БРЯНСКИЙ РАЙОН

Экспертное мнение


Полбинская Предтечева пустынь


  Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы. Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.
  Предтеченская, зовомо Полбино, пустынь.
  1712 года февраля в день города Брянска Петровскаго монастыря архимандрит Леонид в поданном на имя великого государя царя прошении писал: "во Брянском yезде есть пустыня Иоанна Предотечи зовомо Полбино и в той пустыни живут 9 монахов, а десятой иеромонах Исаия и была у них часовня со святыми иконами и та часовня изволением божиим сгорела и ныне у них монахов службы божии нет и просим вашего величества вели государь преосвятейшему Стефану митрополиту дать благословенную грамоту, что б в той Предотечевой пустыни построить деревянную церковь во имя Иоанна Предотечи, а в пределе Николая чудотворца, что б тем монахам без службы божии не быть". Подписано: "дать указ".
  1715 года марта в день, Брянскаго Петровскаго монастыря архимандрит Питирим в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писал: "в прошлом в 1712 году марта в 10 день, по указу великого государя и по челобитью Петровскаго монастыря архимандрита Леонида из Патриаршего Казенного Приказа дан указ велено ему в Брянском yезде, в новопостроенной пустыни зовомой Полбиной построить церковь во имя Иоанна Предтечи, а в приделе Николая чудотворца и ныне оныя церкви совершились, а не освящен придел святого чудотворца Николая, и прошу оную церковь посвятить и о священной антиминс и о священии церкви выдать указ, а святить тот придел мне богомольцу твоему". Подписано: "1715 года, апреля в 4 день по указу великого государя и по приказу преосвятейшего Стефана дать указ о освящении церкви и антиминс выдать". Отмечено: "дан".


***

  Материалы для истории монастырей Севской епархии, упраздненных в 1764 году.
  В 1764 году, по случаю составления монастырских штатов, в пределах Севской епархии было упразднено 13 монастырей; в том числе: 4 Брянских, 2 Трубческих, 3 Севских, 2 Карачевских, 1 Путивльский, 1 Рыльский.
  Брянские монастыри.
  Полбинская Предтечева пустынь.
  Полбинская Предтечева пустынь, основанная Брянского Петропавловского монастыря игуменом Даниилом, находилась на реке Снежети, в 9-ти верстах от города Брянска, где теперь село Полбино, и управлялась настоятелями в звании "Строителей". Из подвижников Полбинской пустыни особенно замечателен старец Серапион, подвизавшийся здесь между 1710-1714 годами и впоследствии бывший первым строителем в Белобережской пустыни. Пред упразднением Полбинской пустыни в должности настоятелей ее приемственно состояли:
  Строитель Гавриил, бывший прежде казначеем Брянского Петропавловского монастыря. В 1750 году вкладчики Карачевского Одрина монастыря просили Полбинского строителя Гавриила перейти в их монастырь настоятелем, и в своем прошении, обращенном в Московскую Консисторию, отзывались о строителе иеромонахе Гаврииле, что он "состояния доброго, имеет усердное к строению попечение и радетельное к монастырям смотрение, который не точию упущенное исправить, но и к лучшей пользе святой обители и приращению крайнего старания приложить не оставит". В то же время монашествующие Одрина монастыря в своей челобитной писали о строителе Полбинском, что "он жития добраго, и монашескаго чина искуснаго, и игуменскую должность понести может, и игуменом он быть им угоден". На прошении вкладчиков, архиепископ Московский и Севский Платон дал такую резолюцию: "1750 года Сентября 10 дня. По сему прошению, показанного строителя иеромонаха Гавриила, освидетельствовав, что он состояния доброго и хозяин не худой, определить и произвесть во игумена в Карачевский Одрин иовастырь"... По наведении справок в Московской Духовной Консистории, актуартусы и канцеляристы донесли, что "до показанного строителя дел никаких не имеется"; но по повытью регистратор представил следующие выписки: "Марта 8 дня 1749 года в Московскую Духовную Консисторию при присланном Брянского Петропавловского монастыря от служителей доношении сказке того монастыря деревни Ходилович от крестьян Евфима Григорьева с товарищи показано: по приказу де того монастыря архимандрита Моисея, в той деревне Ходиловичах монастырскими