Стоявший некогда на оживленной дороге истории, не раз оказывавшийся в центре бурных событий, Брянск во второй половине XVIII века превращается в тихий уездный город. В 1765 году он значительно увеличился, т.к. в городскую черту включили Верхнюю и Нижнюю слободы, отошедшие казне во время генерального межевания. Но с образованием Орловской губернии, в состав которой вошел и Брянск, наиболее предприимчивые, обладавшие большими капиталами брянские дельцы поспешили перебраться в новый губернский центр. В результате затормозилось экономическое развитие города. Доходы городского бюджета были ничтожными, их хватало только на содержание служащих и полиции. Ни о каком благоустройстве, строительстве общественных зданий и речи не велось. В 1779 году открыли было городское училище как филиал Севской духовной семинарии. Разместили его в бывших монастырских помещениях. В 1783 году здесь обучалось 178 человек. Содержалось училище главным образом на пожертвования. Но просуществовало оно недолго. В 1798 году из за финансовых затруднений училище закрыли Надо сказать, что городские власти и не пытались предотвратить это. Для купеческих сынков в городе была небольшая школа, где они осваивали начатки грамоты, а философию, греческий и немецкий языки, риторику, пиитику и другие предметы, которые преподавались в училище, "отцы" города считали блажью.
Брянские купцы и дворяне большие деньги жертвовали на церкви. Это на их средства в основном были построены пятнадцать церквей, действовавших в Брянске в середине XVIII века. В это же время в городе было 43 лавки, восемь харчевен, семь постоялых дворов и восемь питейных домов. Жилых домов насчитывалось немногим более 1100, а "ревизских душ", т.е. купцов посадских, однодворцев и дворовых — около четырех тысяч. Проходили годы, десятилетия, сменялись поколения, а заметных перемен в облике города, в быте и нравах не наблюдалось. И если бы человек, уехавший из Брянска в 1750 году, вернулся сюда через полвека, он бы нашел все те же узкие кривые улицы, по которым весною и осенью можно было пройти только на ходулях, все те же подслеповатые домишки обывателей они топились обычно по-курному и были столь тесны, что, когда магистрату приходилось размещать на постой солдат или работных людей, больше одного человека поселить в таком доме не удавалось Увидел бы все те же нарядные церкви и грязные, вонючие кабаки - Завальский, Соляной, Лубянский, Стрелецкий, Кузнечный, Карпиловский, Морской, Кананыховский. Как и полвека назад, сонный город оживал только в дни ярмарок да церковных праздников. Тогда улицы наполнялись своим и приезжим народом, звонили колокола, настежь распахнуты были двери кабаков. До поздней ночи в разных концах города раздавались хриплые голоса подвыпивших гуляк. Редкий такой праздник не заканчивался массовой дракой между слободами.
Одним из важнейших событий в жизни города конца XVIII (века было строительство второго после верфи крупного государственного предприятия - брянского Арсенала.
Возникновение Арсенала было связано с решением внешнеполитических задач, стоявших перед Россией во второй половине XVIII века. Овладев в начале века Балтийским побережьем, Россия стремилась утвердиться на берегах Черного моря. Одна за другой проводились военные кампании в северном Черноморье. В их ходе Брянск становился важным центром коммуникаций. Сюда в зимние месяцы по санному пути везли из Петербурга и Москвы войска, оружие, припасы. А весной, как только сходил лед, по Десне сплавляли их в Днепр до Киева.
В начале 80-х годов XVIII века готовилось присоединение Крыма к России. В этих условиях надо было подумать об упрощении и удешевлении снабжения армии, действовавшей в Нижнем Приднепровье. Тогда то и возникла мысль о сооружении Арсенала в Брянске. 12 января 1783 года Екатерина II подписала указ об этом.
В конце февраля из Брянска в Петербург был отправлен план Арсенала, а уже в первых числах марта прибыли строители - рота канонирского полка из 222 человек и 60 мастеровых Московского, Петербургского и Дерптского Арсеналов. Они приступили к сооружению подсобных помещений. Работа, однако продвигалась медленно. Через город шли многочисленные обозы с боеприпасами. Приходилось выделять солдат для сопровождения обозов до Киева. В результате уже к концу мая в Брянске осталось 84 человека. Да и тем постоянно приходилось отвлекаться на вывозку леса, извести, железа, которые сплавлялись по реке для строительства Киевского Арсенала.
