Расположен у подножия Покровской горы, занимает квартал между улицей Калинина и рекой Десной. Основан в 1707 году, когда во время Северной войны по приказу Петра I в городе сооружались мастерские для изготовления холодного оружия и склады для хранения вооружения. Они были построены в излучине Десны на участке, примыкавшем к Московской дороге, впоследствии главной улице Брянска. В 1708-09 годы отсюда на военных судах, построенных на Брянской верфи, отправлялись войска в район Полтавы. Склады и мастерские использовались и во время русско-турецких кампаний 1735—39 и 1768-74 годов. Указом Екатерины II от 12 января 1783 года генерал-поручику артиллерии И.И. Меллеру было предписано начать строительство литейного двора для изготовления орудий. Строительство возглавлял капитан артиллерии Ф.М. Иванов. Оно велось солдатами канонирского полка и 60 мастеровыми под руководством архитектурного подмастерья Московского арсенала И. Морщинова. К 1785 году построены литейный дом с двумя печами, механическая мастерская, "магазины" (склады); в январе того же года началось пушечное производство. Арсенал выпускал медные пушки, мортиры, лафеты, передки и зарядные ящики к ним и др. Старинный герб города Брянска, на котором изображена золотая мортира на красном поле с двумя пирамидами ядер по сторонам, символизировал тогда его главную продукцию: первые восемнадцатифунтовые медные пушки были отлиты в арсенале в 1785 году. И сегодня, как памятники славному русскому артиллерийскому оружию старинные брянские пушки можно увидеть на Бородинском поле под Москвой, где решилась судьба Наполеона в России, у здания Санкт-Петербургского артиллерийского музея, в парке древнего Смоленска и даже в Болгарии, на историческом перевале Шипка. В 1856 году на заводе появилась первая паровая машина. С 1882 года Арсенал перешел на производство стальных пушек. Новый этап крупного строительства сооружений относится к концу 19 - началу 20 века. Именно в это время архитектором Н.А. Лебедевым построены основные заводские корпуса. В ноябре 1917 года Арсенал был национализирован. С 1919 года стал называться Брянским механическим артиллерийским заводом (Мехартзавод). Во время Великой Отечественной войны завод, эвакуированный в глубокий тыл, самоотверженно ковал оружие для победы над врагом. Сотни заводчан ушли сражаться с фашистскими захватчиками на фронтах и в партизанских отрядах. В годы войны предприятие и дома заводчан были полностью разрушены врагом. И все же через год после освобождения Брянска, восстановленный в короткий срок, завод выдал первую плавку стали. С 1946 года завод приступает к освоению новой продукции - дорожных машин. Современное название - Брянский завод дорожного машиностроения ("Дормаш"). Арсенал сыграл большую роль в промышленном и культурном развитии Брянска. С Арсеналом связаны строительства в городе первой электростанции и водопровода, а также изготовление первых в стране текстильных машин для первичной обработки льна.
Арсенал. Генплан:
1 - литейный дом; 2 - заводоуправление; 3 - водонапорная башня; 4 - здание общественных организаций; 5 - клуб "Металлист"; 6 - лесопилка; 7 - сборочно-артиллерийский цех; 8 - столярно-дужный и орудийный цеха
Улица Калинина, на которой расположен завод, один из немногих уголков города, где сохранились в первоначальном виде строения конца XVIII-XIX века. Ярким примером может служить здание Литейного Дома Брянского Арсенала, много лет служившего заводским домом культуры. Построено оно было в конце XIX века по проекту Николая Лебедева. Симметрично с обеих сторон здания, на небольшом расстоянии от него, были расположены небольшие полутораэтажные постройки: слева — столярный цех, справа — заводоуправление. Позже они были объединены переходами с главным зданием. В годы Великой Отечественной войны строение сильно пострадало. В 1949-52 годы Литейный Дом и медеплавильный цех были восстановлены в виде клуба завода "Дормаш".
Брянский Арсенал. 1943 г.
Разрушенный клуб завода им. Кирова (ныне Арсенал). 1943 г.
