ВЫГОНИЧСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ГОРОДЕЦКАЯ СТАРИНА


  Первое описание села Городец содержится в "Писцовой книге" Брянского уезда 1626-1629 годов. "Село Городец на речке Городеченке, а в селе церковь Фрола и Лавра да придел Алексея Митрополита". Церковь была построена из дерева, как большинство церквей того времени "клецким" образом. Церковь была украшена иконами, книгами, свечами, ризами и колоколами. Все церковные постройки и убранство принадлежали Вознесенскому монастырю. На церковной земле стоял двор попа Тимофея. Вместо дворов пономаря и проскурницы были пустые места. В 12 дворах проживали крестьяне, а в 4 - бобыли. Хотя в переписи не указываются пустые крестьянские дворы, но сведения о земельных угодиях говорят о том, что село тоже пострадало во время событий Смутного времени. Крестьяне распахивали 175 четей пашни (около 265 га). 70 четей - около 110 га заросло лесом, 45 четей составлял перелог. Жители Городца накашивали 507 копен сена по лугам вдоль речки Городеченки и по дубраве.
  По переписи 1653 года в приходе церкви Фрола и Лавра был двор поповский и 35 дворов прихожан. Церковь располагалась на восточной окраине села, а к западу от села был участок церковной пашни в 15 га и сенокос на 10 копен сена. Ей же принадлежало озерко и бортный ухожей.
  По переписи 1719 года в Городце насчитывалось 215 душ мужского пола. Хотя жизнь монастырских крестьян была легче, чем помещичьих, но они иногда бросали насиженные места и пускались в бега. По переписи беглых числилось два человека. Некоторые, побродив по разным селам, возвращались назад. Так, Дмитрий Григорьев сын Лукин вернулся в 1723 году из бегов в Ямпольском уезде. А Афанасий Труфанов, пожив несколько лет в селе Толмачево в вотчине царского родственника Тихона Никитича Стрешнева, снова вернулся в Городец.
  В 1727 году церковь святых Фрола и Лавра сгорела. Городецкие крестьяне в 1732 году купили ветхую деревянную церковь в вотчине майора Якова Шушеринова в селе Тешеничи. Игуменья Вознесенского монастыря Евстолия Лодыгина получила разрешение на перевоз, строительство и освящение новой церкви.
  В 1858 году в Городце проживали 257 душ мужского и 299 - женского пола. Самой многочисленной была фамилия Симоновых, проживавших в 8 дворах. Дворы однофамильцев чаще всего располагались рядом друг с другом. Это свидетельствует об их происхождении от общего предка. До середины XIX век у русских крестьян не было фамилий, а прозвища часто заменялись. Так еще в середине XVII века в Городце жил крестьянин Афанасий Федоров сын Чернышев. У него было четыре сына: Яков, Петр, Иван и Семен. Семен, или Симон, так называли его по церковному, родился около 1680 года. У него было три сына: Игнат (р. 1713 год), Аврам (р. 1714 год) и Аверкий (р. 1715 год). У Игната и Аверкия было, в свою очередь, по 4 сына, проживавших в 10 дворах. От них и пошел многочисленный род Симоновых. Прямым потомком Симона в 10 колене является депутат Брянской областной Думы Александр Алексеевич Симонов. Другими городецкими фамилиями были Рассадины (3 двора), Нагибины (4 двора), Синявины (2 двора), Анохины (3 двора), Прошины (2 двора), Аникины, Марокины, Матюхины, Камозенковы (3 двора), Холкины (2 двора), Гореловы (2 двора), 3айцевы, Ерохины, Милехины, Свиридовы, Кульбаковы, Кос торовы, Солодухины, Канаевы.
  В 1868 году городецкие крестьяне получили в надел 1029 десятин земли. Помещиков в селе не было, поэтому крестьянам досталась вся пахотная земля. Около 1876 года им было отведено от казны по десятине леса на душу, но за это они должны были платить по 2,5 рубля с души, что им показалось очень дорого. 4 года они вообще не платили за лес ни копейки. Этот долг с них не взыскали, но лес отобрали назад. В 1886 году в связи со строительством Полесской железной дороги у городецкого общества было отрезано 7 десятин лугов.