В начале июля, после настойчивых просьб руководителя работ капитана Иванова, в Брянск прибыла еще одна рота солдат. Было нанято 37 каменщиков. Работы развернулись широким фронтом. До конца осени были выстроены каменный магазин, часть механической мастерской, вырыта литейная яма, насыпан земляной вал у берега реки (ГАБО. ф. 221, оп. 1, д. 2). Весною следующего, 1784 года на строительстве работало до 400 солдат и около 70 каменщиков. За лето построили мастерские, часть литейного цеха, одну плавильную печь.
В зимние месяцы в Брянск по санному пути было доставлено 1000 пудов негодных орудий из Москвы, сверлильные машины из Петербурга, олово и котел из Белгорода. Из Москвы, Петербурга, Орши, Астрахани прибыли чеканщики, литейщики, сверлильщики.
23 марта 1785 года литейный мастер Данила Рыков отлил две первые двадцатичетырехфунтовые пушки. К ноябрю было отлито уже 66 пушек. К этому времени был готов сверлильный амбар, в котором установили четыре сверлильные машины. Еще год спустя, 1 сентября 1786 года, состоялась проба орудий. Все они оказались годными и весной 1787 года были отправлены в Киев.
Тяжелой, каторжной была жизнь строителей Арсенала. Большинство их были казенные люди - солдаты и мастеровые. Находились они на постое у обывателей, получая скудный сухой паек. Многие мастеровые прибыли в Брянск с семьями. Однако на членов семьи они долгое время вообще ничего не получали. Позже, после ходатайства, на семью стали выдавать три копейки в день. Полуголодное существование, работа от темна до темна вызывали болезни. В одном из рапортов Иванов доносил: "Всего по списку состоит четыреста человек, из которого числа всегда до шестидесяти и семидесяти человек больны" (ГАБО, ф. 221, оп. 1. д. 2, л. 7.).
Мастеровые и солдаты были абсолютно бесправны. В одном из рапортов того времени сообщалось, что печник Савелий Шатов за самовольную женитьбу бит палками. Два его товарища, пушкарский ученик Тимофей Андреев и слесарь Евдоким Балашов, присутствовавшие при венчании, также биты. Часты были случаи побегов. Пойманных жестоко наказывали. Солдата Агафона Денисова, например, трижды прогнали сквозь строй в 1000 человек.
На строительстве работали и наемные. Это были крепостные, отпущенные помещиками на оброк. Жили они в шалашах над Десной, получая жалкие гроши за свой труд.
Строительство Арсенала было завершено в 1788 году. С этого времени он стал снабжать русскую армию артиллерийскими орудиями.
В 1804 году на Арсенале насчитывалось 450 рабочих, несколько десятков офицеров и технических руководителей. Это был крупнейший в ту пору, после Тульского, оружейный завод, снабжавший армию артиллерийскими орудиями, ружьями, снаряжением. Сюда часто наезжали правительственные чиновники, военные. Незадолго перед войной с Наполеоном на Арсенал прибыла правительственная комиссия. Изучив состояние производства, она признала необходимым увеличить объем работ, создать запас сырья и материалов. Вскоре в Брянск потянулись военные обозы. В течение одного года было завезено 46 тысяч пудов металла для пушек, ружей и снарядов, девять тысяч пудов свинца, три тысячи пудов мушкетного пороха. Из этих припасов к началу войны было изготовлено 146 орудий, или 23 процента всех пушек, бывших тогда на вооружении русской армии, почти 25 процентов ружей, большое количество снарядов.
Во время войны 1812 года Брянск был причислен к передовой линии обороны. Здесь с первых же дней наполеоновского нашествия стали формироваться воинские части и соединения ополченцев. Как известно, соотношение сил в начале войны было не в пользу России. Не рассчитывая в короткий срок получить необходимое количество регулярных войск, правительство прибегло к народному ополчению. Сотни брянцев, способных носить оружие, ушли в ополчение и отважно в нем сражались. Свидетельство тому - награждение в 1814 году командиров первого и второго полков брянского ополчения майоров Подгайского и Дубиновского. Сотни жителей вошли в состав сформированных в Брянске в августе 1812 года четырех артиллерийских и одной понтонной рот, которые приняли участие в Бородинском сражении. Брянск в ту войну был не только крупным центром формирования войск, но и поставщиком оружия. Арсенал резко увеличил свою производительность. Здесь имелись запасные парки на четыре дивизии, 24 тысячи пудов меди (примерно на 500 орудий), много железа и других припасов. Естественно, что Наполеон неоднократно предпринимал попытки лишить русскую армию столь важного пункта снабжения. Заняв Смоленск, он приказал послать крупный отряд для захвата Брянска. Но французам удалось дойти только до Роcлавля, где им путь преградили ополченцы. После Бородинской битвы Наполеон вновь распорядился овладеть городом. Отряд французов из Рославля поздней осенью стал прорываться к Брянску. Но налеты партизан и осенняя распутица очень замедлили их продвижение.