Литейный дом. Построен в 1780-х годах; в конце 19 века перед фасадом поставлена высокая дымовая труба. В 1950-х годов реконструирован (архитектор А.А. Саломахин и инженер Л.A. Соколов) в формах "ретроспективной классики". Новое оформление получил главный фасад: арочные окна заменены прямоугольными, проемы второго этажа увеличены, фронтон заменен аттиком и прочее.
Двухэтажный прямоугольный в плане объем, кирпичный и оштукатуренный, завершен кровлей на два ската. Уличный и дворовый фасады композиционно расчленены креповками на три части - более длинную среднюю и короткие боковые. Центр уличного фасада выделен крупными полуколоннами композитного ордера с раскреповками антаблемента над ними и украшенным волютами аттиком в завершении. В среднем интерколумнии расположена входная арка высотой в два этажа с архивольтом и фигурным замком. Перед центром фасада устроена открытая терраса с балюстрадой и двумя лестницами-входами по сторонам. Центральная часть дворового фасада также выделена лопатками с двумя контрфорсами в нижнем этаже. Здесь сохранились элементы первоначальной архитектуры в стиле классицизма: горизонтальная рустовка нижней части стен, междуэтажный пояс, арочные окна со скромными "вдавленными" рамочными наличниками, венчающий карниз и полукруглое центральное окно с обрамлением и замком.
Заводоуправление. Построено в конце 18 века, одновременно с литейным домом, как отдельно стоящее здание. В 1910 году при перестройке удлинено в сторону двора и по улице соединено перемычкой с литейным домом, внутри значительно перепланировано и изменило внешний облик. Хороший образец промышленной архитектуры Брянска начала 20 века, выполненный в формах и традициях классицизма.
Кирпичное и частично оштукатуренное здание, двухэтажное с улицы и трехэтажное со двора, с вальмовой кровлей, имеет П-образную объемную композицию, обращенную крыльями во двор. В центре уличного фасада выступает ризалит в три оси, четко разделенный по высоте на две части: первый этаж решен как рустованный цоколь, на который водружен четырехпилястровый портик в антах с фронтоном. Стена между пилястрами прорезана арочными окнами, обведенными архивольтами. Боковые части фасада решены иначе и объединены лишь общими формами классицистического декора. В правой части фасада шесть прямоугольных окон в каждом этаже сгруппированы попарно и разделены лопатками, а в междуэтажных простенках помещены небольшие круглые ниши. Левая часть (поздняя вставка между корпусами) имеет случайную расстановку окон, декорированных, как и остальные фасады здания, лишь подоконными полками. Ризалит бокового фасада увенчан фронтоном и украшен неглубокой арочной нишей.
Цеха столярно-дужный и орудийный. Первоначальное, сравнительно небольшое здание столярного цеха возведено в 1780-х годах. На рубеже 19-20 веков архитектором Н.А. Лебедевым к нему пристроен орудийный цех, состоящий из двух корпусов: продольного, поставленного вдоль двора, перпендикулярно улице Калинина, и поперечного, вытянутого вдоль нее. Таким образом, все постройки были связаны в единую объемную композицию. Сравнительно хорошо сохранился корпус, обращенный к улице. Его характерная для периода эклектики архитектура выполнена в духе подражания классицистическим образцам. Кирпичная стена равномерно прорезана семью арочными окнами, обведенными плоскими архивольтами. Две пары таких окон фланкируют на торцовом фасаде выделенное тонкой креповкой большое окно-витраж, полуциркульный верх которого вписан в поле фронтона. Вдоль конька крыши по всей длине корпуса располагается поддерживаемый стальными фермами треугольный в сечении фонарь (первоначально прямоугольный).
Цех сборочно-артиллерийский. Построен в 1900-е годы по проекту Н.А. Лебедева. Стены кирпичные, неоштукатуренные, кровля стальная по металлическим полигональным фермам. Хороший образец промышленного здания Брянска периода эклектики, выполненный в свойственном большинству корпусов Арсенала духе классицизма и отличающийся монументальностью облика благодаря укрупненности форм и членений.
Одноэтажный, в основе своей прямоугольный в плане корпус, сильно вытянутый по продольной оси, завершен высокой полигональной кровлей, имеющей по краям широкую ленту остекления. Двухэтажная, с двускатной кровлей западная торцовая часть корпуса административного назначения отделена от основной сильно выступающими ризалитами с крупными щипцовыми фронтонами.
