества, столовой для заводских рабочих, а также в улучшении их жилищных условий. Бежица пополняется новыми зданиями школ, училища, больницы, клуба, создается Народный парк ... Границы строительства расширяются.
"Бежица - это село Брянского уезда. Но на село в общепринятом смысле этого названия совсем не похоже. Вы не встретите здесь ни одного строения, крытого соломой, а их тут целые сотни, не только дома, а и надворные службы, все без исключения, покрыты или тесом, или железом. Дома расположены планомерными улицами. Дороги по главным улицам вымощены и при том так удивительно, что здешней мостовой, пожалуй, может позавидовать не один уездный город ... Главные улицы в Бежице освещаются электричеством. Электричеством же освещаются контора завода, заводские мастерские, больница, аптека, квартиры многих служащих завода, гостиница и другое», - сообщалось в «Орловских епархиальных ведомостях".
К 1913 году в Бежице имелось более 70 улиц и переулков. Преобразился и центр Бежицы. Здесь был создан Народный парк. "В целях сбора средств" заводоуправление передало часть парка местному пожарному обществу. Были построены фонтан, летний театр, появились площадка для танцев, карусели, лавки с "шипучим водами", чаем, квасом ...
Первая мировая война внесла свои коррективы в мирную жизнь бежичан, ритм завода. Она принесла трудности, а потом разочарование, надлом в обществе. Процесс резко усилился в 1916 году, когда начался сильный спад экономики страны. Февральская, а затем Октябрьская революции не обошли стороной Бежицу, завод. Рабочие приняли активное участие в революционном движении. После Гражданской войны Брянский государственный завод оказался в тяжелой ситуации. Очень сложно было налаживать производство, преодолевать экономические трудности.
Благодаря упорству, настойчивости заводчан, помощи правительства предприятие набирало темпы, расширяло производство. А это, безусловно, влияло в целом и на жизнь всех бежичан.
Вместе с архитектором Г.В. Клюкиным рассматриваем план Бежицы, составленный в 1917 году. На нем помечены деревянные жилые дома, холодные постройки с железным и деревянным каркасом, железобетонные строения. Глядя на карту, видишь, что планировка Бежицы сделана по лучшим образцам тогдашней градостроительной науки. К нынешнему Дому культуры машиностроителей и парку примыкают улицы Елецкая - теперешняя Комсомольская, Парковая-Майской Стачки, Церковная - III Интернационала, Ливенская - Куйбышева, Мценская - XXII партсъезда, Базарная, Вокзальная, Бежицкая - Ульянова ... На карте указаны три площади - Минская, Базарная и Преображенская.
В феврале 1921 года Бежица - центр Бежицкого уезда Брянской губернии. Сюда из Брянска были переведены все учреждения Брянского уезда. По постановлению Президиума ВЦИК в ноябре 1925 года Бежица стала городом. В нем насчитывалось более двух тысяч домов, принадлежавших горсовету, заводу и частным владельцам.
Бежица быстро росла за счет жителей окрестных сел и приезжих из других мест. "Очень запомнился наш переезд из деревни в Бежицу. Наш табор состоял из шести подвод. Вспоминаются даже лошади, их масть и прочее. Замыкала этот караван корова Милка, привязанная к телеге ... Рыжий конь с пролысинкой на лбу по кличке Офицер, старый и опытный, был запряжен в переднюю телегу, где были размещены младшие детишки. Ехали по прохладе всю ночь по старой смоленской дороге, грохоча колесами по булыжнику.
Ранним утром 19З1 года наш "цыганский табор" остановился у свежерубленного дома на Тульской улице, 17 в городе Бежице, - пишут знаменитые художники братья Ткачевы в документальной повести "Становление", опубликованной в седьмом номере журнала "Наш современник" за 2002 год. - Дом, в котором семье Ткачевых предстояло жить десять с лишним лет, вплоть до Великой Отечественной войны, был еще без потолка. Его плотники застилали уже при нас. Мы, дети, представляли Бежицу большим городом. А наша Тульская улица оказалась сплошь застроенной деревянными домами и напоминала большую деревню. Только крыши покрыты не соломой, а тесом, изредка - жестью". Далее авторы вспоминают, что, как и в деревне, рано утром пастух своим рожком оповещал жителей, что пора выгонять скотину. Разумеется, никакого асфальта на улице не было. Именно здесь, в Бежице, в городском Доме пионеров начали проявляться их художественные способности, отмечают Сергей Петрович и Алексей Петрович Ткачевы.