Между тем в Брянске началась паника. Из Петербурга пришел указ эвакуировать Арсенал в Казань. Прослышав об этом, дворяне и купцы начали уезжать, попы организовали крестный ход, а полицмейстер стал готовить поджог города. Когда Кутузову донесли, что город готовят к сдаче и прекращается работа Арсенала, он немедленно обратился к правительству с просьбой отменить указ об эвакуации завода. Одновременно начальник калужского ополчения генерал-лейтенант Шепелев получил приказ направить пятитысячный отряд "с присовокуплением к нему части регулярных войск и 9 пушек" для "прекращения неприятельских поисков от Рославля" и "особенно для прикрытия города Брянска".
Некоторое время спустя дежурный генерал главной квартиры Коновицын писал Шепелеву:
"Его светлость весьма доволен вашими распоряжениями. Совершенно успокоите вы тогда, когда узнает, что вы достигли прежде неприятеля города Брянска".
Русское ополчение опередило неприятеля, французам так и не удалось овладеть городом.
* * *
Процесс разложения феодализма и развития капитализма в России XIX века ускорялся. Наглядным проявлением роста новой общественно-экономической формации являлись бесчисленные заведения для переработки природных богатств, возникавшие повсеместно.
В первой половине XIX века "промышленная лихорадка" охватила и брянских дельцов. Они стали пачками подавать прошения об отводе земли под заведения. Купцы, которые еще вчера довольствовались прибылью, получаемой от купли-продажи пеньки, теперь не желали быть только поставщиками сырья. Они начали его перерабатывать сами. Благо капиталовложения на это требовались небольшие, а доходы сразу увеличивались. На окраинах города одна за другой возникали канатные фабрики Мешкова, Гридина, Бабаева, Давыдова. Годовой оборот их к середине века достиг почти 100 тысяч рублей серебром. Продукция шла в черноморские порты и Константинополь. Действовали также пивоваренные заводы, лесопилки, скорняжные, сапожные, швейные мастерские. Годовая продукция всех 30 брянских заводов и фабрик (кроме Арсенала) оценивалась в 210 тысяч рублей серебром.
Широко был распространен бурлацкий промысел. Из Брянска ежегодно отправлялось вниз по Десне к Киеву, Херсону, Кременчугу до 223 судов с канатами и другими грузами и более 150 плотов с лесом. Около 2500 человек требовалось для проводки этих судов и плотов. Восемь недель тащили бурлаки судно до Херсона, пять недель - до Киева. Назад шли пешком, так как суда в Брянск не возвращались. Их продавали на конечном пункте. Бурлак получал 20 рублей за рейс. Из этих денег после всех расходов на дорогу оставалось около 7 рублей.
Самым крупным предприятием города был Арсенал. В середине века его территория значительно расширилась, здесь насчитывалось 16 различных сооружений. Самым большим был двухэтажный с подвалом литейный корпус. В нем действовали три медеплавильных печи для отливки полевых и осадных орудий, вагранка для литья чугунных деталей, имелся кран, или, как его называли, глаголь, для извлечения вчерне отлитых стволов из литейной ямы. В этом же корпусе размещались инструментальная мастерская и химическая лаборатория. Вокруг него располагались слесарная, сборная, колесная, чеканная, паяльная мастерские, трехэтажный склад. Сверлильная мастерская была оборудована большим сверлильным станком, который приводился в движение 16 лошадьми, в кузнице действовало 40 горнов, в токарной мастерской - восемь конных и пять ручных станков.
Всего на заводе работало 920 человек. Наиболее крупными мастерскими были слесарная - 185 рабочих, кузнечная - 178 рабочих, столярная - 111 человек. Завод давал ежегодно 60-70 различных орудий, лафеты, зарядные ящики. Выполнялись и другие заказы армии.
