17 ноября 1853 г., Петербург.
Я был в Царском у цесаревича, который в самом деле очень добр ко мне, гораздо больше, чем я этого достоин. Сегодня вечером я должен написать письмо Тургеневу1 который, как я уже тебе сказал, прощен и приедет сюда...
Я пришел к убеждению, что Рашель — актриса, слишком часто не выказывающая драматического чувства и еще чаще чувства эстетического.
Ее драматические тонкости выходят у нее грубыми как колено. Боясь, что публика их не поймет, она выражает их бешеными движениями тела и телеграфическими знаками, в то время как искусство, равно как и природа и правдоподобие, указывают, что их следует передавать голосом и выражением лица.
В конце она умирает от отравы и, как любитель, подражает агонии, предсмертной икоте и конвульсиям.
Чтоб дойти до этого великолепного результата, она ходила в больницы смотреть, как умирают бедные молодые женщины. Одним словом, по-моему, она — артистка неприятная и антиэстетичная.
Ее лицо умное и красивое, но игра ее без выражения и неприятная.
К письму А.К. Толстого «С. А. Миллер. 17 ноября 1853 г.»
Толстая Софья Андреевна (рожд. Бахметева, по первому мужу Миллер, ум. в 1892 г.).
1 См. письмо И. С. Тургеневу. 17 ноября 1853 г.