БРЯНСК

Экспертное мнение


БРЯНСКИЙ АРСЕНАЛ. БРЯНСК – ГОРОД ДРЕВНИЙ, СОКОЛОВ Я.Д., 2006 ГОД


  "Арсенал" в переводе с французского - мастерская, предприятие для изготовления, ремонта и хранения оружия и предметов военного снаряжения ... Оружие хранилось в Брянске с далеких времен. При Петре I были построены мастерские для производства холодного оружия и склады для их хранения.
  "Брянский арсенал", ставший широко известным в России, родился в годы царствования Екатерины П. Указом императрицы в январе 178З года генерал-поручику артиллерии И.И. Миллеру было предписано начать в Брянске строительство литейного двора для изготовления оружия. Канцелярия главной артиллерии и фортификации находилась в тогдашней столице Санкт-Петербурге, а в Москве - контора артиллерийская и фортификационная. Первую возглавлял генерал-поручик И.И. Миллер, вторую - генерал-майор И.Ф. фон Мертес. Эти два ведомства и занимались возведением литейного двора. Казначейством было выделено 25 тысяч рублей. "Из канцелярии главной артиллерии и фортификации артиллерии капитану Иванову. По Указу Императорского Величества во оной канцелярии по рапорту вашему определено требуемое вами необходимо надобные на построение в городе Брянске литейного двора потребное машинов и магазей ..." - гласил один из документов, датированных "24 генваря 1783 года". Перед новым предприятием стояла задача заменить собой Московский арсенал, который отныне должен был стать только хранителем оружия. Пожароопасные заводы переводились из Москвы в другие места.
  В Брянск после Екатерининского указа стали прибывать строительный отряд солдат канонирского полка, мастеровые, обоз со строительными материалами. Из Московского арсенала был направлен архитектурный подмастер И. Морщинов. Все работы возглавил молодой капитан артиллерии Санкт-Петербургского бомбардирского полка Иван Михайлович Иванов. Арсенал предстояло сооружать, "отступив от горы на 10 сажен для улицы", чтобы литейный дом стоял "лицом к горе, а сверлильный амбар - к реке".
  Литейный дом был воздвигнут трехэтажным, каменным. В подвалах его разместился склад древесного угля, на втором этаже - четыре мастерские и "литейная зала с устроенной в оной двумя большими и одной малою литейными печами". Мастерские были оборудованы и на третьем этаже. В отдельном каменном здании расположилась вертикальная сверлильная машина. Под кузницу, колесную, чеканную, лафетную, паяльную и слесарные мастерские были возведены одноэтажные здания. Для нижних чинов была построена казарма ...
  В январе 1785 года на "Арсенале" отлиты две первые восемнадцатифунтовые медные пушки. Весной того же года горный мастер Данила Рыков отлил еще две двадцатичетырехфунтовые пушки. Отливка медных орудий производилась здесь до 1882 года. Затем она была заменена стальной. На Московской всероссийской выставке, проходившей в 1882 году, "Арсенал" был удостоен диплома первого разряда, по значению равнявшегося золотой медали.
  "Брянский арсенал" с каждым годом развивался, совершенствовалось производство. В 1799 году к нему был присоединен и Московский, который перестает существовать как самостоятельный. Работы по изготовлению орудий, лафетов, зарядных ящиков и других артиллерийских предметов отныне сосредоточены в Брянске. В Москве же занимались лишь хранением получаемого вооружения. "Брянский арсенал" в начале XIX века стал вторым после Тульского ружейным заводом страны. Техническое оснащение росло. Первоначально заводские механизмы в движение приводились конными приводами. Первая паровая машина в пять лошадиных сил появилась в 1856 году. Заработал паровой насос для водоснабжения, паровые молоты, подъемные краны. Электричество появилось в 1865 году.