крестьяны вино курено, которое вино прикащик Михаилов, той деревни с выборными продавали от ведра, а деньги отдавали того монастыря казначею (которой ныне в Предтечевой Полбиной пустыне строителем) иеромонаху Гавриилу; а в Московской Духовной Консистории Августа 20 дня 1740 года оной архимандрит допросом о курении и о продаже по приказу его вина заперся, а на очной ставке на допросе оного архимандрита, тогож монастыря казначей иеромонах Онуфрий показал: о курении вина и о продаже известен объявленной иеромонах Гавриил. Августа 27 дня сего 1750 года в присланном от следствия о показанном архимандрите Моисее определенных следователей доношении объявлено: строитель иеромонах Гавриил в том следствии допросом показал: за проданное де с винницы вино деньги в книгах по приказу архимандрита Моисея за овсяное масло записаны. А на очной де ставке с архимандритом Моисеем от казначея Онуфрия показано: по приказу де архимандрита Моисея, Брянской Афанасьевской, дьячек Прохор Иванов в келье его архимандрита из приходных и расходных книг бытности казначея иеромонаха Гавриила некоторые листы выдрал; точию то об архимандрите и оных строителей Гаврииле и казначее Онуфрии следствие еще не окончено". Узнав о неприятной для себя справке в Консистории, Полбенский строитель "в Октябре месяце из той пустыни отлучился в Москву по пашпорту от Брянского Духовного Правления для монастырских нужд, а по отбытии своем оную пустыню и братию в смотрение поручил тояж пустыни иеромонаху Феодосию". Между тем Московская Консистория, по рассмотрении приведенной справки, постановила "для осведомление о том, добраго ли строитель Гавриил состояния и хозяин не худой ли, послать указ и велеть от братии Полбинской пустыни о показанном строителе взять известие". Полбинская братия дала о своем настоятеле такой отзыв: "По усмотрению нашему, реченный строитель состояния добраго и хозяин не худой, и других за них подозрениев никаких не имеем". Так как строитель Гавриил прибыл самолично в Москву, то Консистория, не ожидая отзыва Полбинской братии, протоколом от 19 Ноября 1850 года постановила: "понеже... в требуемом известии препятствием быть неуповательно; того ради... показанному строителю иеромонаху Гавриилу в оном Одрине монастыре игуменом быть"... Произведение его в игумена последовало 22 Ноября 1750 года чрез Преосвященного Илариона, епископа Сарскго и Подонскаго, в храме Спаса Нерукотвореннаго Образа в Златоустове монастыре. В бытность строителя Гавриила братию Полбинской пустыни составляли: 3 иеромонаха - Феодосий, Иона и Епифаний; 2 иеродиакона - Иларий и Mapтиниан и 12 монахов - Софроний, Елевферий, Феофилакт, Иосиф, Родион, Игнатий, Иннокентий, Боголеп, Афанасий, Мануил, Ириней и Николай.
  Строитель Ювеналий (Воейков): Во время управления Полбинскою пустынью, по поручению Московской Духовной Консистории, он производил следствие по жалобе старосты Ивана Месинцова и крестьян Рыльского Николаевского монастыря на игумена Матвея, в причиненных им от него обидах и взятках; но так как игумен Моисей умер 1 Декабря 1763 года, то Полбинский строитель Ювеналий и определенный к тому следствию капитан Алексей Постельников донесли в Коллегию Экономии и в Московскую Духовную Консисторию, что предписанного им следствия далее производить "не кем". В это же время началось уже дело о переведении строителя Ювеналия в Одрин Николаевский монастырь. Именно, по увольнении архимандрита Пахомия от должности настоятеля в Карачевском Одрине монастыре, Московская Духовная Консистория, согласно резолюции высокопреосвященного Тимофея, митрополита Московского и Севского, от 10 Сентября 1768 года представила на открывшую должность двух, достойных, по ее мнению, кандидатов: Брянской Предтечевской Полбинской пустыни строителя иеромонаха Ювеналия Воейкова и находившаяся в Данилове монастыре иеромонаха Азарию, увольненного из Киевской епархии. Высокопреосвященный Тимофей предпочел Полбинского строителя, к которому и отправлен был указ Консистории от 2 Ноября, полученный им спустя четырнадцать дней. 18 Декабря 1763 года Ювеналий был уже в Москве, а 21 числа того же месяца, при служении ранней литургии в Чудовом кафедральном монастыре, произведен в игумена.
