22 октября 1853 г., Петербург.
Я провел вечер у Шемиотт. Была масса народу. Поляки, и из русских только я и Вельгорский. Все поляки, из которых некоторые громадные, пробовали свою силу со мной, и я их всех поборол по очереди. Мне кажется, что я становлюсь сильнее, но все находят, что я похудел. Мне сшили новое платье всех цветов; я бы тебе их описал, если бы это не было так скучно. Их шил Шармер. У Шемиотт была молодая княгиня Сангушко, удивительной красоты; она была вся в белом. М-me Столыпина была в белом атласном платье с воланами из черных кружев и с черными кружевами на голове; на ней была коротенькая пелеринка из голубого бархата, вышитая по-восточному жемчугом и золотом...
Я нашел у Монтеня1 страницы еще более грубые, чем те, которые мы нашли вместе, но, несмотря на это, я нахожу, что женщине удобнее признаться, что она читала Монтеня, чем Альфреда Мюссе.
Монтень — наивен и груб, Альфред Мюссе — грязен с намерением быть грязным, с самодовольствием, особенно в пьесе «Гассан»2.
Я бы дал читать Монтеня женщине, которую я уважаю, несмотря на ужасный цинизм его выражений; я бы осмелился это сделать, потому что Монтень не намеренно циничен. Я бы не осмелился дать читать А. Мюссе женщине, которую уважаю, потому что он преднамеренно циничен.
...Все это близко моему сердцу не по своей собственной важности, но со стороны моего общего взгляда...
К письму А.К. Толстого «С. А. Миллер. 22 октября 1853 г.»
Толстая Софья Андреевна (рожд. Бахметева, по первому мужу Миллер, ум. в 1892 г.).
1 Имеются в виду «Опыты» М. Монтеня.
2 Речь идет о поэме А. Мюссе «Намуна», главным героем которой является Гассан.