  Брянские орудия прославили себя не раз на полях сражений. Они гремели на Бородинском поле в Отечественную войну 1812 года. Добрую славу снискали они при обороне Севастополя в 1854-1855 годах. Русские артиллеристы громили англичан и французов, рвавшихся к черноморской крепости. Меткость и силу русских бомбардиров, вооруженных брянскими пушками, испытали на себе турецкие завоеватели в 1877-1878 годах, когда Россия помогала болгарскому народу освободиться от иноземных захватчиков. Поэтому не случайно как памятники русской славы на Шипкинском перевале в Болгарии стоят пушки "Брянского арсенала". Пушку из нашего города можно видеть у входа в артиллерийский музей, что в Санкт-Петербурге, есть она и в Смоленске.
  Дальнейшее развитие строительства сооружений на "Арсенале" относится к концу XIX - началу XX столетия. Именно в это время по проектам архитектора Н.А. Лебедева построены основные заводские корпуса, сохранившиеся до наших дней. Николай Андреевич Лебедев избрал правильный путь для образно-стилевого решения новых крупных построек по соседству со старинным литейным домом, исходя из принципов промышленной архитектуры конца XVIII - начала XIX веков. "При современном конструктивном и планировочном решении фасады его построек, - отмечал архитектор В.Н.Городков, - выполнены в формах классицизма с некоторым обобщением и укрупнением архитектурных элементов, удачно вписались в ансамбль "Арсенала", создававшийся многие годы".
  Большой вклад в создание "Брянского арсенала" внесли его руководители. И в первую очередь, конечно, Иван Михайлович Иванов, отдавший ему лучшие годы своей жизни. Здесь он дослужился до чина генерал-майора. "При команде" он и умер в 1797 году. Похоронен у Свенского монастыря на кладбище. Вклад начальника "Арсенала" генерал-майора артиллерии Федора Евстафьевича Бухмейера был отмечен орденами Святой Анны и Святого Владимира III степени. Начальник "Арсенала" генерал-майор с.Н. Ванков в 1915 году организовал по французскому методу поточное производство снарядов. В военной русской литературе оно получило название "организация Ванкова" ...
  После Октябрьской революции "Арсенал" был национализирован. В годы Гражданской войны здесь изготовляли оружие, ремонтировали старое. В мае 1918 года в связи с наступлением немцев и опасностью, что Брянск будет захвачен ими, предприятие частично было эвакуировано в Нижний Новгород. Весной следующего года оно было возвращено. С 1919 года "Арсенал" стал называться Брянским механическим артиллерийским заводом, сокращенно - Мехартзавод. В невероятно трудных и сложных условиях пришлось трудиться руководству, инженерно-техническому персоналу, рабочим. Не хватало, а порой совсем отсутствовали мазут и нефть. Перебои были с сырьем, продовольствием. Заводчане искали пути и выходили из тяжелейшего положения. Вскоре на заводе начали выпускать и мирную продукцию: части для вагонов и паровозов, муфты и шкивы для локомобилей, оси для молотилок.
  С 1925 года коллектив приступил одним из первых в стране к изготовлению текстильных машин для первичной обработки льна. Их изобретателем явился главный механик завода Лев Агафонович Борович. Ему принадлежат более сорока научных трудов, изданных на русском, немецком, английском языках. С его именем связано техническое перевооружение завода, многие изобретения. Немало сделал он и для города. За годы довоенных пятилеток завод был значительно расширен и реконструирован. Выпуск продукции возрос в четыре раза.
  Во время Великой Отечественной войны предприятие было эвакуировано на Урал. Первый эшелон был отправлен 18 июля 1941 года, последний - 12 августа. Наряду с оборудованием уехало около десяти тысяч заводских специалистов и рабочих с семьями. В суровых условиях в короткий срок на новом месте стали выпускать мощные танковые пушки, платформы для зенитных установок ... Завод был преобразован в артиллерийский. Его коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