  На место Ювеналия в строители Полбинской пустыни Московская Консистория рекомендовала Кафедрального Чудова монастыря иеромонаха Акинета, который и был утвержден в этом звании высокопреосвященным митрополитом Тимофеем. Журналом от 3 Октября 1763 года Московская Консистории определила: "означенному новоопределенному строителю сказать о бытии ему в помянутой пустыни Строителем указ и, по приведений к надлежащей присяге, отправить в оную пустыню по обыкновению, а настольную на оный чин грамоту написать и представить Его Преосвященству для подписания".
  Последним настоятелем Полбинской Предтечевской пустыни был игумен Арсений. При нем, накануне упразднения пустыни, случилось одно прискорбное в жизни монашествующих обстоятельство, о котором Брянское Духовное Правление от 6 Декабря 1766 года доносило в Духовную Преосвященного Тихона Епископа Севского и Брянского Консисторию так: "Ноября 22 дня 1766 года Брянского уезда Полбинской пустыни настоятель игумен Арсений доношением объявил: оной де Полбинской пустыни иеромонахи, монахи и трудники объявляли ему, что де рразные числа имелись у них из келий и с чуланов покражи из собственных их пожитков, и в то де время при той краже от тех воров остались железныя клещи, чем ломаются замки, и те де клещи из братии монах Иона признал, что де оныя клещи Белобережской пустыни монастырские, которые де клещи, по справке означенным казначеем Ионою чрез кузнеца Никифора, подлинно и явились той Белобережской пустыни; а каким де случаем оныя клещи в Полбинской пустыни явились, он де кузнец не знает; только де он кузнец объявил, что де той Полбинской пустыни монах Агафон, пришед к нему, звал его, Никифора, онаго казначея монаха Ионы из чулана его пожитки выкрасть, токмо де оной кузнец его монаха не послухал и воровата с ним не пошел. По которому изобличение, оной монах Агафон в той краже сам означенному игумену при братии признался, и при том доношении от него игумена сей монах Агафон с поличным из тех краденых пожитков представлен в оное Духовное Правление, который и допрашиван, а в допросе сказал: он де монах Агафон, сего 1766 года в июле месяце, а в котором числе не упомнит, того монастыря у монахов Елиферия и Николая из чуланов покрал днем, во время служения литургии, у Елиферия денег 50 копеек, полотна алленова аршин до 15-ти и более, 2 салфетки, ложек 1 десяток, 2 книги - псалтирь следованную и алфавит духовный; в тож время он же монах покрал из чулана у монаха Николая рясу черную мухоярную, полотенце ручное утиральное, по концам гантое красною бумагою, пояс ременный; а сего декабря под 7-е число он же монах покрал из чуланов у иеромонаха Ионы да трудника Андрея, - у Ионы три свитки, одну скатерть Салленыя, в мешочке портном денег 30 копеек; у трудника Андрея денег 25 копеек и тульский замок, а при той краже подлинно забыл он Агафон клещи железныя, украденный им в Белобережской пустыни из кузницы, которыми он при той краже замки ламывал; из которых краденных пожитков положены им Агафоном были под сохранение- псалтирь следованная, алфавита духовный, ряса мухоярная, одно полотенце, пояс ременный, ведомства Коллегии Экономии, Полбинской слободки у крестьянина Миная Афанасьева, в его монаховой коробке, незаведомо что оно проданное, а другие краденные пожитки были под охранением в монастырском амбаре под мостом; и как де по приказу игумена взят он Агафон к нему игумену и в краже винился, послал его Агафона с иеромонахи и монахи для обыска краденых пожитков в чулан его Агафонов, и в том чулане подлинна признали у него из показанных краденных пожитков - иеромонаха Ионы мешечик портной, которой взят им монахом у него Ионы с деньгами, да в том же чулане взяли у него 7 ключей разных замков, которыми он Агафон прибирывал к замкам, как хаживал красть Иону. Агафон по тому признанию в то время послал от себя трудника Петра Иванова к помянутому крестьянину Минаю Афанасьеву, чтоб у него взять положенные у него им Агафоном пожитки; которой трудник у него Миная те пожитки взял все и представил игумену с братиею; и что еще из тех пожитков положены были под амбарным мостом, и те пожитки, по указанию его Агафона, монахами вынуты; в том числе при тех пожитках явилась железная гиря, весом фунта в два и более, с ушком, поцепленная ремнем на деревянной рукояти, подобна кистеню, которую гирю он Агафон у себя