Одной из несомненных и едва ли не самой важной из заслуг опытного археолога и выдающегося краеведа Ф.М. Заверняева является открытие и исследование верхнепалеолитической стоянки Хотылево II. К сожалению, Ф.М. Заверняев не успел завершить монографическое издание этого замечательного памятника, но опубликованные им статьи достаточно полно отражают характерные черты и особенности деснинского палеолита на среднем этапе развития. Согласно имеющимся данным естественных наук, Хотылево II относится к самой начальной поре осташковского оледенения (в пределах 25—23 тысяч лет назад) и по своим материальным остаткам сопоставляется с яркой костенковско-авдеевской археологической культурой. Немалую роль в этой констатации сыграли многочисленные и разнообразные произведения искусства, изготовленные преимущественно из бивня мамонта, и в настоящее время самые древние в этом регионе.
Особое внимание привлекают женские статуэтки. Их три. Наибольшим своеобразием отличается статуэтка № 1. Головка ее повреждена, но по оставшейся части можно судить об ее исключительно малых размерах по отношению к общей высоте тела. Узкому и плоскому торсу с сохранившейся достаточно объемистой левой рукой противостоит сплошная масса грудей-живота, часть которой отслоилась и утрачена. Очевидно, раздельные груди имели шаровидную форму и нижняя часть живота нависала над маленьким выпуклым лобковым треугольником. Спина покатая и сутулая, ягодицы умеренных размеров, но бедра кажутся значительно более мощными со спины, чем спереди. Таким образом, существует определенная диспропорция между верхней и нижней частями тела, которая отличает эту фигурку от всех известных палеолитических статуэток и, прежде всего, от гармоничных и соразмерных фигурок Костенок I - Авдеева. Упомянутая Ф.М. Заверняевым в качестве аналогии, фигурка из Леспюг характеризуется уравновешенностью закругленных, даже несколько геометризованных объемов. У хотылевской статуэтки к тому же отсутствуют признаки стеатомерии.
У другой статуэтки (№ 3, по Ф.М. Заверняеву) довольно крупная головка в характерной позе наклонена вперед. Округлые груди, нормальной толщины руки, сильно выступающий живот напоминают трактовку этих частей тела у предыдущей фигурки. Сутулая широкая спина и округлые ягодицы противостоят тощим бедрам и тонким ножкам, из которых левая сломана на уровне колена, правая — целая, с короткой искривленной голенью и слабо выступающей стопой. Ф.М. Заверняев отметил, что эта статуэтка, несмотря на некоторые отличия, близка к статуэтке № 1 (1927 год) из Гагарина. К этому можно добавить, что хотя у гагаринской статуэтки высоко обломаны ноги, форма и толщина бедер соответствует таковым у статуэтки № 1 из Хотылево II. Продолжая сравнение, упомянем, что посадка и форма головы, сутулость и ширина спины, положение и форма ног хоты левской фигурки № 3 аналогичны передаче этих деталей у "шагающей" статуэтки (1962 год) из Гагарина.
Статуэтка № 2 из Хотылева II, несмотря на обобщенность очертаний, а, может быть, благодаря ей, напоминает значительно более детально исполненные скульптурные изображения женщин из Костенок I - Авдеева и особенно фрагмент фигурки (нижняя половины тела) из Гагарина. Привлекает внимание расположение на ее спине выше поясницы двух параллельных поперечных нарезок ("перевязь"?). Отдельная головка и обломки ножек, найденные в Хотылево II, также находят параллели в указанных стоянках. В свете приведенных сопоставлений возникает вопрос о хронологии, поскольку, по принятому мнению, Хотылево II является наиболее древним в этом круге памятником, а Гагарино, напротив, самым молодым.
Одно изделие, отнесенное Ф.М. Заверняевым к "женской художественной нереалистической скульптуре", и три изделия — к "примитивно-схематической женской скульптуре", на наш взгляд, трудно причислить к женскому образу. Только первое изделие — стерженек с выделенной головкой — может быть с большой натяжкой назван антропоморфным. Также пока нет оснований для выделения двух "изваяний с мужскими изображениями", одного — в "реалистической", другого в "стилизованной" манере. Это сходные между собой стержни: один — с закругленным, другой с острым концом, оба с поврежденными навершиями, в которых можно разглядеть барельефные "лица", скорее зооморфные, чем мужские. Эти стержни (острия фибулы) не находят себе аналогий в палеолитическом искусстве, и приведенные Ф.М. Заверняевым сопоставления (лицо женской головки из Брассампуй, шило из мадленской стоянки Си-Верлен, подлинность которого к тому же оспаривается) не меняют положения. Поскольку в Хотылево II не найдено изображений животных (правда, это может быть чистой случайностью), зооморфные навершия имеют исключительно важное значение, как отдаленные реминисценции предметов, решенных в иной стилистической манере и найденных в более древней стоянке Костенки 14 (слой 2) и одновременной Хотылеву II, Костенки 11.
На следующем — позднем — этапе развития палеолита Верхней Десны, представленном стоянками Юдиново, Супонево, Тимоновка, Елисеевичи, только в последней найдена женская статуэтка — крупная фигурка из бивня без головы и рук. Ее характерные особенности — небольшие груди, удлиненный округлый торс с едва выпуклым животом, сильно выступающие назад ягодицы, мощные ноги. Несмотря на общую достаточно реалистическую передачу, профиль этой фигурки позволяет представить дальнейшую схематизацию женского образа — превращение туловища в стерженек, снабженный ягодичным выступом. Такой образ представлен в Восточной Европе некоторыми фигурками из Мезина и Межиричей. Он широко распространен в Центральной и Западной Европе в мадленское время как в скульптуре, так и гравюре. Интересно, что в Елисеевичах, наряду с женской статуэткой, найдена и фигурка мамонта — сочетание, характерное для долговременных поселений костенковско-авдеевской культуры.
В целом, на позднем этапе верхнего палеолита сюжетные произведения искусства редки: это головка статуэтки из Супонева и стерженек, увенчанный головкой птицы, из Юдинова. В это время широко развивается тонкий резной орнамент, прекрасные образцы которого были представлены уже в Хотылево II. За малым исключением ("рыбовидные" мотивы) он не имеет сюжетного характера и свидетельствует не только о высоком развитии чувства ритма и гармонии, но и о закодированных в нем сложных представлениях.
Деснинские древности. Материалы межгосударственной научной конференции "История и археология Подесенья", посвященной памяти брянского археолога и краеведа, Заслуженного работника культуры РСФСР, участника Великой Отечественной войны ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ЗАВЕРНЯЕВА (28.11.1919-18.06.1994), 1995 год.