Престолы: Спасо-Преображенская
Год постройки: 1780
Адрес: Брянская область, Клинцовский район, Великая Топаль.
По переписи 1767 года тут существовал старый деревянный храм Преображения с приделами Архистратига Гавриила и Евфимия Великого. Каменный храм был построен в 1780 году по заказу П.А. Румянцева-Задунайского, вместо прежнего деревянного. В храме хранились серебряный вызолоченный ковш с ручкой и ковшик из перламутровых частиц, оправленных серебром. Вероятнее всего, оба ковша пренадлежали дому Репниных и в церковь были даны графом Румянцевым. Не сохранились.
Храм представляет собой памятник Церковной архитектуры второй половины XVIII века. Храм хорошо сохранился до настоящего времени. Княгинею Варварой Сергеевной Галицыной была построена пирамидальная колокольня, в 20 саженей высотой, и другой каменный храм в честь святого Николая (1850 год). Не сохранились.
Неоготика (псевдоготика, ложная готика) – архитектурное направление, возникшее в XVIII веке в Великобритании и распространившееся в Европе и в России. Из названия ясно, что этот стиль связан с использованием деталей готической архитектуры; обращение архитекторов к средневековому европейскому зодчеству было вызвано общей тенденцией к возрождению старинных традиций не только в архитектуре, но и в ландшафтном дизайне. Общее название этой тенденции – всем известный романтизм. В романтически-готическом стиле начали строиться и некоторые храмы в России. Их крайне немного, и далеко не во всех можно сразу и безошибочно угадать неоготические черты, но тем не менее храмы этого стиля существуют и очень интересны не только своим обликом, но и своей историей. Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей. В Москве неоготических церквей практически нет, зато в Московской области их немало; есть они и в других областях, и в открытом новым веяниям Петербурге. Настоящей готики в России нет – по объективным историческим причинам, поэтому зачастую неоготику в России для краткости именуют просто готикой. Следует отметить Сергея Павловича Вельмар-Долгорукова, человека незаурядного, принадлежавшего к древнерусской фамилии князей Долгоруких. Прихожане села Великая Топаль Клинцовского района Брянской области, где он служил, относились к нему с большим уважением и любовью. В общей сложности он был осужден на 30 лет. К сожалению, о последних годах его жизни ничего не известно.
Выдающийся памятник русской архитектуры последней четверти 18 века, выполненный на высоком профессиональном уровне в редком для Брянщины псевдоготическом стиле, близком работам петербургского архитектора Ю.М. Фельтена. Хорошо сохранившееся кирпичное и оштукатуренное здание отличается оригинальностью композиции и архитектурного декора, что позволяет предположить его проектирование кем-либо из столичных зодчих.
Ядром объемно-пространственного построения является двусветная ротонда, завершенная куполом и небольшим декоративным восьмериком с главкой. С востока и запада к ней примыкают равновысокие прямоугольные алтарь и трапезная с закругленными раскрепованными углами. В местах их примыкания на южном фасаде расположены стройные башнеобразные объемы с пирамидальными вогнутыми кровлями и крестами. Башни главного, северного фасада более крупные и высокие; во втором ярусе они трактованы как колокольни, прорезанные стрельчатыми арками звона с круглыми оконцами над ними и увенчанные коронами из остроугольных щипцов. Между этими башнями в лоджии расположен парадный вход с четырехколонным портиком, средние колонны которого раздвинуты. Выразительность силуэта усиливают четыре цилиндрические башенки с яйцевидными кровлями и щипцовыми коронами, поставленные над закругленными углами алтаря и трапезной.
Изящный декор фасадов состоит из сравнительно немногих форм. Основными элементами убранства являются рустованные пилястры на ротонде, алтаре и трапезной и горизонтальная рустовка, охватывающая нижний ярус северных и боковые стороны южных башен, а также закругленные углы трапезной и алтаря. Интересно сочетание основных стрельчатых проемов с небольшими круглыми окнами второго света, которые над северным и южным входами заменены полуовальными. В окнах сохранились рамы с ажурными переплетами. Над стрельчатыми проемами расположены не совсем обычные сандрики-полочки, дополненные треугольными фронтонами внутри портика, колонны которого перехвачены декоративными валиками. К закругленным углам, перебивая рустовку, примыкают стройные обелиски на постаментах.
Не менее выразителен интерьер храма. Основным помещением является эффектный круглый зал со сферическим куполом. Неширокими арочными проемами он связан с трапезной (проем перебит поздними хорами) и алтарем, перекрытыми высокими зеркальными сводами; узкие проходы в их углах ведут в небольшие служебные помещения внутри башенок. Стены зала, трапезной и алтаря декорированы плоскими пилястрами, сандриками на кронштейнах над проемами,а также расположенной под окнами верхнего света широкой лентой фриза с вертикальными каннелюрами. Завершающий стены тонко профилированный карниз имеет в зале раскреповки с сухариками, под раскреповками - кронштейны с лепными гирляндами, а ниже - плоские прямоугольные ниши, роспись которых не была осуществлена. Купол и своды расчленены радиальными и концентрическими тягами и украшены кессонами со звездочками на темно-синем фоне; в четырех круглых клеймах-медальонах купола в технике гризайль изображены христианские символы. Церковная утварь и иконостас относятся к 19 и началу 20 веков. На южной стене икона в пышном барочном резном обрамлении 2-й половины 18 века.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.
***
Священник села Великой-Топали Стефан Крушовский и священническая дочь Мария Крушовская определены опекунами к сиротам умершего священника Нежинского богоугодного заведения Иоанна Полуянова, и имуществу их, 2 сентября.
Черниговские епархиальные известия, № 11, 1861 год.
***
На основами Высочайше утвержденного 2 августа 1864 года положения о приходских попечительствах, открыто приходское попечительство при Преображенской церкви села Великой Топали Новозыбковского уезда.
Черниговские Епархиальные Известия, № 22, 1865 года.
***
3 сентября, в 8 часов вечера, возвратился в Чернигов из поездки по епархии Преосвященнейший Питирим, Епископ Новгородсеверский. Во время своей поездки Преосвященный посетил следующие села и города: Холявин, Роище, Репки, Кротынь, Радуль, где Преосвященный совершал литургию, Лопатни, Каменку, Ярыловичи, Горностаевку, Добрянку, где был отслжен молебен, Владимировку, Ваганичи, Хоробичи, Лемошовку, Сеньковку, Хреновку, Чуровичи, Фоевичи, Спиридонову-Буду, Карпиловку, Злынку, где был отслужен молебен, Деменку, Новозыбков, где Преосвященный совершал литургию, Замышлов, Манюки, Белый-Колодезь, Великую-Топаль, где Преосвященный служил панихиду по почившем Государе Александре III, 30 августа, Нижнее, Логоватое, Скрябин, Стародуб, Елионку, Солову, Воронок, где Преосвященный совершал литургию, Лужки, где был отслужен молебен, по окончании которого миссионеры вели беседу с раскольниками, Бразлов, Могилевец, Климов, Покровский-монастырь, Митьковку, Новозыбков, Городню, Дубровное, Смычин, Седнев и Бобровицу.
Черниговские епархиальные известия, № 18, 1895 год.
***
Список благочинных Черниговской епархии. Новозыбковский уезд. 2 округ. Села Великой-Топали священник Андрей Андреевич Васильев. Число церквей по благочинию 15.
Черниговские Епархиальные Известия, № 1, 1897 года.
***
Маршрут для обозрения Его Преосвященством церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1897 года.
Новозыбковский уезд. Село Великая Топаль. Церквей – 1. 29 июня (воскресенье). Ночлег.
Черниговские Епархиальные Известия, № 11, 1897 года.
***
Маршрут для обозрения Его Преосвященством Антонием, Епископом Черниговским и Нежинским, церквей Черниговской епархии в июне и июле месяцах 1899 года.
Село Великая Топаль, ночлег с 25 на 26 июня 1899 года, должны явиться причты сел Каташин и Туросна.
Черниговские Епархиальные Известия, № 11, 1899 года.
***
Преподается Архипастырское благословение Его Преосвященства учителю земской школы села Великой-Топали, Новозыбковского уезда, Евгению Разумовскому за труды его по устройству церковного хора и пение с ним на торжественных вечерних богослужениях и после внебогослужебных чтений.
Черниговские Епархиальные Известия, № 4, 1902 года.
***
Алфавитный список церквей Черниговской епархии.
Цель составления настоящего списка - дать хотя краткие сведения, в виде настольного справочника, об историческом прошлом всех церквей Черниговской епархии, дать возможность иметь представление о том, насколько та или иная церковь может представлять интерес в архитектурном отношении и можно ли рассчитывать найти в церкви хотя некоторые памятники старины. Материалом для составления настоящего списка послужили официальные документы церквей так называемые клировыя ведомости или ведомости о церкви. В список вносилось название села или города, в честь какого события или святого посвящен престол, каменная церковь или деревянная, год постройки церкви, кем церковь построена, если строитель ее был более или менее известным лицом. Церкви построенные до начала XIX века и затем перестраивавшиеся также отмечались, чтобы знать, что первоначальной конструкции церкви видеть уже нельзя. О тех приходских церквах, которые построены в XIX веке на место существовавших прежде, или обозначены что они "построены когда и кем неизвестно", отмечалось, с каких годов имеются при них документы, именно метрические или исповедные книги. Наконец, делались отметки и о тех церквах, которые построены на место сгоревших и где едва ли уже можно рассчитывать на нахождение памятников церковной старины. Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировые ведомости составляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройкам, расширению церквей и пристройкам колоколен.
Новозыбковский уезд. Топаль-Великая, Преображенская, каменной постройки 1780 года графом П.А. Румянцевым-Задунайским.
Труды Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 годы, выпуск 7.
Свод алтаря
Иконостас
Лепнина в интерьере
Роспись свода