имел, как хаживал чуланы красть, то и она с ним бывала. Он же монах Агафон помянутого Белобережского кузнеца Никифора на воровство, чтоб выкрасть в Полбинской пустыни у казначея Ионы из чуланов пожитки, подговаривал, токмо оной кузнец ево не послушал, воровать с ним не пошел. И с теми краденными монашескими пожитки и с прочим он монах Агафон помянутым игуменом с братиею приведен в оное Духовное Правление, а окроме онаго воровства он, монах Агафон, прежде сего нигде не крадывал и на воровствах и разбоях не бывал, и с воровскими людьми знание не имел; и в сем допросе показал по монашеству самую сущую правду. Того рода в Брянском Духовном Правлении определено: онаго монаха Агафона с прописанием его допроса, для учинения с ним по законам, представить в оную Консисторию, которой при сем и послан. О чем оной Консистории Брянское Духовное Правление благопочтенно представляет". В присутствии Севской Духовной Консистории монах Агафон, Декабря 19 дня 1766 года, в дополнение к прежнему своему показанию присовокупил: "Рождение и воспитание его в городе Арзамасе; напред сего он был того города купец; в мире имя ему дано Александр Ильич Пастушков, в монашестве же он Агафон; по данному ему от Арзамасского Магистрата увольнению пострижен в прошлом 762 году, а котораго месяца и числа - неупомнит, токмо во время летнее, Севского уезда в Богородицкой Площанской пустыни бывым тоя пустыни строителем Пафнутием (в этом показании Агафона очевидно неточность: строитель Пафнутий управлял Площанскою пустынью с 1746 по 1758 год) без указу, в келлии его строителя Пафнутия тайно; и по пострижении его Агафона, в той Площанской пустыни прожив два дня, пошел в лес, состоящий близь оной же пустыни, где имелась построенная келлия впусте, в которой он Агафон жил один года с четыре, т.е. от того 762 по прошлой 765 год, а в том 765 году желание возымел быть в числе братства в означенной Полбинской пустыни, и для того, пришед, явился в Брянском Духовном Правлении с прошением о определении его в ту пустыню впредь до указу, где находился и поныне". Епархиальное начальство представило дело о монахе Агафоне в Святейший Синод, а до получения резолюции из Синода, по случаю наступления дней Страстной седмицы и Св. Пасхи, распорядилось препроводить Агафона, за крепким караулом и в оковах, в Богородицкую Глинскую пустыню для содержания его под караулом. Представленный приставом Василием Ивановым обратно в Консисторию за караулом, Агафон 23 Июля 1767 года лишен был монашества, переименован в Александра Ильина сына Пастушкова, с собственноручною его подпискою, чтоб ему тем монашеским именем Агафон нигде и ни под каким видом не называться, и в качестве мирского колодника препровожден с пакетом в Севскую Провинциальную Канцелярию.
  В то время, как решалась судьба монаха Агафона, Полбинская пустынь отживала последние свои дни. Последними в ней иноками были: "настоятель игумен Арсений, ризничий иеромонах Мартиниан, иеромонах Иона, казначей монах Иона, бывший казначей монах Мануил, крыловский монах Елиферий, пономарь монах Николай, монах Галактион, хлебенной монах Ездра, монах Феодул, монах Игнатий слепой», всего 11 человек («Ведомость Брянсклго уезду Полбиной Предтечевой пустыни", представленная в Севскую Консисторию из Брянского Духовного Правления от 31 Генваря 1766 года за № 34). В Ноябре 1766 года оставалось в пустыни только 8 жильцов: настоятель игумен Арсений, иеромонах Иона, монахи - Елиферий, Николай, Галактион, Ездра, Феодул и Серафим (Ведомость, представленная в Духовную Преосвященного Тихона Епископа Севского и Брянского Консисторию при доношении от 20 Ноября 1766 года за № 297). Между тем, вследствие указа из Московской Святейшего Правительствующая Синода Конторы, коим велено "излишне имеющагося в Севской епархии монашествующих немалаго числа, при письменных сообщениях, немедленно отправить в следующие Ставропигиальные монастыри: в Симонов - простого монаха одного, в Донской - двух, в Саввин - иеромонаха одного, в Заиконоспасской - иеромонахов двух, в пономари одного и в читники одного", Севская Духовная Консистория определила отправить в Новоспасский монастырь из упраздненной Брянской Предтечевой Полбиной пустыни трех монахов - Серафима, Ездру и Галактиона, которые и были отосланы 25-го Генваря 1767 года. Кроме этих монахов Брянское Духовное Правление