Середина XIX века и особенно его вторая половина были временем довольно быстрого роста города. Если в 1840 году в Брянске (насчитывалось 8200 жителей, то в 1850 - 9500, а в 1860 году - 12000 человек. Показательны данные об изменении социального состава населения. В 1850 году в Брянске было лиц духовного звания 259, дворян - 285, купцов - 574, мещан и посадских - 5622, крестьян государственных - 160, помещичьих - 312, солдат, офицеров и кантонистов - 2240. Десять лет спустя купцов насчитывалось 759, мещан - 7300 и появилось 868 ремесленников. Облик города того времени характеризуют и такие данные. В 1850 году в Брянске было 1470 домов, 12 церквей, монастырь, 48 лавок, 14 постоялых дворов, 3 харчевни, 2 трактира, 5 штофных лавок, 7 питейных дворов и два училища - приходское и уездное.
Как и прежде, хозяевами города оставались купцы, дворяне и попы. Причем, надо заметить, хозяевами весьма нерадивыми. Доходы городского бюджета были ничтожными, много меньше, чем во многих других уездных городах губернии. После 1750 года, за сто лет, городские власти почти ничего не сделали в благоустройстве. На весь город имелось лишь одиннадцать колодцев, да и те во дворах городской знати. А остальные брали воду из реки. Только на двух улицах, застроенных "присутственными местами", домами торговцев и дворян, были устроены деревянные тротуары. Не произошло улучшений за целый век в здравоохранении, в народном образовании. Зато церкви процветали. Ежегодно устраивалось не менее пяти крестных ходов, купцы отваливали крупные суммы на приобретение церковной утвари, строительство новых храмов. Всячески заботились о "благолепии". О городском же хозяйстве, о неотложных нуждах горожан беспокоились меньше всего.
Еще в 1751 году Брянская артиллерийская команда обращалась к городскому полицмейстеру с письмом, в котором с беспокойством извещала о плохом состоянии противопожарного оборудования, а также о том, что "из брянского купечества и разночинцев... необычно, не имея опасения, в ночное время из дворов своих везде ходят, зажегши пуки лучины, мужеска и женска полу к церквям божиим к завтрени и для своих нужд. А как не безизвестно оной полицмейстерской канцелярии, что... имеетца на артиллерийском дворе и в городовой крепости припасов и пороха не малая сумма, а ежели, паче чаяния, от означенных брянских жителей от их небрежения учинится пожарной случай... в чем и последовать может в интересе Е. Имп. Вел. не малой убыток, того ради Брянская полицмейстерская контора благоволила брянским купцам и их женам, и разночинцам... в их необычном хождении, без опасения, с зажженою лучиною по улицам накрепко запретить, а приказать ходить, егда кому нужда случитца, ночным временем с фонарем". Но этой благоразумной просьбе городские власти не вняли. И спустя одиннадцать лет город почти наполовину выгорел.
Через три года после пожара воинское начальство вновь жаловалось в центр, что в Брянске не в порядке противопожарный инвентарь. На весь город имелось всего семь крюков и два ухвата. Ни лестниц, ни ведер, ни бочек, ни другого инвентаря не было. Не удивительно, что возникавшие то и дело пожары уничтожали целые слободы. А дважды - летом 1835 и 1875 года - город почти целикам сгорел.
К 1890 году население Брянска почти удвоилось по сравнению с 1860 годом и достигло 21 тысячи жителей, а жилой фонд из-за пожаров почти не увеличился. Было всего 2100 домов. Теснота, скученность, антисанитария способствовали распространению заболеваний среди простого люда.
В городе действовали около 50 частных промышленных заведений с 740 рабочими. Валовое производство составляло к этому времени около 740 тысяч рублей, из них 311 тысяч рублей приходилось на Арсенал, 142 тысячи на пенькопрядение, на 69 тысяч рублей давали продукции лесопилки. Довольно крупным был оборот брянской пристани. В год здесь перерабатывалось лесных материалов, металлоизделий и других грузов на 1170 тыся рублей. Рост города и происходившие в нем перемены были вызваны объективным процессом развития капитализма в России. Особую роль для Брянска сыграло железнодорожное строительство, получившее в России широкий размах во второй половине XIX века.
