Вщиж (в летописи Въсчижь, Усчиж, Выцижь), находящийся примерно в 50 километрах от Брянска, главный город Вщижского княжества. Теперь это небольшое село в Жуковском районе, а в те далекие годы Вщиж был очень важным городом на рубеже между землями северян и вятичей. Поселение на этом месте возникло еще в IX в.
Предполагается, что уже в 3-й четв. XI в. Вщиж стал удельным городом: В.Н. Татищев, использовавший неизвестный нам источник, называет внука Ярослава Мудрого - Бориса Святославича (сына Святослава Ярославича Черниговского, погибшего в усобице 1078 г.) Вщижским. Известные источники не подтверждают этого. Первое сохранившееся летописное свидетельство о событиях, связанных с Вщижем, относится к 1142 г. Всеволод Ольгович, ставший незадолго до этого киевским князем, рассадил воинственных родственников по далеким уделам так, что города по Десне, в их числе Вщиж, достались Владимиру Давыдовичу.
Вщижский удел достался Владимиру Давидовичу. До своей смерти в 1151 году княжил в нём старший из братьев Владимир Давидович, а после него его сын — Святослав Владимирович (1157-1167 гг.)
Когда черниговский князь Изяслав Давидович в 1157 году был приглашён киевлянами на правление вместо ненавистного им Юрия Долгорукова, его племяннику Святославу Владимировичу показался слишком мал его удел, и вщижский князь захватил города по Десне. Однако правление Изяслава в Киеве было недолгим, в 1159 году противники великого князя изгнали его из города, пригласив на княжение Ростислава Мстиславича из Смоленска.
Однако Изяслав Давидович, по словам выдающегося отечественного историка Василия Татищева, "не терпя быть в покое, по малой вражде о владениях со Святославом Ольговичем умыслил на него воевать". В 1159 году бывший киевский князь после разорительного похода, пришёл к своему племяннику во Вщиж. Видя, что своими действиями он настроил против себя многих князей, Изяслав Давидович вместе со Святославом Владимировичем Вщижским стал искать поддержки у самого влиятельного на то время Андрея Юрьевича Боголюбского. Князья стали сватать его дочь за Святослава. Андрей согласился и послал во Вщиж на помощь будущим родственникам своего сына с дружиной.
Однако даже брак Святослава с дочерью Андрея Боголюбского не остановил Святослава Ольговича и его союзников, которые в 1160 году осадили Вщижскую крепость. Изяслав Давидович к тому времени отправился к Андрею Боголюбскому, а Святослав Владимирович в тайне от него вынужден был признать зависимость Вщижского княжества от Святослава Ольговича как старейшего князя в Северской земле. В 1164 году Святослав Ольгович скончался, и старшим в роду стал вщижский князь Святослав Владимирович, который до конца жизни (умер он в 1167 году) оставался князем во Вщиже. Последующее политическое развитие княжества остаётся неизвестным, возможно, Вщиж вообще перестаёт быть стольным городом.
Всего 25 лет жизни города отражены в летописи. Данные археологии придают этим сведениям материальную достоверность.
Возникновение городка-крепости, формирование и развитие города на протяжении почти трех веков можно описать в основном по данным археологических раскопок сер. XIX - нач. XX в. Значительные систематические исследования проведены в 1940-х гг. Б.А. Рыбаковым; они и являются основой современных представлений о Вщиже.
Городище занимает самую высокую часть массивного и длинного мыса. Подошва его - почти правильный остроугольник, а поверхность, преобразованная при сооружении укреплений, имеет сложную конфигурацию. Городище двухчастное, периметр его сторон 0,9 км, площадь 3,8 га. Западный участок занят детинцем, восточный - посадом. Детинец - обращенная основанием к Десне асимметричная трапеция с востока ограничен неглубоким рвом и валом. Посад ограничен с севера пологой дугой берега, с юга - прямой линией оврага, а с востока - глубоким рвом шириной 18 м и валом, проходящими поперек мыса по пологой дуге. С востока и юга он окаймлен дополнительным внешним валом. Древний въезд на городище начинался южного подножия мыса и завершался в месте смыкания детинца с посадом. Проем в валах и во рву возник вместе с селом.
В центре Вщижа высился мощный детинец (кремль), стены и шестиугольные башни которого были срублены из толстых дубовых бревен. Самая высокая башня находилась посреди детинца на расстоянии "перестрела" от каждой стены. Укрепления Вщижа были оснащены большими ручными метательными орудиями в форме лука — арбалетами. Для того, чтобы натянуть их тетиву, использовали специальный механизм, состоявший из сложной по тем временам системы шестеренок.