Боковые фасады основной части с десятью большими арочными окнами во всю высоту стен имеют парные пилястры в простенках и антаблемент в завершении. Эта своеобразная ордерная аркада контрастирует с восточным торцом, у которого массивное поле стены прорезано внизу воротами, а вверху круглым и двумя прямоугольными проемами. Фасады западной части расчленены плоскими нишами, в которые вписаны прямоугольные окна обоих этажей. Стены завершены упрощенным антаблементом с карнизом сильного выноса. По краям ризалитов - парные пилястры, поддерживающие отрезки антаблемента в углах щипцового фронтона; над растесанными верхними окнами видны первоначальные круглые ниши.
Лесопилка. Построена в 1890-х годах по проекту Н.А. Лебедева. Кирпичное здание состоит из двух разновысоких прямоугольных в плане объемов: низкого одноэтажного корпуса с двускатной кровлей и примыкающей к его западному торцу двухэтажной башенки. Противоположный торец завершен крупным фронтоном с полукруглым окном в тимпане, обрамленным слегка выступающим архивольтом. Широкие лопатки закрепляют углы объемов, имеющих одинаковые трехступенчатые карнизы небольшого выноса. Под карнизом стены украшены лентой поребрика - декоративным мотивом древнерусской архитектуры, сочетающимся с классицистическими элементами декора. Лопатки, подоконные полки на консолях и замковый камень окна башенки оштукатурены и выделяются на фоне краснокирпичных стен.
Башня водонапорная. Построена в 1890-х годах Н.А. Лебедевым; одноэтажная пристройка более поздняя. В 1956 году после переоборудования в насосную станцию имеет внутри единое пространство. Стены кирпичные, неоштукатуренные, кровля стальная. Своеобразный памятник промышленной архитектуры периода эклектики, сочетающий свободно трактованные формы классицизма с элементами средневековой архитектуры. Восьмигранное в плане двухъярусное здание завершено пологим шатром. Междуэтажный карниз с мощным аркатурным поясом под ним типа машикулей делит объем на две почти равные части. Нижний ярус - с крупными арочными нишами на гранях, в которых чередуются узкие арочные окна и аналогичные ниши. Необычны угловые устои этого яруса, сильно выступающие в верхней половине благодаря напуску нескольких рядов кладки. Верхний ярус имеет широкие лопатки на углах и крупный антаблемент с профилированным карнизом. Прямоугольные окна в его гранях украшены высоко поднятыми сандриками. Внутри башни круглое в плане помещение.
Будущее Арсенала
В настоящее время памятник архитектуры - клуб завода "Дормаш" - находится в собственности завода. Руководство области и города ведет переговоры с собственником о выкупе здания.
Среди главных претендентов на новый адрес называют Брянский губернаторский симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, квартет электронных баянов, ансамбль "Ватага" и хор Марио Бустилло. Также рассматривается возможность размещения в отремонтированном здании планетария.
Стоит сказать, почему заводом было принято решение об отказе от части территорий. Производственные здания на старой арсенальской территории находились уже не первый год в плачевном состоянии, некоторые цеха попросту разрушались, установленное там оборудование устарело и морально, и физически, а посему содержать его и владеть им для предприятия не было никакой возможности. Это, скорее, лишние хлопоты для завода, нежели какая-то экономическая перспектива. Поэтому и созрело решение о продаже старой заводской территории компании "Брянскстройинвест", которая и взялась за освоение этих мест. Более того, компания вышла с предложением к брянским властям, что может взяться за преобразование и других территорий, прилегающих к "Арсеналу", — Славянской площади, улицы Калинина, набережной Десны. Так и родился проект, который вскоре будет обсуждаться на общественных слушаниях.
Ну а сам проект впечатляет. И начать тут стоит, наверное, с набережной. Как таковой набережной в Брянске, издревле стоящем на трех реках, нет и не было. По задумке проектировщиков, после расширения русла реки, укрепления камнем и подсыпки песком деснинских берегов на всём протяжении Десны будет сооружена пешеходная прогулочная зона. Ещё одной приятной неожиданностью проекта можно назвать строительство дороги-дублёра улицы Калинина. Сейчас эта городская магистраль, как и многие другие, перегружена сверх всякой меры. Новая дорога проектируется от нынешнего концертного зала "Дружба" до памятника артиллеристам. Более того, в этом месте будет сооружён и капитальный мост через Десну, который заменит собой существующий понтонный. По нему проляжет дорога, которая сольётся с другой планируемой магистралью в Фокинском районе у остановки "Западная". На самой же территории старого "Арсенала" будет возведён торгово-развлекательный и офисный комплексы с несколькими кинотеатрами, а также большое количество современных домов общей площадью свыше 35 тысяч квадратных метров.
