Данный раздел включают в себя все известное на сегодняшний день поэтическое наследие А.К. Толстого: лирические стихотворения, сатирические и юмористические стихотворения, стихи из цикла Козьмы Пруткова, детские и юношеские стихотворения поэта, стихотворения на немецком и французском языках, а также наброски неосуществленных произведений.
Одно из направлений многогранной деятельности А.К. Толстого являются его неповторимые исторические баллады, притчи и былины. Все его творения основаны на большой и крапотливой работе А.К. Толстого по изучению материалов по истории России. Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России.
В своих поэмах Толстой является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией действующих лиц. Так, «Грешница» обрывается как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. В «Драконе», по словам Тургенева (в некрологе Толстого), Толстой «достигает почти Дантовской образности и силы»; и действительно, в описаниях строго выдержан дантовский стиль. Большой интерес представляет психологическая поэма «Иоанн Дамаскин».
В своих поэмах Толстой является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией действующих лиц. Так, «Грешница» обрывается как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. В «Драконе», по словам Тургенева (в некрологе Толстого), Толстой «достигает почти Дантовской образности и силы»; и действительно, в описаниях строго выдержан дантовский стиль. Большой интерес представляет психологическая поэма «Иоанн Дамаскин».
Проза Толстого представляет большое разнообразие жанровых форм и художественных решений. В ней раскрывается осмысление писателем современной российской действительности и национально-исторического прошлого, поднимаются вечные вопросы любви, добра, справедливости, веры, творчества. В то же время, являя жанровое разнообразие, проза Толстого отличается внутренним единством.
Обращение к жанру исторической трагедии в творчестве А.К. Толстого не было случайным. В 1860-е годы появился ряд интересных драматургов, создававших пьесы на темы русской истории — Д.В. Аверкиев («Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве» и др.), H.A. Чаев («Сват Фадеич»), Л.А. Мей («Псковитянка», «Царская невеста»); к историческим темам обратился и крупнейший драматург XIX в. А.Н. Островский («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и др.).
Проекты постановки на сцену трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868). Письмо к издателю. Письмо к г. Ростиславу по поводу появления г. Нильского в роли Иоанна Грозного.
Данный раздел сайта содержит дневник А.К. Толстого и избранные письма А.К. Толстого, в первую очередь те из них, которые характеризуют литературные, эстетические и общественные взгляды писателя, содержат сведения о творческой истории его произведений, о его литературных связях и знакомствах. Письма приведены согласно правилам современной орфографии и пунктуации, но с сохранением некоторых особенностей оригинала.