  После освобождения Брянск и завод лежали в развалинах. Предприятию был нанесен ущерб в 26 миллионов рублей в ценах тех лет. Более-менее в сносном состоянии находились лишь кузнечный да инструментальный цеха. С Урала с правами уполномоченных Наркомата вооружения прибыли И.К. Тихомиров и Я.Г. Анисимов. Ими было организовано разминирование территории. Начались восстановительные работы. В них активное участие приняли главный конструктор Вениковский, главный технолог П.И. Горский. Одними из первых пришли работать на завод бывшие партизаны М. Гришин, Ф. Костин, В. Абросимов, Н. Голованов, В. Трубин, И. Новосильцев и другие. С Урала начали возвращаться из эвакуации рабочие с семьями. В первую годовщину со дня освобождения Брянска на предприятии состоялась первая плавка чугуна.
  В 1946 году завод перешел в ведение Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения, освоил выпуск асфальтоукладчиков, битумных смесителей... Коллектив получил важное задание – разработать первую в стране новую мощную землеройную машину - самоходный грейдер-элеватор. В 1957 году такая машина была готова. Затем через год изготовили опытный образец автогрейдера Д-446 с гидравлическим управлением. Строятся новые цеха. Предприятие оснащается новым оборудованием. Растут творческие кадры. Изыскиваются резервы. Завод не раз становится участником Выставки достижений народного хозяйства СССР.
  На международной выставке строительных и дорожных машин в Москве в августе 1964 года были представлены брянские бульдозер Д-522, погрузчик Д-543 и автогрейдер Д-598, удостоенный диплома III степени. В 1971 году на Лейпцигской ярмарке автогрейдер Д-710А был удостоен большой золотой медали, а в 1973 на международной выставке "Агромашэкспо-73", проходившей в Будапеште, этой машине присуждена серебряная медаль. За высокие производственные показатели во Всесоюзном соревновании среди предприятий страны заводу дорожных машин неоднократно присуждались классные места и переходящие Красные знамена.
  Продукция дормашевцев поставлялась более чем в сорок стран мира. Автогрейдеры, бульдозеры, грунтосмесители, цементорастворители, дорожные фрезы, идущие на экспорт, зарекомендовали себя в Индии, Пакистане, Бангладеше, на Кубе, в ряде стран Африки, Европы и других уголках земного шара.
  Велика заслуга многих рабочих, инженеров, руководства предприятия в том, что за успешное выполнение заданий и освоение выпуска новых машин для дорожного и мелиоративного строительства Брянский завод дорожных машин в январе 1971 года был награжден орденом Ленина, а в феврале 198З года за успешное выполнение производственных планов, социалистических обязательств и в связи с 200-летием со дня основания - орденом Трудового Красного Знамени. Директор завода Н.Н. Руднев, фрезеровщик Н.А. Старостин, отдавшие заводу много лет, стали Героями Социалистического Труда. Сотни человек удостоены орденов и медалей. Коллектив предприятия гордится тем, что в его стенах когда-то начинали свой трудовой путь министр Морского флота СССР В.Г. Бакаев, вице-адмирал П.И. Парамошкин. А сколько появилось здесь рабочих династий: Ларичевых, Работиных, Федоровых, Савичевых, Кузьминых, Жидовых, Панфиловых, Макеевых, Шишкиных, Клюевых, Кочевых, Маховых ...
  В 1995 году на базе завода дорожных машин было создано открытое акционерное общество "Брянский арсенал". Коллектив, имея опыт выпуска легких автогрейдеров класса 100, а теперь и автогрейдеров среднего типа класса 140, приступил к освоению новых видов продукции. Осенью 2001 года "Арсенал" вошел в холдинг "РусПромАвто".


Мехзавод имени Кирова, 1930-е годы
Мехзавод имени Кирова, 1930-е годы

Завод Дормаш, 1943 год
Завод Дормаш, 1943 год

Территория завода Дормаш 1950-е годы
Территория завода Дормаш 1950-е годы

Территория завода Дормаш 1950-е годы
Территория завода Дормаш 1950-е годы