Интересно высказывание о Бежице знаменитого журналиста чехословацкой газеты "Руде право" Юлиуса Фучика, автора книги "Репортаж с петлей на шее". В середине тридцатых годов он побывал в Бежице. Вот его впечатления: "Бежица была когда-то ... фабричным предместьем в Брянской губернии. Там и сейчас находится фабрика. Только вместо старых цехов выросли огромные здания, каждое из которых само по себе является фабрикой ... А городок тоже уже не городок. Когда идешь по его широким улицам с пятиэтажными домами, то чувствуешь себя, как на улицах большого города. Население с тысячами жителей разрослось до десятков тысяч, вместе с ними ты идешь в клуб, в театр, на стадион. Здесь не чувствуется провинция - и это удивительно".
Эти строки взяты мною из очерка "Маруся Косимова покупает себе меховое пальто", вошедшего в двухтомник избранных произведений Ю. Фучика, выпущенный Политиздатом.
В 1934 году в черту Бежицы были включены села Городище, Бежичи, Бордовичи, Чайковичи, а позднее - ряд других поселков. Городское население к следующему году достигло 56 тысяч человек.
Город Бежица и станция Болва 3ападной железной дороги в феврале 1936 года были переименованы в город и станцию Орджоникидзеград в честь Г.К. Орджоникидзе, бывшего тогда наркомом тяжелой промышленности СССР. При освобождении Брянщины от немецко-фашистских захватчиков городу было возвращено его прежнее имя - Бежица. Железнодорожная же станция сохранила название Орджоникидзеград. Кстати, когда станция именовалась Бежица, Бежицкая, то грузы нередко вместо брянской Бежицы попадали в Бежецк тверской. Что делать? Станции дали новое название - Брянский завод. И опять неудачно. Вновь возникала путаница. Вагоны с грузами зачастую поступали на "Брянский Арсенал". Тогда и возникло очередное название - Болва, по имени протекающей рядом реки.
Перед Великой Отечественной войной Брянский завод, носивший уже имя "Красный Профинтерн", занимал одно из ведущих мест в промышленности страны. Выросли в городе и новые предприятия - сталелитейное, силикатного кирпича, молоко - и хлебозавод, холодильник ... Всего действовало 70 различных предприятий. Численность населения - 86 тысяч человек.
"Для высокого взгляда летчика раскрывается весь город. Он видит бесконечные корпуса завода - вернее, уже комбината, объединяющего четыре завода, он видит, как всегда с высоты, безукоризненно ровные линии улиц, домов, скверов. Они расходятся во все стороны, оканчиваясь у реки с одной стороны, а с другой - снова кончаясь новым заводом. А дальше идет уже лес и лес", - говорится в книге "Гигант индустрии социализма", выпущенной в 1940 году в Орле. Продолжая, автор пишет: "Вы уже ушли из центра, вы идете по большим переулкам - и снова возникают широкие улицы; по бокам их выросли стройные березки, стволы которых блестят нежной белизной ... Город создан, в сущности, заново, с тем великолепным размахом, с каким строятся у нас города ..." В книге сообщается, что в городе вместо больницы на 60 коек появились корпуса новой больницы на 700 человек, вместо двух тысяч учащихся в старой Бежице - учатся тысячи детей в новых четырехэтажных школах ...
Еще мое внимание привлекли в этой книге строки: "Завод и город – они не отделимы. Они живут одной жизнью, они думают об одном, они растут вместе, расширяясь и строясь, поднимаясь к небу этажами домов, крышами новых цехов ..." Хорошо, когда едины цели и у предприятия, и у города. И все хорошее - для людей.
Бежица (Орджоникидзеград) действительно превратилась в благоустроенный город с развитой социально-культурной сферой. Было построено 54 тысячи квадратных метров жилья. Украшением служили старинные сооружения, отличающиеся яркой индивидуальностью архитектуры: училище, больница и поликлиника, особняки для инженерного персонала, баня, пожарное депо, а также воздвигнутые в тридцатых годах здания почты, кинотеатра, Дворца культуры, железнодорожного вокзала... Выросла сеть общеобразовательных школ, медицинских учреждений. Открылись медицинский техникум, институт транспортного машиностроения ... Многое было разрушено во время войны. Но Бежица не только возродилась, она стала краше, благоустроеннее. В районе ныне проживает более ста девяносто пяти тысяч человек. Здесь расположено почти 12 тысяч строений. В районе число улиц подходит к тремстам, а их протяженность - более трехсот километров. Широка сеть социально-культурных учреждений. Это самый промышленный район Брянска.
"Брянск – город древний",
Я.Д. Соколов, 2006 год