  Большая часть пашни располагалась вокруг села. Два участка в 1,25 и 10 десятин были в 5 и 15 верстах от села. Надельная земля была овражистой и бугристой, почва на 2/3 суглинистая, на 1/3 - песчаная и только 30 десятин - чернозема. 3емля была основой крестьянской жизни. После отмены крепостного права землю разделили по душам, но каждая семья старалась взять столько, сколько смогла бы обработать. Пахотная земля делилась на "клинья", "клинья" на "сорты" (по 20 сортов на "клин"), каждый сорт делился на 3 "выти"), а каждая "выть" на 5 осьмаков. Осьмак полагалось делить на 17 душ. Каждая семья получала на разных участках узенькие и длинные полоски земли, что затрудняло ее обработку. Размеры таких полос составляли от 70 см на 20 метров и до 2 метров на 120 метров. Для отопления вырубали кустарники по придеснянскому лугу, где каждый мог рубить сколько хотел, очищая тем самым сенокосы. Удобрялись только огороды и ближние участки пашни. На озимь сеяли рожь, на яровое - овес, гречиху, ячмень, лен и горох. Картофель сажали только на огородах. Хлеба крестьянам постоянно не хватало, и им приходилось брать взаймы у брянских купцов, от 5 до 10% в месяц.
  Жители Городца редко выбирались из своего родного села. Только солдатам удавалось посмотреть на мир. Григорий Михайлов сын Симонов родился 29 января 1854 года. 11 ноября 1875 года был призван на службу. Рост призывника составлял 2 аршина 5 7/8 вершка. Он был уже женат, но детей не было. 10 декабря Симонов поступил на казенное содержание: получил обмундирование и 15 копеек на портянки, шерстяные носки и мазь для сапог. Служить ему довелось в гренадерском Таврическом генерал-фельдмаршала Его Императорского Высочества великого князя Михаила Николаевича полку, участвовал в русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов, в осаде Плевны и ее сдаче 29 ноября 1877 года. За это он был награжден светлой бронзовой медалью в память о войне и румынским крестом. В феврале 1880 года был уволен в запас и вернулся назад в Городец.
  В 1886 году в Городце было всего 10 грамотных человек. Причем 5 из них еще учились в школе. Однако не все крестьяне могли позволить себе отпустить детей в школу, так как в хозяйстве был дорог каждый работник. Из поступивших на учебу только единицы заканчивали ее. В 1903 году были подвергнуты испытанию по окончании курса в училище 7 выпускников Городецкой школы. Председателем комиссии был известный в Трубчевском уезде человек, благодаря которому в Трубчевске в 1920 году был открыт первый музей, Михаил Михайлович Поршняков. Членами комиссии были преподаватель Закона Божия Александр Некрасов и учитель Андрей Кашпоров.
  Лучшим из всех учеников был Денисов Лукиан Никифорович, 1891 года рождения. Все экзамены: Закон Божий, чтение, письмо и арифметику он сдал на пятерки, что было отмечено в свидетельстве и похвальном листе. Отличные успехи поощрялись правом на вольное определение при отбывании воинской повинности, что было весьма существенной привилегией.
  Также успешно выдержали испытание Ефим Алексеевич Кульбаков, Павел Данилович Матюхин, Дмитрий Павлович Маркин. Третьим по успехам был Андрей Васильевич Любомудров, 1892 года рождения. У него была одна четверка по арифметике. У Митина Бориса Федоровича 1887 года рождения, наоборот, была только одна пятерка по Закону Божию, остальные - четверки. Такие же оценки были у крестьянского сына из деревни Попов Клинок Плахова Лаврентия Федоровича.
  Сохранилось описание Городецкой церкви, сделанное 15 июля 1910 года. Она была построена из дерева, но на каменном фундаменте, снаружи обшита тесом и окрашена белилами, а внутри масляной краской. Кровля покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина составляла 25 метров, а ширина – около 7 метров, высота до карниза - 4 метра. Над куполом церкви поднималась маленькая главка, такая же венчала и колокольню, высота которой до карниза составляла 9 м. В храме было два иконостаса: главный - 7 на 10 метров и придельный - 6 на 3 метра. Общая стоимость церкви была определена в 5800 рублей. Эта сумма равнялась трехгодичной выплате всех налогов всех жителей села. Рядом с церковью была построена деревянная, крытая железом часовня. Церковь была обнесена оградой из деревянных решеток с двумя воротами, тремя дверьми, крытыми железом.
  К сожалению, Городецкую церковь постигла участь многих других храмов России. Однако в последние годы, благодаря стараниям А.А. Симонова, в селе построена новая церковь.

Выгоничская земля от истоков к будущему, Т.И. Локтина, 2007 год.