Антиминс ("вместо престола", от греч. слова – вместо + лат. mensa – стол, трапеза) — используемый для проведения Литургии, в Православных Церквях византийской традиции, прямоугольный (шелковый или льняной) плат, с небольшим зашитым по центру, ближе к верхнему краю карманом, куда вложены частицы святых мощей мучеников.
Антиминс украшается особыми изображениями. Он освящается только епископом и им же подписывается, свидетельствуя о благословении архиерея на служение Литургии. В богослужебной практике различаются "подвижные" и "неподвижные" антиминсы. Неподвижные предназначены для постоянного пребывания в определенном храме, название которого на них указано. Подвижные же выдаются или во временный храм, или для совершения службы "на всяком месте", о чем делается соответствующая надпись на антиминсе. Антиминс полагается на Престоле при освящении храма архиереем или посылается им в храм, освящение которого он не может совершить сам. В Православных Церквях византийской традиции, где собственно и существует традиция антиминса-плата, без него не может совершаться Литургия. На одном антиминсе может быть совершена только одна Литургия в день. Он разворачивается по окончании Литургии оглашенных и пребывает раскрытым до окончания Литургии верных. Кроме Литургии антиминс раскрывается при посещении храма архиереем. Антиминс нельзя стирать, поэтому он должен тщательно оберегаться от любых загрязнений и от изнашивания. Он представляет собой большую святыню и требует равного со святым Престолом благоговейного отношения.
Первоначально термин "антиминс" обозначал переносной столик, в том числе и для совершения Евхаристии вне храмов. Впервые антиминс упоминается в житии преподобного Маркиана Сиракузского (ок. 700), где таким образом обозначен переносной престол, на котором святой совершил Литургию. В византийских описаниях богослужебных церемоний в константинопольском храме Святой Софии термин "антиминс" употреблялся по отношению к использовавшимся внутри храма переносным столикам. При причащении императоров использовался так называемый "царский антиминс", украшенный прекрасными покровами столик, стоявший на возвышении с несколькими ступенями напротив правой стороны алтаря возле алтарной преграды. Император подходил к антиминсу, молился внизу, затем поднимался и принимал из рук патриарха Тело Христово, после чего спускался, приобщался и, помолившись, опять поднимался на верхнюю ступень, где патриарх приобщал его Крови Христовой. При венчании на царство императора на амвоне ставился столик-антиминс, на который возлагались царские регалии. Преподобный Феофан Исповедник в "Хронографии" под 762 год помещает сообщение об использовании антиминса во время коронации императором Львом своего сына в Константинополе. Во время назначения высших сановников во дворец также приносился антиминс, на который возлагались регалии, соответствовавшие должности чиновника. Словарь "Суда" (X век) дает такое определение слову антиминс: "У римлян – стол, поставлявшийся перед дикастерией". Первое упоминание в византийских текстах о заменяющих престол освященных доске или плате (без использования термина "антиминс") содержится в датируемом 809 годом 4-м ответе преподобного Феодора Студита Навкратию. Необходимость их использования объясняется им невозможностью совершения Литургии на оскверненных иконоборцами престолах. В послании иконоборческих императоров Михаила II и Феофила к каролингскому императору Людовику Благочестивому говорится об иконопочитателях, что "некоторые из них, презирая Церковь, в обычных домах используют доски с изображениями в качестве престолов и на них совершают священное Таинство". Патриарх Константинопольский святой Никифор Исповедник (†828) и позднейшие авторы называли эти доски или платы антиминсами. Как видно, антиминсы в современном значении слова получили в Византии особое распространение в эпоху иконоборческих гонений. По крайней мере с начала IX века в Византии распространилась практика использовать освященные доску или плат для совершения Евхаристии в тех местах, где не было освященного престола или престол был освящен неправильно. Из имеющихся источников можно заключить, что антиминсы имели вид дощечки с иконографическими изображениями или тканого плата. Впоследствии в Византийской Церкви антиминсы стали изготавливаться только из ткани.
Возникновение традиции использования антиминса на освященном Престоле. Отрицание иконоборцами почитания святых мощей, выражавшееся, в частности, в освящении храмов без вложения частицы мощей в Престол, явилось причиной появления определения VII Вселенского Собора (787): "Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой" (7-е правило). После этого Собора вложение святых мощей, бывшее ранее нерегулярным, стало обязательным. Это нашло отражение и в богослужебных книгах: в доиконоборческой редакции константинопольского Евхология чин вложения святых мощей в престол отделен от чина освящения Престола, в послеиконоборческих редакциях эти чины объединены. Антиминсы, являвшие собой переносные престолы, также должны были содержать мощи. В периоды восстановления иконопочитания в VIII–IX веках, а также после окончательного торжества Православия в 843 году православные были вынуждены использовать антиминсы во время служб не только в домах, но и в храмах: одни престолы, освященные до 787 года, не всегда содержали святые мощи, из других мощи нередко были удалены иконоборцами, а новые престолы освящались иконоборцами без вложения мощей. В этих случаях Литургия совершалась на антиминсе, возложенном на престол. На святых престолах, освященных полным чином, в течение нескольких столетий еще служили без антиминса, что подтверждается посланием Константинопольского Патриарха Мануила II Харитопулоса (XIII век) к Роману Диррахийскому. Тем не менее употребление антиминса даже на освященном полным чином престоле становится все более распространенным, что подтверждается существованием в Константинопольской Церкви особой должности – "начальника антиминсов", распоряжавшегося изготовлением антиминсов и распределением их по храмам. Номоканон XIII века предписывает наказывать священников, совершивших Литургию без антиминса. С этого времени использование антиминсов стало уже повсеместным, а на Руси было закреплено решением Московского собора 1675 года. Обязательность антиминса при совершении Литургии даже на освященном престоле может быть объяснена тем, что каждый антиминс подписан епархиальным архиереем и является епископской санкцией священнодействовать на данном престоле. Патриарх Феодор IV Вальсамон († ок. 1196) пишет: "Для того, вероятно, придуманы антиминсы... дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и доски святой трапезы... и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие". В принципе, на Престоле, освященном полным архиерейским чином, можно служить на антиминсе, не содержащем святых мощей; антиминсы со святыми мощами употребляются на престолах, не содержащих мощей, или вне храмов. В Русской Православной Церкви все антиминсы должны содержать святые мощи. До XVII века в Русской Церкви (в греческих Церквах до более раннего времени) антиминсы, предназначавшиеся для постоянного нахождения в храме, развернутыми пришивались к нижней одежде св. трапезы – срачице – или прибивались деревянными гвоздями к престолу. Они находились под верхним напрестольным облачением – индитией. Дискос и Потир ставились непосредственно на илитон – верхнее облачение престола, разворачивавшееся (отсюда название eilhton – свернутый) при совершении Литургии и издревле использовавшееся для того, чтобы не просыпать на престол ни одной крупицы Святых Даров. С XVII века по примеру греческих Церквей в Русской Церкви антиминсы помещают непосредственно в илитон, разворачивая и сворачивая их за каждой Литургией.
