ИСТОРИЯ ГОРОДА БРЯНСКА

Экспертное мнение


Брянское княжество


Брянское княжество   Татаро-монгольское нашествие на русские земли, начавшееся в 30-х годах XIII века, не затронуло Брянска. Татарские полчища не решились углубиться в чащобу Брянского леса. Во время похода татар к Чернигову черниговский князь Михаил отказался выполнить требование сдать город без боя, умертвил татарских послов. Овладев городом, татары дотла разорили его. Михаил бежал. Но спустя несколько лет он вернулся в Чернигов. Узнав об этом от своих баскаков, хан вызвал Михаила в Орду и потребовал от него выполнения унизительной церемонии прощения. Князь отказался и был убит.
  При разделе княжества между сыновьями Михаила Чернигов и Брянск достались Роману. Вступив во владение своим уделом, Роман тотчас покинул разоренный, подвергавшийся постоянной опасности нового нападения Чернигов, и уехал в Брянск, который сделал стольным городом княжества.
  Брянский князь Роман оказался храбрым воином, хитрым политиком и дипломатом. Сумев поладить с татарами, не давая им повода для нападения на Брянск, он в то же время энергично раздвигал границы своего княжества. К концу княжения Роман вплотную подошел к Курску. Брянск при Романе становится одним из важнейших форпостов юго-западной Руси. Дело в том, что почти одновременно с татарами литовцы начали все чаще нападать на русские земли. Экспансия их стала особенно настойчивой после смерти Александра Невского, сплотившего на время русские силы для отражения угрозы с Запада. В 1263 году литовский князь Миндовг со всем своим войском двинулся к Брянску. Когда сюда примчался с границы гонец, в городе царило веселье: Роман справлял свадьбу своей дочери Ольги с князем волынским Владимиром. Прямо из-за свадебного стола Роман с дружиной направился навстречу литовцам и в сражении разбил их. Легко раненный, Роман возвратился в Брянск, и свадьба зашумела пуще прежнего.
  Воинственный брянский князь не ограничивался обороной от внешних врагов. В 1275 году вместе с князьями Глебом Смоленским и Львом Галицким при поддержке татарского войска он совершил поход в литовские земли. Правда, поход этот не принес ожидаемых результатов, так как князья не поделили славы, повздорили, и Роман с Глебом вернулись домой. А без них Лев и татары побоялись идти дальше.
  Десять лет спустя, поссорившись со своим смоленским соседом, Роман напал на него. В 1286 году он дошел до Смоленска, разорил окрестные села, сжег посад, но самой крепости взять не смог.
  В княжение Романа Брянск на некоторое время стал религиозным центром юго-западной Руси. Сюда, после разорения Чернигова татарами, перебрался на жительство черниговский епископ. Роман всячески привечал священнослужителей, уходивших из княжеств, в которых хозяйничали татары. Без поддержки церковников ему трудно было бы укрепить и расширить свое влияние.
  В Брянске еще со времен Киевской Руси существовал Преображенский монастырь, сыгравший важную роль в насаждении христианства среди вятичей. В XII веке великий князь Андрей Боголюбский подчинил его Киево-Печерскому монастырю. В качестве «филиала» этот монастырь, видимо, действовал уже не очень эффективно, так как Киево-Печерский монастырь нередко использовал его для ссылки "штрафников" - провинившихся монахов.

Брянское княжество
680 лет назад был основан Свенский монастырь. Некоторые из его зданий построены по проекту знаменитого Расстрелли. На снимке: одно из уцелевших монастырских зданий

  Такое положение не устраивало Романа, и в 1288 году он основывает в Брянске новый монастырь - Свенский.
  Церковная легенда описывает обстоятельства этого события так. К старости, из-за болезни глаз, Роман стал слепнуть. Зная о чудесных исцелениях, которые являла не раз икона богоматери из Киево-Печерского монастыря, он послал туда гонцов с просьбой прислать на время чудотворную икону. Просьбу Романа уважили. Но на подходе к городу лодка, в которой везли икону, вдруг остановилась. Так и не сдвинув ее с места, гонцы решили тут же, на левом берегу у впадения в Десну речки Свини, заночевать. Однако, проснувшись поутру, они иконы в лодке не нашли. Об этом немедля сообщили Роману. Прибывшие из Брянска приближенные князья, утверждает легенда, разыскали икону Печерской божьей матери на противоположном берегу на дубе.
  Когда князя подвели сюда, он произнес молитву, и тотчас стал лучше видеть. После этого, взяв топор, Роман сам начал рубить деревья для закладки монастыря. Это место обнесли забором. Роман назначил игумена, дал ему денег на содержание монастыря и отбыл в Брянск.
  Такова церковная легенда. А как же обстояло дело в действительности? Да, по свидетельству летописца, Роман посылал в Киев за иконой архимандрита Брянского монастыря с группой священников. Конечно, отдали ее киевские монахи только потому, что держать ее в уже разоренном городе, в который татары регулярно возвращались, было небезопасно. Да и некому ее там было оберегать, т.к. молодые монахи были либо убиты, либо уведены в плен, и в монастыре оставалась лишь небольшая группа немощных стариков.
  Икону по пути в Брянск сопровождали два киевских монаха Антоний и Феодосий. За Новгород-Северским они увидели забытые картины процветающей земли, нашли обильную еду и питье, людей, которые не ведали ужасов татарских набегов и не были придавлены страхом. Естественно, им захотелось остаться здесь, и они решают не возвращаться в разоренный Киев. Для этого надо было, чтобы икона явила очередное чудо. Искушенные в организации чудес, Антоний и Феодосии, возможно в сговоре с архимандритом, тайно ночью переправили на другой берег икону, повесили ее там на дуб, а поутру подняли шум в связи с ее "исчезновением". План вполне удался, а последующие события превзошли все ожидания. Глубоко религиозный Роман в результате сильного нервного возбуждения стал лучше видеть, что вполне объяснимо с точки зрения науки. Но это было преподнесено как новое "чудо". