СЕВСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ


  Расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной рав¬нины на левом берегу реки Сев, на старой Московской дороге.Основан в 1631 году. Не действует.

Дотопримечательности:

Собор Спаса Преображения

Колокольня

Ограда монастыря

Корпус келий

Духовная консистория

Просфорная

  После Деулинского перемирия 1618 года из Новгород-Северска перешедшего к Польше служилые люди, находившиеся в этом городе, были переселены в Севск. Архимандрит Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря Корнилий, не желавший оставаться под иноверным владычеством, с братией и со всем монастырским имуществом, перебрались в Рыльск. А когда и этот город был уступлен Польше, тогда он, "памятуя Великого Государя Князя Михаила Феодоровича, перешел на Государево имя, на вечное житье в город Севск, куда перенес из Новгород-Северского Спасского монастыря Божие милосердие – образа, книги, ризы, колокола и все монастырское хозяйство, и там, в 1631 году, по благословению патриарха Филарета Никитича, устроил вновь церковь и богомолье, т.е. монастырь, наименовав его в память Новгород-Северского монастыря Преображенским".
  По прошествии трех лет, монастырь был разорен польско-литовскими войсками, осаждавшими Севск в течение трех недель в феврале-марте 1634 года. Архимандрит Корнилий видимо не пережил этих событий. В том же году 27 сентября строителем монастыря был назначен безместный старец Леонид.
  В 1646 году в Переписной книге князя Никифора Феодоровича Мещерского и подьячего Якова Щелокова упоминается настоятель архимандрит Маркелл, за которым с братиею значились "под монастырем слободка, а в ней 5 дворов бобыльских, людей в ней 5 человек". В 1678 году монастырю принадлежали уже более значительные вотчины в селе Лукинки, слободках Демьяновке и Семеновке. В этих вотчинах за монастырем значилось 29 крестьянских и бобыльских дворов, в том числе 7 дворов в Новоспасской подмонастырской слободке.
  В 1690 году наместником монастыря был иеромонах Николай, который подавал челобитную грамоту в Патриарший Приказ о благословении на строительство в монастыре каменного храма вместо обветшавшего деревянного. Строительство же было начато только в 1706 году. Из последующих Спасских архимандритов упоминается Иосиф, производивший в 1698 году, по указу Патриарха Адриана, следствие в Карачевском Одрино Николаевском монастыре. В 1711 году при архимандрите Игнатий, который в 1706 году возобновил ходатайство о строительстве каменного храма, вновь производилась перепись всего монастырского имущества. По переписи в монастыре находились два храма деревянных: Соборный в честь Преображения Господня и другой во имя Святого Пророка Илии. Монастырскую братию составляли: "архимандрит Игнатий, 40 лет; иеромонахи – Иов, 50 лет, и Сергий, 40 лет; иеродиаконы – Серафим и Иннокентий, 5 крылошан и 14 рядовых монахов".
  В 1713-17 годы при архимандрите Игнатии вместо прежних храмов сооружен каменный собор Спаса Преображения с теплым приделом Ильи Пророка. На камне, вделанном в стену новопостроенного храма, имелась высеченная надпись: "Сия церковь Божия лета 7221, а от Рождества Христова 1713, мая, в городе Севску, с благословения Преосвященного Митрополита (Стефана Яворского) начата (строением) во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при державе Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича Самодержца Всероссийского, между патриаршества, а освящена того же монастыря архимандритом Игнатием 1717 году месяца генваря 13 дня".
  В XVIII веке из настоятелей Спасо-Преображенского монастыря известны: архимандрит Варлаам, бывший до 1715 года иеромонахом Площанской пустыни, архимандриты – Илларион, Нектарий и Иннокентий. Все они состояли также в должности главного управителя Севского Духовного Правления. Последним настоятелем Севского Спасского монастыря и главным управителем Духовного Правления был архимандрит Иакинф (Карпинский).
  В 1764 году была образована Севская Епархия как викарная Московской Епархии. Указом святейшего Синода от 26 июня 1764 года "Севскому Епископу жительство иметь в Севском Спасском монастыре". Первым Епископом вновь образованной Епархии стал Преосвященный Тихон (Якубовский) при котором монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Севскую Епископскую кафедру, в течение 24-х лет ее существования занимали пять Архипастырей. В 1764-1768 годах Преосвященный Тихон (Якубовский); С 1768 по 1778 год Преосвященный Кирилл (Флоринский); Преосвященный Амвросий (Подобедов) в 1778-1782 годы. В 1782-1783 году Преосвященный Дамаскин (Семенов-Руднев). И с 1784 по 1788 год Преосвященный Феоктист (Мочульский). При Кирилле Флоринском архиерейский дом – резиденция был значительно расширен и перестроен, превратившись в оригинальный ансамбль. В это время обновлен собор (1774), сооружены в камне остальные здания - ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорная. В 1778 году при Преосвященном Амвросии (Подобедове) в Севске была открыта Духовная Семинария, которая размещалась на территории Архиерейского дома, бывшего Спасо-Преображенского монастыря.
  В 1788 году Севская Епархия была преобразована в Орловскую и Севскую, но, несмотря на это главной резиденцией Преосвященного Аполлоса (Байбакова ) занимавшего Орловскую кафедру с 1788 по 1798 год, и Преосвященного Досифея (Ильина) бывшего Правящим Архиереем в 1798-1817 годах, оставался Севский бывший Преображенский монастырь.