В детинце стоял двухэтажный дом князя, крытый деревом и медью. Отапливался он тремя печами с высокими, выше кровли, дымоходами (на Руси тогда печное отопление было большой роскошью). Для освещения применяли бронзовые подсвечники. В княжеском доме была стеклянная посуда, здесь ели кур, гусей, пекли блины, а обеды варили в огромных медных котлах. О богатстве князя говорят и найденные при раскопках дорогие вещи: золотой перстень, железная личина от шлема, покрытая серебром и позолотой, изящная железная пряжка, окованная серебром с золотым изображением оленя.
Кроме княжеского, в детинце находились и дома дружинников. Они были построены близко к стенам крепости, а двор представлял собой площадь, где собирались воины. Здесь же стояло множество коновязей.
Детинец окружал земляной вал, а за ним располагался посад. Он был застроен жавшимися друг к другу бедными избами княжеской челяди и ремесленников. О высоком искусстве ремесленников могут рассказать найденные во Вщиже великолепные изделия: бронзовый водолей, изображающий птицу с головой юноши, бронзовые арки для ворот.
Западноевропейские предметы во Вщиже свидетельствуют о широких торговых и династических связях Вщижского княжества с Европой, о по-настоящему европейской цивилизации Древней Руси, разрушенной татаро-монгольскими ордами.
Во Вщиже было достаточно грамотных и благочестивых людей — и не только среди духовенства и дружинников. Так, на отлитой местным мастером удивительно красивой бронзовой арке можно прочесть: "Господи, помоги рабу своему Константину". А на клыке кабана, который носили на шее как амулет-оберег, читаем: "Господи, помоги рабу твоему Фоме"... Среди находок археологов в разорённом городе — металлическое писало — острая палочка, которой писали на бересте и воске.
Замечательной для своего времени постройкой была и каменная церковь, стоявшая на посаде.Ещё в XIX веке археологи довольно точно представляли себе, как выглядел вщижский храм. Он был одноглавый, высокий, окружённый наружной галереей, под которой проходили собрания горожан. Видимо, здесь решили биться с татарами, здесь же приняли и последний бой. И храм, словно воин, тоже погиб в этой битве...
В XIII веке Вщиж исчез со страниц летописи, так как он погиб под ударом татар, которые сожгли его в 1238 году. Вщиж стал в Брянском крае своеобразным градом Китежем (воспетый в преданиях и опере Н.А. Римского-Корсакова как православный город, укрытый Пресвятой Богородицей от татар под толщей вод). Только укрыт он был не водами, а землёй. Ещё Н.М. Карамзин в 1816 году писал в своей "Истории государства Российского": "Сей город теперь неизвестен". Историку ответил вщижский помещик М.Н. Зиновьев, сообщивший, что, по местному преданию, под курганами Заветным и Благовещенским, покоятся остатки прежней княжеской столицы.
На курганах стояли древние гранитные кресты, а из наполненного кирпичами Благовещенского кургана крестьяне выкапывали крестики и иконы.
В 1840-х годах владелица Вщижа В.М. Зиновьева-Фомина произвела первые раскопки древнего города. Были найдены остатки кирпичной церкви, на стенах которой сохранились фрески. Повсюду присутствовали следы пожара, уголь и оплавленный металл. У дверей здания обнаружили множество человеческих скелетов, что подтвердило предположение о гибели города во время татаро-монгольского нашествия.
У церковного алтаря был найден склеп и в нём громадный человеческий скелет — возможно, останки вщижского князя Святослава Владимировича.
Вщижские находки поступили в Исторический музей в Москве. Особенный интерес представляют найденные на развалинах храма два бронзовых подсвечника западноевропейской работы, западный же бронзовый рукомой (сосуд для торжественного омовения рук перед богослужением) в форме птицы с человеческой головой и чудесной работы бронзовые литые решетки, часть осветительного устройства — хороса. Сохранилась и храмовая лампада.
О трагической судьбе Вщижа размышлял великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев, поместье которого располагалось неподалёку от древнего города. Вщижские курганы послужили для него символом бесполезности человеческих трудов и подвигов перед бездной времени:
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь...
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинулись и широко, и смело.
Красуются, шумят, - и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Гибель безвестных воинов Вщижа не была напрасной. Они пали за христианскую веру, сражаясь с её врагами; они смертью подтвердили верность своему князю, своей земле, бросая вызов и смерти, и неумолимому времени.