представило в Севскую Консисторию еще одного Полбинскаго старца Феодула, который оказался "имеющим над собою падучую болезнь", а прочих отказалось доставить по причине их болезни. Монахи Елиферий и Николай "объявились одержимыми болезнями - первый внутреннею и головною, а второй падучею и головною, почему и опасны, чтобы в пути нынешнею зимою не приключилось им напрасной смерти", а иеромонах Иона, коему тогда было более 90 лет от роду, не мог явиться в Консисторию "за старостью и дряхлостью". Больным Феодулу, Елиферию и Николаю и престарелому Ионе разрешено впредь до указа быть в Белобережской пустыни. В числе братии Полбинской пустыни последнее время ее существования находился еще монах Арефа, которого монастырское начальство держало без указного вида и потому не показывало в ведомостях, представлявшихся в Консисторию. Узнав от игумена Арсения, что Полбинская пустынь упраздняется, Арефа явился "собою" в Москве, откуда, как беглец, за караулом и скованный по ногам, отослан при указе Московской Духовной Консистории в Севскую Консисторию "к рассмотрению, не имеется ль за ним каковых дел и подозрений". Караульные солдаты - Митрофан Владимиров и рассыльщик Карп Алексеев, сопровождавшие Арефу при содействии двух церковников попеременно "от села до села", отправились из Москвы 5-го Декабря, а явились в Севск 24-го Декабря 1766 года. Севская Консистория, приняв колодника: под свой караул, 8-го Генваря 1767 года подвергла его допросу, на котором он показал: "Зовут его Арефою; рождение и воспитание его - Севскаго уезда в селе Княгинине; напред сего он был дворцовый Камарицкой волости крестьянин; от роду ему 30 лет; грамоте не умеет; в прошлом 759 году, а которого месяца и числа не упомнит, отлучился он, монах Арефа, из показанного села Княгинина за имевшеюся у него тогда животною болезнью и кровавым поносом, без всякого письменного виду и увольнения, того ж Севскаго уезду в Богородицкую Площанскую пустыню для богомолия, в которой и жил два года, а по прошествии оных, т.е. прошлагож 761 года, а котораго месяца и числа не упомнит, приехал в показанную пустыню из Карачевских лесов живущий тамо во отшельнической келлии иеромонах Иосаф для богомоления, которой, побыв в оной дня с два, взял его Арефу с собою, поехал обратно в ту келлию, и по приезде, в оной, пожив недели с две, по прошению его Арефы, он иеромонах Иосаф ево ж Арефу постриг в монашество - в мантию, и наречено ему вышеписанное имя Арефа; а при том ево пострижении имелся монах Пионий, что ныне в Московской Давидовой пустыни иеродиаконом; и по пострижении он, монах Арефий, жительствовал во оной келии прошлаго 765 года по Май месяц, и онаго Мая месяца, как пришел из Брянскаго Духовнаго Правления подканцелярист Василий Алексеев с командою для взятия и приведения означенного иеромонаха Иосафа в то Правление, незнаемо по какому делу к допросу и следствию, то он, монах Арефа, убоясь той команды, бежал и пришел в Брянскую Полбинскую пустыню, из которой он монах, по приказанию тоя пустыни игумена Арания, ходил с просьбою в Брянское Духовное Правление, чтоб он определен был в оную Полбинскую пустыню в число братства, где он о подлежащем допрашиван и отослан в показанную пустыню впредь до указу при указе ж, где и находился прошлаго ж 766 года по Сентябре месяце, а онаго месяца услышал он, монах Арефа, от регеннаго игумена Арсения, что оная Полбинская пустыня упраздняется, пошел в царствующий град Москву и явился в Московской Духовной Консистории, из которой по допросе отослан в оную Севскую Духовную Консисторию". По снятии сего допроса, Севская Консистория постановила: "впредь до указа из Святейшаго Правительствующаго Синода о неукано постригшемся, вышеупомянутаго монаха Арефия отослать в Богородицкую Площанскую пустыню с неисходным и со употреблением его в труды монастырские пребыванием в содержание под караулом при указе ж. Февраля 7 дня 1767 года". О принятии Арефы Площанский строитель Иоил репортовал в Консисторию от 17 Февраля того же года. Пред упразднением Полбинской пустыни монашествующей в ней братии пришлось получить 62 рубля по завещанию капитана Санкт-Петербургского пограничного 3-го баталиона Никиты Михайлова, каковыя деньги на означенный предмет Брянскою Воеводскою Канцеляриею были взысканы с должника Михайлова, Брянского помещика отставного капитана Петра Бахтина.


