ТРУБЧЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК


Центральный парк   После отживших свой век укреплений острога Соборной горы их территория регулярным планом назначена была для размещения озеленения. В результате в XIX веке здесь возник городской парк. Живая зеленая среда окружила памятники, объединила их между собой и с природным ландшафтом в единый историко-архитектурный комплекс. Площадь парка превышает десять гектаров. В нем произрастает около пятидесяти пород деревьев и двадцать семь видов кустарников. Если соединить все его цветники вместе, то получится "клумба" величиной в два гектара! Первоначальная планировка парка изменена. Основная композиционная ось - продолжение оси главной Смоленской улицы (ныне Урицкого) - частично сохранилась, но слабо выявлена. Остальные дороги порождены случайным, сделанными без учета и уважения древних памятников размещением объектов для "культурного отдыха". В 1975 году, в связи с 1000-летием города, в парке сооружен первый в России памятник Бояну - гениальному певцу единения Древней Руси. Этот патриотический акт значительно усилил идейно-художественное значение историко-архитектурной зоны "Древний Трубчевск". На очереди - реконструкция парка. Разнообразие и обилие растительности в сочетании с памятниками архитектуры, с пластикой рельефа - склонами оврагов, откосами рва и береговыми обрывами, с волнующими воображение видами Десны и бескрайней панорамы заречных далей являются исключительно ценной основой для создания высокохудожественного исторического центра Трубчевска.
  Памятник 1000-летию Трубчевска.
  Находится в городском парке. Установлен в 1975 году на центральной аллее, замыкает ее. Авторы - скульптор А.И. Кобылинец, архитекторы В.Н. Городков и A.M. Маначинский. Скульптура (высота 3,6 метра) и барельефы выполнены из бронзы, постамент и декоративная стена - из бетона.
  Решен в символической форме, в образе Бояна - древнерусского певца-сказителя второй половины 11 - начало 12 века, упомянутого в "Слове о полку Игореве". Композиция памятника строга и лаконична. Боян изображен величественным старцем с гуслями на коленях. Скульптура установлена на невысоком постаменте простой четырехгранной формы. К нему с двух сторон примыкает низкая протяженная стена с бронзовыми барельефами - 14 сюжетами на темы основных этапов истории города, от времени возникновения (975) до наших дней. Пластика скульптуры и барельефов четкая, с детальной проработкой формы.
  Боян (Баян) — древнерусский певец и сказитель, "песнотворец", персонаж Слова о полку Игореве. По одной из версий, Боян — славянское имя, от боятися: "наводящий страх", "которого боятся". По другой версии, имя тюркско-болгарского происхождения, чувашский пуян "богатый", общетюркское бай "богатый", от глагола baj — "становиться богатым". В казахском языке баян означает "повествовать, излагать, докладывать". Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев, черногорцев. Кроме имени Боян, на территориях с преимущественно болгарским населением с X века засвидетельствованы имена, этимологически схожие — Боимир (Х век), Бояна (XVI век), Бойо (XV век) и другие. Также стоит упомянуть легендарного основателя Аварского каганата Баяна I . По древнерусским берестяным грамотам XI—XII веков известен ряд людей по имени Боян, что доказывает реальность этого имени и в различных регионах Руси. Известна также улица Бояна (в древности — Буяна или Бояна) в Великом Новгороде, существующая и поныне, названная, видимо, в честь новгородца, жившего в этом месте. Делались попытки отождествить певца из "Слова" с тем или иным из этих Боянов, но такие гипотезы, разумеется, ненадёжны.
  Согласно наиболее распространённой точке зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Автор "Слова" называет трёх князей, которых воспевал Боян: братья-соперники Мстислав Владимирович Храбрый (умер 1036) и Ярослав Мудрый (умер 1054), а также внук второго из них Роман Святославич (умер 1079), — и одного князя, которого Боян порицал: это Всеслав Полоцкий (правил в 1044—1101, в 1068 захватывал Киев). Судя по тому, что двое из положительных героев Бояна правили в Черниговском и зависимом от него Тмутараканском княжестве (а после смерти Мстислава всей Русью, включая Чернигов и Тмутаракань, владел и третий из них, Ярослав Мудрый), выдвигалась гипотеза о том, что и сам Боян был связан с этими местами. Хронология показывает, что Боян был активен как певец на протяжении не менее 40 лет. По характеру творчества он, скорее всего, напоминал скандинавских скальдов, сочиняя в честь конкретных князей ритмизованные песни-хвалы или песни-хулы. Автор "Слова" цитирует хулительную припевку Бояна о Всеславе Полоцком: Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божиа не минути. Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель. Для автора "Слова" Боян — его великий предшественник, вещун, способный (как и Всеслав) к оборотничеству (он растекается мыслию — возможно, "мысию", белкой — по древу, волком по земли и орлом под облаками), его пальцы сравниваются с 10 соколами, а струны — с 10 лебедями, самого Бояна Автор несколько раз сравнивает с соловьём. Автор называет Бояна внуком Велеса, из чего некоторые исследователи делают выводы о поэтических функциях этого божества. Вместе с тем Автор "отмежёвывается" от него: в начале "Слова" он объявляет: Начати же ся тей песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню; возможно, как противопоставление Бояну можно трактовать два альтернативных варианта песни дружине Игоря. В конце произведения Боян упоминается, возможно, рядом с Ходыной (есть и альтернативные интерпретации этого места); некоторые видят в Ходыне другого певца — современника Бояна, с которым тот пел песни, по обычаю скальдов, вместе. Здесь Автор вновь цитирует Бояна: "Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы" (символическое изображение "сиротства" земли без князя). Во времена создания по образцу "Слова" Задонщины (XV век) имя Бояна уже ничего не говорило древнерусским книжникам, поэтому оно при переписке подверглось многочисленным искажениям: в разных списках Задонщины на месте этого имени стоит Гобоян, Боюн, буйный, боярин. Певец утрачивает конкретную временную приуроченность и превращается в эпический образ; в "Задонщине" называющийся по-разному Боян воспевает не только князей XI века, но и Рюрика, и Игоря Старого.
  В Трубчевске и Новгород-Северском установлены памятники Бояну.


Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк

Центральный парк