До 60-х годов Брянск был связан с другими городами страны лишь скверными лесными дорогами и естественной транспортной артерией - Десной. Но вот в 1868 году из Орла на спинах тысяч безвестных строителей пришла в Брянск "чугунка". Отсюда она потянула свои стальные щупальца дальше к Рославлю, Смоленску. В 1885 году министерство путей сообщения принялось отчуждать земли для строительства дороги Брянск-Гомель. Два года спустя, 8 августа 1887 года, по ней пошли поезда. А еще через семь лет началось строительство дороги Брянск-Льгов. В 1897 году рельсы от Брянска пролегли к Москве. Брянск превратился в узел железных дорог, в крупную перевалочную базу. Уже первая железнодорожная колея вызвала бурный подъем активности среди местных дельцов. В городе возникает более десятка новых канатных, прядильных, ткацких производств. В Льговском поселке строится первый в России шиферный завод - "Террофазерит". Крупнейший здешний заводчик С.И. Мальцев в очень короткий срок сооружает на левом берегу Десны Радицкий рельсопрокатный завод, который сразу же стал вторым по величине в городе. Предприятие вошло в строй в 1869 году, когда строительство дороги от Орла до Брянска было завершено, а на рельсы для дороги Брянск - Рославль уже заключили договор с другими поставщиками. Правда, в России в то время строилось немало дорог. Но качество рельсов нового завода было недостаточно высоким. И это осложняло сбыт продукции. Поэтому Мальцеву пришлось вскоре переоборудовать цехи под сборку паровозов, речных пароходов, вагонов, основные детали для которых поставлял Людиновский завод. Однако перестройка не принесла процветания новому предприятию.
Дела на Радицком заводе пошли было в гору в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Мальцев получил от правительства крупные заказы. Надеясь ускорить их выполнение, он в 1877 году за семь месяцев сооружает 70-километровую железнодорожную линию от Брянска до Людинова. Но война вскоре закончилась, заказы были аннулированы, дорога не дала ожидаемых прибылей. Положение еще более усугубилось в связи с начавшимся в стране промышленным кризисом.
В 1885 году царское правительство вынуждено было ввести казенное управление всеми мальцевскими предприятиями (а их было около 70), в том числе и Радицким заводом. А год спустя правительственная комиссия постановила завод "закрыть, назначив его в продажу со всеми находящимися в нем приспособлениями или без них". Возникшее вскоре "Акционерное общество мальцевских заводов" сумело в течение нескольких лет наладить производство, специализировав завод на выпуске железнодорожных вагонов и платформ. Предприятие стало довольно крупным в своей отрасли. В 1913 году оно дало 1350 грузовых и 66 пассажирских вагонов, 120 платформ. В 1915 году - 2189 вагонов, 40 платформ, 34 паровых сложных молотилки, много снарядов, мин. Число рабочих в годы войны превышало две тысячи.
Через четыре года после пуска Радицкого завода в городе родилось еще одно предприятие — Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод. Первоначальный профиль его был тот же, что и у Радицкого - производство рельсов. Но если заводчик-крепостник Мальцев не сумел эффективно организовать производство в условиях капиталистической конкуренции, то владельцы нового завода - разбогатевший крестьянин Губонин в союзе с аристократом инженером князем Тенишевым повели дело так, что завод в короткий срок превратился в одно из лучших и крупнейших предприятий дореволюционной России.
В 1873 году царем было подписано «высочайшее разрешение» на учреждение "Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для добывания металлов и минералов, для выплавки чугуна, выделки железа и стали и приготовления из них изделий на продажу". Строительство завода началось немедленно. Сюда потянулись голодающие крестьяне из окрестных мест, из Белоруссии, беднота из Брянска. В короткий срок было сооружено чугунолитейное отделение, установлены вальцевые станы. Через 13 месяцев после учреждения акционерного общества были выпущены первые рельсы.
Завод одним из первых в России наладил выпуск стальных рельсов вместо железных. Это обеспечило высокий опрос, выгодные цены и, следовательно, возможность увеличивать капиталовложения, наращивать объем производства. К 1880 году Брянский завод выплавлял треть всей русской стали» ("Предприятие", М., 1924, № 2, стр. 80.).
Прибыли акционеров росли, как на дрожжах. Если в первый год чистая прибыль составила 35 тысяч рублей, то через пять лет - 900 тысяч.
В 1881 году, в связи с начавшимся кризисом, спрос на рельсы упал. Тогда акционеры увеличили выпуск проката для мостов и броневого листа. В это время морское министерство распределяло заказы на броню для броненосцев Черноморского флота. Оно намеревалось по традиции передать весь заказ английским фирмам, но Тенишев сумел убедить чиновников, что на Брянском заводе справятся с делом. Заказ поделили поровну. И англичане и брянцы выполнили его в срок. Но испытания закончились победой отечественной стали. Из партии английской стали в 170 листов 53 оказались негодными, а изготовленная брянцами палубная броня толщиной в четыре сантиметра прекрасно выдержала испытания. Это послужило толчком для новых больших заказов.
