Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.
Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.
По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет "Чудо о Флоре и Лавре".
В деревне без домашней скотины прожить сложно. А раньше лошади и вовсе были единственным средством передвижения. Крестьянин и пахал на лошади, и ездил, когда надо было быстро добраться, скажем, в город. Ямщики кормились исключительно "от лошадей". Почту, дрова, - все возили на лошади. Неудивительно, что в разных странах крестьяне особо почитали святых Флора и Лавра. В Древней Руси иконописцам вообще приписывалось изображать святых Флора и Лавра верхом на конях. Так выходило и нагляднее, и понятнее: вот святой, а вот лошадь, о которой, если что случится, есть кому помолиться. В черноземных губерниях образ Флора и Лавра висел в конюшнях с правой стороны, над яслями, и никто не решался осквернить это место.
И сегодня конники молятся этим святым. За животных мы, конечно, не молимся. Но те, кто особенно любит животных, нередко заказывают в храмах молебны святым Флору и Лавру - чтобы от них была какая-то помощь.
Народ по-своему осмыслял текст "Жития", так что на его основе возникали новые предания. Согласно одному из них, Флор и Лавр зарабатывали на хлеб, копая по деревням колодцы. Есть смоленская легенда о том, что Флор и Лавр были в числе строителей Киево-Печеской Лавры. Здесь видоизменен сюжет об исцелении жреческого сына: осколок камня попадает в глаз сыну князя.
Рассказывают, что накануне дня Флора и Лавра один мужик решил посадить озимую рожь. И вот встал он за плуг, хочет пахать, а лошадь ни в какую. На тот год семью кормить, вот-вот дожди пойдут, а кобыла не слушается! Он и кричал на нее, и бил, так что она упала на колени и заржала от боли и усталости. И вдруг откуда ни возьмись появляются два странника и говорят мужику:
- Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет ему молиться. У вас вот на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним.
С тех пор в день Флора и Лавра лошадей не использовали даже для самой необходимой работы. Правда, в этот день проводились скачки, однако лошадей не седлали. В день Флора и Лавра устраивался настоящий лошадиный праздник. Утром лошадей кормили досыта, затем мыли и чистили скребницей (а кони это очень любят, потому что такая чистка для них вроде массажа). Потом хозяева наряжались, украшали лошадей и вели их купаться (при этом не ехали верхом, а шли рядом). К обедне лошадей пригоняли к церковной ограде, святили воду и служили молебен. Священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. Это называлось "конная мольба". Для лошадей выпекалось обрядовое печенье в форме конского копыта. Этим печеньем закармливали лошадей и отдавали священнику; лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской (ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нес из церкви за пазухой, чтобы дома, разломив на несколько частей, дать по кусочку каждой дворовой скотине - от коня до поросенка.
"Умолил Фрола и Лавра - жди и лошадям добра", - говорили наши предки.
День памяти: Август 18.