В первой половине XVIII века Великая Топаль была одним из богатейших имений в тогдашней Малороссии. Петр I пожаловал Топаль с окрестными селениями своему сподвижнику, дипломату, выходцу из города Дубровника в Далмации Савве Владиславичу, прозванному по второму имени родного города Рагуза - Рагузинским, потомку боснийских князей Владиславичей. Молодой Савва занимался торговлею и вскоре в Константинополе сделался тайным агентом русских дипломатов князя Голицына. Исполняя два дела зараз, он явился с товарами в Азове в 1702 году, как бы изучая торговый путь по Черному морю, а через год очутился в Москве, где был обласкан Петром I. Снабженный русскими товарами, Савва вернулся в 1705 году в Константинополь к посланнику Толстому, через три года опять приехал в Москву, получил право беспошлинной торговли и двор на Покровке, а в 1710 году чин надворного советника и малороссийское поместье; участвовал в Прутском походе; получил от правительства Рагузы диплом на графский титул. В 1716 году он отправился в Италию, где провел шесть лет, вел переговоры с римскою куриею и сенатами Венеции и Рагузы, а также наблюдал за присланными для образования русскими. Смерть Папы Климента XI помешала заключению конкордата с Россиею, и он вернулся в Петербург. Екатерина I отправила Савву чрезвычайным посланником в Китай; изворотливость мандаринов и двуличность богдыхана разбились об энергию и стойкость посла, благодаря чему 3 апреля 1728 г. был подписан выгодный для России мирный договор. Умер Савва в своем селе, в 1738 году. Традицией в Топали было празднование дня святого Саввы Сербского, являвшегося небесным покровителем Рагузинского. От бездетного Саввы имение достается его племянникам. Владевший с 1739 года усадьбой Моисей Владиславич устроил в Топали великолепный дом, а около него - "французский сад". Этот дом просуществовал до 1820 года, когда был заменен полностью каменным, с мезонином. От Румянцевых Великая Топаль перешла к Голицыным, от Голицыных - к Долгоруковым.
Усадьба Румянцева-Задунайского. Генплан:
1 - главный дом;
2 - флигель;
3 - хозяйственные постройки;
4 - церковь;
5 - старый дуб;
6 - старые аллеи;
7 - современные посадки;
8 - остатки вала и рва.
Усадьба расположена в центре большого древнего села (известно с 1620 г.). В 1710 г. в числе других оно было отдано Петром I видному дипломату графу С.В. Рагузинскому-Владиславичу. Владевший селом с 1739 г. его племянник М.В. Рагузинский построил здесь большой дом с французским садом и оранжереями. По переписи 1767 г. тут существовал старый деревянный храм Преображения с приделами Архистратига Гавриила и Евфимия Великого. В 1770 г. село куплено Екатериной II для графа П.А. Румянцева-Задунайского (1725- 96). С 1764 г. он был президентом Малороссийской коллегии и генерал-губернатором Малороссии. Во время русско-турецкой войны руководимые им войска разгромили противника в битвах при Ларге и на реке Кагул. За эти победы Румянцев получил чин генерал- фельдмаршала и земли Топальской волости, а также имения в Стародубском и соседних полках.
При П.А. Румянцеве-3адунайском в 1780 г. в Великой Топали сооружаются каменный храм Преображения и деревянный дом, а также создается парк. Согласно описи 1781 г., дом был сделан "итальянским манером, на каменном фундаменте, с погребами каменными ж, в двоих этажах, о 10-ти покоях, при коем сад весьма хороший, регулярно разсаженной, с тремя оранжареями". От Румянцевых Топаль перешла к княгине B.C. Голицыной, которая в 1820 г. возвела выне существующий каменный дом с флигелем. При ней в усадьбе была построена отдельно стоящая каменная колокольня, а в 1850 г. - теплая каменная церковь Николая Чудотворца (обе не сохр.). Затем усадьбой владел ее сын, князь П.П. Голицын, а с 1882 дочь последнего – княгиня М.П. Долгорукова.
