О Карачевском Духовном Правлении в период зависимости от Московской кафедры.
О Карачевском Одрине Николаевом монастыре.
В рассматриваемый нами период в Карачевском Одрине Николаевском монастыре было три церкви:
1. Настоящая церковь Святителя Христова и Чудотворца Николая, с приделом во имя Святителя Христова Алексея Митрополита, Московского Чудотворца. В ней иконостас был четырех-ярусный, резной деревянной работы, позлащенный и местами посеребренный. На вершине этого яруса воздвигнуто было распятие Господне. В этой церкви находился и чудотворный образ Святителя Христова Николая; риза, венец и цата были серебряные, позлащенные, украшенные разноцветными камнями.
2. Церковь Святого Великомученика Иоанна Воина, с приделом Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
3. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, теплая, с кафельною печкою. Церковь эта находилась над колокольнею, о семи колоколах и с боевыми, росписной работы, ветхими часами: колокольня построена была при Игумене Гаврииле, а при Игумене Иувеналие, в 1764 году, имела уже опасные разседины (в городе Карачеве находилась каменная монастырская часовня с киотом, при ней была келлия с сенями и небольшой колокол).
При этих церквах находилось: Евангелий 4 , напрестольных крестов 7, ковчегов 2 (серебряный и оловянный), потиров 4 (серебряных), риз 34, подризников 8, епитрахилей 26, Диаконских стихарей 13. Книг церковных было достаточно.
Внешний вид монастыря был беден. Всё строение монастырское, кроме церквей и братской трапезы с кухнею, было деревянное. Деревянные постройки: 1) кельи настоятеля, состоявшие из 4 комнат; 2) братских келлий 18; 3) ледник; 4) амбаров 4; 5) конюшня (с 7 лошадьми); 6) сарай для колясок; 7) сарай для сена; 8) квасоварня; 9) настоятельская баня, и 10) братская баня - за оградою. При монастыре находилась и пасека в 20 колод. Ограда была деревянная. Бывшие до Иувеналия Настоятели начали было строить новую ограду каменную, но средства монастыря не дозволили, в течение многих лет провести ее более 44 сажень. Многие из построек монастыря в это время пришли уже в ветхость. Нужны были средства, а их иногда недоставало и на прокормление братии, так что «и в хлебе крайний недостаток бывал». В подобных обстоятельствах Одринские Настоятели обращались обыкновенно в Московскую Духовную Консисторию с просьбою о выдаче просительной книги, как это было в феврале 1764 года. Всей братии находилось в монастыре, кроме Настоятеля и Казначея, три иеромонаха и 8 монахов (из сих иеромонахов - Георгий, в 1767 году, был отправлен в Карачевскую воеводскую канцелярию, по требованию, к следствию по корчемному делу).
О состоянии монастырских амбаров может свидетельствовать то, что при переходе Иувеналия в Свято-Духов Новосильский монастырь, в 1767 году, в монастыре состояло: ржи 23 четверти, гречихи 2 четверти, конопли 5 четвертей, круп 4 четверти, гороху 2 четверти. А наличной казны монастырской было всего 86 рублей.