  Перемещение Епископской Кафедры из Севска в губернский город Орел произошло при Преосвященном Ионе (Павинском) в 1818-1820 годах. Чуть позднее в 1827 году в Орел была перемещена и Духовная Семинария. Вместо нее в Севске было открыто Духовное Училище, занимавшее помещение бывшей Семинарии.
  С этого времени бывший Спасо-Преображенский монастырь хотя и оставался в статусе Архиерейского подворья, но редко посещался Архипастырями ввиду дальнего расстояния от губернского города и неудобства сообщения. За недостатком средств, здания и постройки бывшего монастыря стали приходить в упадок. Кроме того, сильный пожар 1824 года значительно повредил все здания, возобновленные лишь частично в 1843 году иждивением Орловского епископа Смарагда. В 1877 году из-за ветхости помещений в наемное помещение было переведено Духовное Училище, а в 1879 и в 1884 годах последовала продажа Севскому Свято-Троицкому женскому монастырю Спасо-Преображенского Архиерейского подворья, со всеми зданиями и угодьями за 13 625 рублей.
  В середине 19 века обитель окончательно закрыли и даже продали на слом. К счастью, этого не произошло: ее приобрела игуменья Троицкого Севского монастыря, которая превратила монастырь в подворье своей обители. В связи с этим постройки обновили, а к кельям в 1886 году пристроили апсиду домовой церкви Всех Святых. Так в древнем монастыре вновь возродилась монашеская жизнь. Трудами насельниц были приведены в порядок постройки обители, а самое главное здание храма в честь Преображения Господня - основной Святыни монастыря. В эти годы настоятельницами Севского Троицкого монастыря, чьим подворьем стал Спасо-Преображенский монастырь, были: в 1866-1887 годах игумения Парфения. Ее сменила игумения Арсения (Нертовская), далее последовательно игумения Валерия, а затем игумения Зинаида. А с 1917 по 1921 год, в который последовало закрытие монастыря, игумения Лидия (Бергман). О численности насельниц подворья в годы предшествующие ликвидации монастыря, мы узнаем из следующего документа. В конце 1919 года председатель Брянской Губернской Чрезвычайной Комиссии обратился в Севский Уисполком о предоставлении списков духовенства и монашествующих. В списке монашествующих живущих в Спасском женском монастыре, датированном 29 марта 1920 года, значатся: 6 мантийных монахинь, 62 рясофорные послушницы, 5 послушниц и один иеромонах. В декабре 1918 года монахинь потеснили воспитанники детского дома №1, разместившиеся в двух корпусах Спасского монастыря. Остальные помещения заняла, вместе с земельными участками, коммуна "Роза Люксембург". Удрученная таким натиском коммунаров, коллегия Севского уездного отдела народного образования постановила 26 февраля 1920 года "ходатайствовать перед губисполкомом о предоставлении всего Спасского подворья с постройками, землями и угодьями для устройства детского городка, дабы разгрузить дома, находящиеся в городе". Это ходатайство было утверждено и поддержано губисполкомом 29 апреля, постановившим всех монахинь переселить в Троицкий монастырь, а отделу народного образования "немедленно взять таковой в свое ведение и следить за полным сохранением всех зданий и хозяйства, приспособивши все для интерната". Окончательно же Спасо-Преображенский монастырь был закрыт 21 января 1921 года. Его опустевшие здания были заняты детской колонией до середины лета 1929 года, потом на смену ей пришел Стрелецкий совхоз, доломавший и разоривший то, что не успела несмышленая детвора. В 50-х годах уцелевшие и почти потерявшие свой первоначальный облик помещения бывшей обители приспособили для школы интерната. В настоящее время (2010 год) на территории бывшего монастыря находится севская коррекционная общеобразовательная школа-интернат.
  Здания монастыря, использовавшиеся для самых различных нужд, постепенно ветшали и разрушались. К настоящему времени утрачены ряд деталей собора, часть стен монастырской ограды с юго-восточной башней, верхние ярусы колокольни; в юго-западной части ансамбля выстроена двухэтажная кирпичная школа. В 1980-х годах начаты реставрационные работы по собору (архитектор Л.C. Семенова) и стенам ограды с башнями (архитектор Е.Ю. Лапин). Интереснейший архитектурный ансамбль Брянщины 18 века, один из немногих в области сохранившихся монастырей, отличающийся исключительно цельным обликом и выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций архитектуры 17 века.
  Сравнительно небольшой по размерам комплекс, в плане имеющий форму прямоугольника, обнесен по периметру невысокими стенами с башнями на углах. Эта ограда во многом определяет выразительный облик всего ансамбля. С севера к ней примыкает хозяйственный двор, а с востока - обширный сад (деревьев почти не осталось), окруженные прежде более низкой оградой (не сохранилась). В центре западной стены, обращенной к городу, возвышалась колокольня с главным входом в нижнем ярусе служившая высотной доминантой ансамбля. Его композиционным ядром является небольшой соборный храм, сильно сдвинутый с центра территории к юго-востоку. В противоположном, северо-западном углу находилось маленькое здание просфорной, а в юго-западной части - консисторский корпус, вытянутый вдоль южной стены (полностью перестроен и потерял первоначальный вид). К северо-восточной башне примыкает самое крупное здание ансамбля - двухэтажные кельи, заменяющие участок восточной ограды и выходящие внешним фасадом с апсидой в сад (полностью перестроены и потеряли первоначальный вид). Кроме Святых ворот под колокольней на территорию монастыря вели еще два входа с севера и юга. Хозяйственный двор имел самостоятельный въезд с запада.


Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь