Искусство бесконечно разнообразно. Давно уже замечено, что попытки подогнать этапы его развития под какую-то схему, пусть даже самую идеальную и всеобъемлющую, обычно кончаются неудачей. Всегда найдутся примеры, которые не укладываются в нее.
Так в данном случае. Только что мы говорили о простоте и даже суровости форм архитектуры, ибо жизнь в ту пору была далеко не идиллической. Помимо врагов внешних народ изнывал под игом "ясновельможных" и восставал против них, да и сами гетманские старшины нередко дрались между собой, отчего также страдал народ.
Все это верно, но архитектура при этом была разная! Далеко не всегда она была аскетической и суровой, а скорее, даже наоборот — ее пропорции были стройны, красивые формы поражают богатством своих линий, — в целом создавался архитектурный образ мажорный, приподнятый, ликующий. Такому "непостоянству" не следует удивляться; нет какой-то всеобъясняющей первопричины развития искусства, эти причины многообразны, сложны, нередко противоречивы.
Чтобы убедиться в этом, следует проехать в село Новый Ропск, существующее с 1620 года, ознакомиться с Никольской, деревянной церковью. Построена она в 1732 году "коштом его ясновельможности гетмана пана Даниила Апостола", как это явствует из сохранившейся надписи главного входа. Эта надпись выполнена старославянским шрифтом, она красиво обрамляет шестиугольный дверной проем и сама по себе является большой редкостью, каким-то чудом дошедшей до нас.
Объемно-плановое построение церкви в основном то же, что и у предыдущего памятника: крестообразный план, пять куполов, центральный повыше и более массивен, чем остальные. Однако художественный облик памятника совсем иной, он создается более стройными пропорциями, формы удлиненные, они тянутся ввысь.
Церковь рублена из бревен толщиной в сорок сантиметров и, как и в предыдущем случае, снаружи облицована более поздней деревянной обшивкой. Внутри срубы обшивки не имеют. По украинскому обычаю, внутренних перекрытий нет, а срубы сверху донизу побелены. Таким образом, перед нами редкий случай сохранившегося интерьера памятника такого рода.
Есть еще и другие особенности в архитектуре Ново-Ропской церкви, на которые нельзя не обратить внимание. Это — опоясывающая здание галерея, так называемое опасание. Этот прием хорошо известен по памятникам правобережной Украины, и в свое время он был распространен и на левобережье. Но сейчас в этих местах сохранилось очень мало памятников деревянной культовой архитектуры, и ни один из них не имеет опасания. В этом смысле Ново-Ропский памятник является уникальным. На Стародубщине климат значительно суровее, чем в южных и западных землях, и поэтому опасание имеет вид закрытой обходной галереи. В западных областях опасание делалось обычно открытым.
Объемы Старо-Ропской церкви кверху суживаются. Это делалось для большей устойчивости здания, но одновременно этим подчеркивалась устремленность массы здания вверх, чем создавалось впечатление легкости, подвижности. И, наконец, очертания дверных проемов. Они, как отмечалось, не четырехугольные, как обычно, а шестиугольные, четыре верхних угла сделаны тупыми. Это одна из отличительных черт старинного украинского зодчества, такие проемы делались в каменных и деревянных монументальных зданиях, а иногда даже в сельских хатах, каморах и тому подобных сооружениях.
Ново-Ропский памятник примечателен также тем, что в нем частично сохранилась настенная живопись как снаружи, так и изнутри, что в деревянном зодчестве встречается также очень редко. К сожалению, этой живописи сохранилось мало, и к тому же она, видимо, недавно для пущего "благолепия" безграмотно "поновлена" (церковь действующая). Это "самодеятельное" поновление старинной живописи практикуется издавна, что является настоящим бедствием для памятников.
Сохранившаяся почти в нетронутом виде живопись на внутренней двери главного входа является довольно типичным образцом подобного рода живописи середины ХVІІІвека. На этой расписной двери укреплен старинный замок очень интересного устройства; все части его сложного механизма изнутри здания открыты, как бы демонстрируя мастерство его изготовителя.
В западном притворе церкви устроены небольшие хоры в виде перехода от северной стены к южной, что в деревянных церквах встречается также редко.
Итак, характерная выразительная архитектура, настенные росписи, интересные детали интерьера, ко всему этому — точная датировка памятника с указанием имени заказчика, засвидетельствованная в сохранившейся надписи... Перед нами редчайший для этих мест пример, который надо оберегать как зеницу ока!
...Конец жаркого летнего дня. Огненный диск солнца близится к закату. Мимо содеянной старанием гетмана Апостола церкви, наполовину прикрытой ветвями окружающих могучих деревьев, медленно движется стадо коров, слегка подымая при этом пыль, запах которой смешивается с запахом молока,— коровы идут с пастбищ по своим дворам. Слышны слабые звуки наступающего сельского вечера. Типичная картина мирной, даже, скажем, патриархальной жизни, напоминающая тем, кто родился и вырос в селе, годы далекого детства.