План застройки Старой территории завода "Дормаш"
Один из самых непростых вопросов, которые стоят сегодня при обсуждении и рассмотрении проекта будущей застройки, это судьба концертного зала "Дружба". Начальник Управления имущественных отношений Брянской области Дмитрий Полещенко говорит об этом так : "Ни для кого не секрет, что сегодня здание "Дружбы" находится в плачевном состоянии и без серьёзных капиталовложений его эксплуатация в ближайшее время может быть существенно затруднена. Да и возможная реконструкция его нецелесообразна. Поэтому инвестор, исходя из того, что вопрос решается комплексно, совместно с городскими и областными властями, взял на себя обязательство построить гостиничный комплекс с многофункциональным залом на 1000 мест". Кстати, сейчас зал "Дружбы" может вместить всего лишь 400 зрителей. Даже несмотря на то что гостиничный комплекс планируется возвести на частные деньги, после его сооружения концертный зал передадут администрации Брянской области. По словам господина Полещенко, "подобное вложение будет, безусловно, обременительным для компании-инвестора, но ради гармоничного развития всего района инвестор пойдёт на это". Когда речь заходит о застройке территории "Арсенала", части улицы Калинина, набережной, сразу же возникает вопрос: что же станет с исторической частью этой местности, ведь многие здания тут являются памятниками архитектуры. "Насколько известно, — прояснил ситуацию Дмитрий Полещенко, — инвестор решил комплексно подойти к решению этой проблемы. Здания, которые представляют собой историческую ценность, будут отреставрированы. Возможно, они получат надстройки, пристройки, но сам исторический облик улицы Калинина будет сохранён". При разработке проекта инвестор намерен учесть все исторические особенности этой местности, уверил начальник Управления имущественных отношений обладминистрации.
Нельзя не сказать и ещё об одном условии, которое было поставлено перед "Брянскстройинвестом". Новая набережная, старая застройка, будущие высотки должны органично перекликаться между собой. Для этого тоже придётся кое-что перекроить, но, как ожидается, набережная будет органично вписана в Славянскую площадь. На последней также предполагаются изменения в облике, однако сам дух площади, те ключевые элементы, которые отражали своё время, — всё это сохранится. "Не останется не решённым и вопрос с бульваром Гагарина, — поведал Дмитрий Полещенко, - а именно с брянской "потёмкинской лестницей". Нижние её сегменты инвестор также реконструирует так, чтобы вписались в общий облик микрорайона. Таким образом, обновление не затронет историческую застройку улицы Калинина, набережную, Славянскую площадь и часть бульвара Гагарина".
Один из любимейших брянцами городских объектов — фонтан, сооружённый в честь 1000-летия города, также останется на своём месте. Этот объект — ключевой на Славянской площади и является её центром, как бы держа всю архитектуру. "Но какие бы преобразования ни проводились, какие бы планы ни строились, — говорят проектировщики, — фонтан станет ещё лучше после реставрации и реконструкции".
Дмитрий Полещенко в свою очередь также упомянул и о сроках реализации этого проекта. "С учётом того, что работы начаты уже сегодня, — заявил г-н Полещенко, — а в ближайшее время будет разработан и сам проект застройки этих мест, после которого и начнётся поэтапное строительство, то максимальный срок реализации задуманного, который мы намерены поставить перед инвестором, — 7-10 лет".
Дополнительно:
Иван Михайлович Иванов, первый директор Брянского арсенала
Федор Евстафьевич Бухмейер, директор Брянского арсенала
Семен Николаевич Ванков, директор Брянского арсенала
Военно-статистическое обозрение Российской Империи, Орловская губерния, 1853 год
Брянский арсенал. "Брянск – город древний", Соколов Я.Д., 2006 год