Материалы и размеры. По толкованию блаженного Симеона Солунского, антиминс, символизирующий гробные пелены Спасителя, должен изготовляться из льна. Такова современная практика греческих Церквей, в Русской Православной Церкви антиминсы обычно делаются шелковыми. Размеры антиминса могут изменяться в длину от 1,5 м до 33,8 см, наиболее распространенный размер примерно 60x40 см. На обратной стороне антиминса, посередине и ближе к верхнему краю, находится карман, в который вкладываются частицы (обычно 3) мощей святого мученика, помещенные в воскомастих (смесь воска, мастики, толченого мрамора, ладана и др. ароматических веществ). Внутри свернутого антиминса хранится губка для собирания с него частиц Святых Даров и отирания рук.
Изображения. На древнейших сохранившихся антиминсах, которые представляют собой небольшие льняные платы, чернилами в центре изображался Крест "о разных степенях": 4-, 6-, 7-, 8-конечный, часто на Голгофе с Адамовой головой, с копием и тростию по сторонам. Так, на греческом антиминсе XVI века монастыря Симонопетра на Афоне начертан 30-конечный Крест на Голгофе. Рядом с Крестом обычно писали теонимограмму Христа "IC ХС", "NIKA", по краю антиминс обрамляло надписание о его освящении, содержащее дату, имя престола, имена духовных и светских владык, иногда храмоздателя. Первый известный русский антиминс (37x37 см) датируется 1148/1149 годами и происходит из Георгиевского собора Юрьева-Польского. Были антиминсы и без каких-либо изображений, только с надписями, например, антиминсы из храма преподобного Сергия Радонежского в Свияжске 1551, 1558 и 1605 годов, хранившиеся в Казанском Архиерейском доме. Впрочем, нельзя исключать, что Крест мог быть написан нестойкой краской и со временем выцвел. Гравированные антиминсы появились в первой половине XVII века. Ранний известный антиминс отпечатан с оловянной доски для Вологды в 1612 году. С начала 1620-х годов в Киеве начали регулярно печатать антиминсы, тогда же печатные антиминсы попали и в Россию. На них изображались три типа композиций. Две первые восходят к западным иконографическим источникам:
1) Поясное изображение Христа за Гробом, из раны на Его груди истекает Кровь в Чашу, стоящую на гробе. За Христом находится Крест, по краям – два ангела с копием и тростию, в углах антиминса изображены евангелисты.
2) Воскресший Христос, сидящий на Гробе.
3) Положение во Гроб Господа, с четырьмя ангелами.
Широкое распространение печатные антиминсы приобрели со времени церковных реформ Патриарха Никона, когда они стали изготовляться на Московском Печатном дворе. Постановление Патриарха Иоакима 1675 года гласит, что во всех храмах "для бессумнительства должны быть антиминсы печати в царствующем граде Москве книг печатного дела во дворе". Хотя в середине XVII века еще появлялись отдельные печатные антиминсы, повторяющие схему рукописных с Крестом и Голгофой, начиная с деревянной гравированной доски для антиминсов 1652 года происходит унификация общего оформления и основной композиции. В среднике изображается положение во Гроб, восходящее к шитым литургическим воздухам: Христа, лежащего на высоком гробном камне, оплакивает Богоматерь, сидящая у изголовья, за Ней – Мария Магдалина и Мария Клеопова. У ног Христа Ее позу симметрично повторяет апостол Иоанн, за ним Никодим и Иосиф Аримафейский, обвивающий ноги Спасителя "плащаницею чистою". Сверху композицию фланкируют ангелы с рипидами. За Гробом возвышается Крест с лестницей и орудиями страстей. Вверху над Крестом изображен в облаках Господь Саваоф, из уст Которого ко Христу исходит луч с голубем – символическим изображением Святого Духа. В углах антиминса в круглых клеймах символы евангелистов, в соответствии с описанной в начале XV века архиепископом Симеоном Солунским традицией возлагать на антиминс 4 кусочка ткани с именами евангелистов. Между ними на полях в резных клеймах-картушах напечатаны тексты с рукописными вставками о дате и имени храма. Все пространство между клеймами заполнено растительным орнаментом – "травами". Московские печатные антиминсы этого времени были известны и за пределами России, попадая с дарами патриархов на Балканы.