К своему десятилетию Брянский завод стал одним из крупнейших в России. Если в то время в среднем на крупную фабрику в стране приходилось немногим более двух тысяч работающих, то на Брянском заводе их было пять тысяч. Выработка на рабочего более чем вдвое превышала среднюю по стране.
Почти каждый год на заводе осваивалось производство новых изделий. Был налажен выпуск проволоки, цистерн, речных пароходов, землечерпалок, доков, доменных печей, элеваторов, оборудования для водопровода, платформ и, наконец, паровозов. Мощности завода в 1900 году позволяли выпускать в день по паровозу и по десять вагонов.
Кризис, охвативший Россию в 1900 году, и последовавшая затем длительная депрессия отразились на делах Брянского завода. За ворота было выброшено около трех тысяч рабочих.
Только с 1910 года начался подъем производства. Снова с полной загрузкой стали работать мартены. Организуется новое производство гвоздей и проволоки. Частично обновляется оборудование. Реконструируются мартеновский, паровозосборочный и молотовый цехи. Основными производствами оставались паровозо- и вагоностроение. До 1917 года завод выпустил 2850 паровозов и более 50 тысяч вагонов ("Предприятие", М., 1924, № 2, стр. 81.).
С первых дней войны завод был переведен на особое положение. В то время, как сотни предприятий страны закрывались из-за нехватки сырья, средств, из-за мобилизации рабочих в армию, на Брянском заводе производство резко возросло. Был значительно увеличен выпуск снарядов, налажено изготовление гранат и другой военной продукции. Завод безотказно снабжался всеми материалами, оборудованием. Рабочие были освобождены от призыва в армию. Число их с 14 тысяч к началу войны постепенно увеличилось до 17 тысяч.
Брянский завод внес крупный вклад в технический прогресс ряда отраслей русской промышленности. Здесь впервые было налажено производство специальных инструментальных сталей в мартеновских печах вместо малопроизводительной тигельной плавки. Заводские специалисты разработали технологию производства многослойной стали. Патенты на этот оригинальный технологический процесс были куплены фирмами США, Бельгии, Франции, Англии, Италии.
Еще в отчетах Орловско-Витебской железной дороги 70-х годов отмечалось лучшее, сравнительно с рельсами английских заводов, качество брянских железных рельсов. В 1882 году изделия завода экспонировались на Всероссийской выставке. Демонстрировался, в частности, котельный лист весь в одинаковых отверстиях. Он был согнут через центры отверстий под прямым углом. И на нем не появилось ни одной трещины. Был показан бессемеровский рельс длиной 28 сажен, весом около 105 пудов, скрученный, как жгут, и, однако, не имевший трещин. Представлена была безукоризненной отливки болванка весом 165 пудов. По итогам этой выставки было постановлено "за быстрые успехи, как в бессемеровании, так и в производстве мартеновской стали и за расширение в короткое время производительности и средств завода до огромных размеров, в России еще небывалых" разрешить изображать на изделиях завода государственный герб.
В 1900 году брянские паровозы с шестью движущими осями и сочлененной рамой были предметом особого внимания на Всемирной выставке в Париже. Спустя три года США стали выпускать паровозы по образцу брянских. В 1908 году инженеры Брянского завода под руководством конструктора Н.Ф. Денисова создали пассажирский паровоз серии "Б". Это был самый мощный, самый экономичный и быстроходный локомотив того времени. На испытаниях он развил скорость 120 километров в час. Многие принципиальные решения, найденные при создании этого паровоза, были использованы при проектировании локомотивов на заводах России и в последующие годы.
Сельскохозяйственные машины Брянского завода считались одними из лучших. В 1911-13 годах они были представлены на многих выставках и неизменно отмечались медалями. За плуги завод получил 12 больших золотых, 45 малых золотых и три серебряных медали. За лобогрейки - большую и малую золотые, а также две больших серебряных медали. За сеялки - три малых золотых и четыре серебряных медали. За дисковые бороны - две большие золотые медали. Золотыми медалями были отмечены чугунные трубы, кровельное железо и стальное литье.