***

  Описание монастырей в Российской Империи находящихся. 1834 год.
  Епархии второго класса.
  Черниговская основана при Великом Князе Владимире в 992 году и существовала около 400 лет. С 1465 по 1653 год, по причине нашествия Татар, не было в ней Епископов, и в сие время оная Епархия принадлежала к Смоленской. Восстановлена Царем Алексеем Михайловичем в половине ХVII века и продолжается поныне. С 1803 года Архиепископы оной именуются Черниговскими и Нежинскими. Количество церквей в 1823 году – 1024.
  Епархии третьего класса.
  Орловская учреждена первоначально в 1764 году Викарною в помощь Московскому Митрополиту под именем Севской Епархии; но в 1788 году она сделана местной, и ныне Епископы оной именуются Орловскими и Севскими. Количество церквей в 1823 году – 842.
  Описание Российских монастырей.
  Белобережская, заштатная общежительская мужская пустыня, Орловской Епархии, в 15 верстах от города Брянска при урочище Белых Берегах, основана в 1721 году Брянского Петро-Павловского монастыря Архимандритом Питиримом. В 1817 году по Высочайшему Указу Государя Императора Александра I к штату сей пустыни 7-ми монашествующих прибавлено еще 23 человека, для вящего устройства и безостановочного продолжения Божией службы.
  Коташинский Николаевский мужской, заштатный, Черниговской Епархии, в 35 верстах от города Стародуба; построен в 1692 году. В нем церковь соборная во имя Сошествия Святого Духа, с двумя приделами: во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя Святого Николая Чудотворца. Здесь находится Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская.
  Николаевский Одрин мужской, заштатный, Орловской Епархии, в 8 верстах от города Карачева, на ркке Одринке; основан по случаю явления на сем месте иконы Святителя Николая. В нем Соборная церковь во имя Свят. Николая Чудотворца, освящена в 1710 году, в которой находится явленный его образ; 2) во имя Знамения Пресв. Богородицы, построена в 1764 году; 3) во имя Преподобнаго Сергия Радонежского, построена в 1700 году. В сей монастырь бывает ежегодно из города Карачева в Четвертон 8 недели по Пасхе Крестный ход.
  Полбинская Предтечева, заштатная мужская пустыня, в 9 верстах от города Брянска, Орловской Епархии. В ней церковь во имя Святого Иоанна Предтечи.
  Свинский или Свенский мужской, 3 класса, Орловской Епархии в 3-х верстах от города Брянска, против реки Свины или Свены, впадающей в Десну; построен по случаю явления в 1288 году Иконы Пресвятой Богородицы на сем месте, Великим Князем Черниговским Романом Михайловичем. В нем Соборная церковь во имя Пресвятой Богородицы Свенская, которой празднество совершается Августа 11 дня; 2) церковь во имя Преподобнаго Сергия Радонежского; 3) во имя Успения Пресвятой Богородицы.
  Спасский Севский мужеский, Орловской Епархии, при городе Севске, основан в 1618 году. В нем находится 2 церкви; 1) Соборная во имя Преображения Господня; 2) во имя Святаго Пророка Илии. Ныне монастырь сей обращен в Архиерейский дом.
  Троицкий девичий, 3 класса, Орловской Епархии в городе Севске, существующий с 1684 года. В нем церковь во имя Живоначальныя Троицы.
  Успенский Каменский, бывший мужеский, а ныне женский, 3 класса, Черниговской Епархии, в Новоместском уезде, на берегу реки Сновы, на каменной горе; построен в 1687 году. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы.
  Чолнский Спасский мужеский, 3 класса, Орловской Епархии, в 8 верстах от города Трубчевска; построен в ХVI столетии.


***

  Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. 1852 год.
  Орловская губерния.
  Монастыри ныне существующие:
  Полбинская-Предтечевская пустынь, мужская, в 9 верстах от уездного города Брянска. О времени основания оной сведений нет; известно только, что построил оную бывшего Петропавловского Брянского монастыря Игумен Даниил. Здесь две каменные церкви: 1) Соборная двухэтажная, в которой престолы: вверху Живоначальные Троицы, с приделом Иоанна Предтечи, внизу Владимирския Богородицы; 2) Праведных Захария и Елисаветы, над святыми вратами.
  Составлено из достоверных источников Александром Ратшиным.