Усадебный комплекс представляет собой один из замечательных ансамблей 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 в. на Брянщине. Его генеральный план выполнен в соответствии с традициями усадебного строительства эпохи классицизма. Центром усадьбы является господский дом, перед главным фасадом которого устроен небольшой парадный двор - курдонер. Его левую сторону образует поставленный перпендикулярно к дому флигель. Строительство второго, правого флигеля, видимо, осуществлено не было. Середину курдонера ранее украшал цветочный партер с отдельными деревьями. Усадьба открывается в сторону церкви и главной площади села. Однако церковь расположена не на оси курдонера, а на продолжении его правой стороны. Сразу за домом начинается сохранивший планировку кон. 18 в. регулярный парк, простирающийся в глубь территории усадьбы.
Дом.
Хороший образец брянского усадебного дома в стиле ампир; отличается подчеркнутой монументальностью и парадностью архитектуры. Первоначальная планировка изменена после 1917 г. в связи с приспособлением под школу. Одноэтажное здание с подвалом и мезонином над средней частью имеет оштукатуренные кирпичные стены и плоские балочные перекрытия.
Крупный прямоугольный в плане объем дома с выделенным цоколем вытянут по оси восток-запад. Узкие боковые части слегка понижены, а сильно развитый мезонинный этаж в центре перекрыт двускатной кровлей с фронтонами на торцах. Южный протяженный фасад, обращенный к храму и являющийся главным, украшен шестиколонным входным портиком на массивном цоколе с укороченными тосканскими колоннами, триглифно-метопным фризом и расположенным над ним балконом второго этажа. Крупная полукруглая ниша с замком над балконной дверью подчеркивает центр фасада мезонина, завершенного карнизом с модульонами и большим фронтоном.
Фасадный декор включает также горизонтальную рустовку верхней части стен, неглубокие арочные ниши, в которых расположены прямоугольные окна, треугольные сандрики с кронштейнами над окнами портика и несколько упрощенный широкий антаблемент. Аналогичное убранство имеет и парковый фасад. Боковые части оформлены скромнее, с ложными окнами на главном фасаде, завершенными полуциркульными архивольтами с замковыми камнями.
Существующий в настоящее время боковой вход с западной стороны ведет в коридор, который делит интерьер на две половины. По обе его стороны расположены анфиладно связанные друг с другом комнаты. В середине коридора находится лестница в мезонин.
Флигель.
Построен одновременно с домом; в позднейшее время приобрел ряд деревянных деталей (рамочные наличники и профилированный карниз). Одноэтажное кирпичное и оштукатуренное здание, классически строгая архитектура которого подчеркивает композиционный центр усадьбы - главный дом. Фасадный декор его очень скромен: прямоугольные окна не имели обрамлений, стены были завершены простым карнизом. Вход с торца, обращенного к дому, ведет в коридор с двусторонним расположением помещений.
Парк.
Хороший пример небольшого регулярного парка периода классицизма. Систему его планировки (сохранилась лишь частично) образовывали пять продольных аллей, пересеченных тремя поперечными. Вероятно, эта разбивка повторила существовавшую прежде планировку сада-огорода более ранней усадьбы. Три продольные аллеи с одной стороны замыкаются: центральная домом, правая флигелем, левая храмом. В противоположном направлении их окончания теряются в зелени парка. Участки, прилегающие к дому и флигелю, утратили прежний рисунок плана; лишь отдельные группы деревьев указывают направление аллей. Более удаленные части сохранили куртины и контурную посадку по аллеям. На полянах между ними открываются интересные ландшафтные перспективы. Уцелевшие деревья свидетельствуют о разнообразии пород, среди которых преобладала липа. Некоторые аллеи сплошь обсажены ею; другие включают также вяз, клен, дуб и тополь. В северо-западном углу парка - рощица уроженцев юга грабов. Особенно впечатляют дуб – 40 -метровый великан и два гигантских осокоря. Различные комбинации деревьев и кустарника местных пород создают живописные группы, выделяющиеся на фоне рядовых посадок.
Парк
Липовая аллея