Не в первый раз посещаю я обитель вашу. Чтобы не оставить вас и теперь без назидания, обращаю внимание ваше на полевые нивы. В настоящее время все они ожидаются и готовятся к жатве. Между тем, на одних нивах созревает пшеница или другой хлеб - полный, чистый; а на других виднеется пшеница редкая, мелкая ростом и зерном и даже заросшая плевелами. От чего же происходит такое различие? Причин различия в произрастании пшеницы много. На одной ниве земля каменистая или песчаная; на другой земля мало была возделана и удобрена; а на иной пшеница залита водою или посохла от недостатка дождей, увлажняющих землю.
От нив полевых перехожу к нивам сердец ваших. Вы, иноки, живете в одной обители и под одними правилами. Вы поставлены сеятелями на нивах, вами самими избранных. И для вас должна наступить одинаковая жатва. Но готовы ли сердца ваши к жатве сей? Созрела ли душа ваша в добрых делах? Если не достает у вас добрых дел для жатвы; то недостаток этот зависит от тех же причин, от которых бывает плохой урожай пшеницы в полях.
Нива сердца вашего способна к произрастанию доброй и худой пшеницы, смотря потому, употребляются ли труды и заботы ваши для нее, или нет. Земля требует распахивания и удобрения. И сердце ваше должно быть удобрено исполнением иноческих обетов. Обеты сии должны обновлять душу нашу, обветшавшую во грехах и очищать ее от всякой нечистоты. Если вы успели сколько-нибудь в таком обновлении; то вы положили твердое начало вашему спасению. Но знайте, что предмет этот не легкий. Скорее можно удобрить ниву для пшеницы, нежели сердце для благих плодов. Требуются для сего немалые труды и заботы. Тот только может ожидать обильной жатвы, кто усердно трудился над удобрением своего сердца.
Впрочем и самая трудность обетов облегчается данными вам средствами - постом и молитвою. Эти душеспасительные средства отгоняют от нас врагов нашего спасения. При них не могут вредить вам самые искушения со стороны греховного мира и плоти, враждующей на дух наш. Они не позволяют нам предаваться греховному сну, от которого могут расхищаться самые добрые семена. Пост и молитва служили и служат самыми верными средствами к охранению наших сердец от их падения и преткновения. А средства сии внушаются вам и уставом иноческим и благодетельными следствиями их для каждого из вас.
Но иногда и пост и молитва не помогают нам в деле спасения. В таком случае требуются слезы покаяния, внушаемого самым вашим одеянием. Когда Господь смиряет нас различными скорбями, мы должны радоваться сему смирению. Скорбями сокрушается наша гордость, а с нею ослабевают и самые грехи, происходящие от ней. Слезами сокрушения смягчается наше сердце и делается способным к принесению добрых плодов. А посему радуйтесь, иноки, если Господь посылает на вас какое-либо испытание. Без испытания, без несения креста, вы не можете сделаться добрыми воинами Христовыми, готовыми положить душу свою за спасение. Благо вам, если вы совершаете путь спасения со знамением креста. Победа и торжество будут вашим уделом, и мзда ваша будет многа на небесах.
Как на нивах возросших нужно опасаться плевел, так и на нивах сердец ваших нужно опасаться греховных помыслов и пожеланий, которыми заглушаются добрые дела. Здесь требуется особенное христианское благоразумие, чтобы сберегать пшеницу от плевел, чтобы вместе с плевелами не исторгнуть и пшеницы. Требуется особенный навык или искусство к тому, и чтобы очищать наши сердца от всяких нечистых мыслей и пожеланий. Блажен тот из вас, кто приобрел навык отделять плевелы и собирать пшеницу в вечную житницу! Он счастлив бывает и в этой жизни, а особенно счастлив будет при наступлении жатвы, когда просветится лицо его в царствии Отца небесного.
Когда же именно наступит жатва сия? Жатва для полевых нив повторяется каждый год и в определенное время. Но не такова жатва для каждого чоловека и для всего человеческого рода. Она по времени своему никому неизвестна. К ней должны быть готовыми все мы каждую минуту. Как не знаем мы о времени второго пришествия Христова на суд; так не знаем и о времени нашей телесной смерти. К тому и другому времени мы должны готовиться постоянно, тем более, что после смерти покаяния не бывает. Тогда уже нельзя будет ни удабривать, ни засевать, ни очищать ниву сердец наших. Она должна остаться навсегда такою, какою переходит в другой мир. А там не помогут ей ни Ангелы, ни все святые, наши ходатаи и заступники в этой жизни. И горе будет тем, у коих на нивах окажутся, вместо пшеницы, одни плевелы. Они должны будут мучиться вечным гладом. Потому что в житницу соберется одна только пшеница, а плевелы будут сожжены вечным огнем. Имеющий уши слышать, да услышит.
Орловские епархиальные ведомости, № 24, 1872 год.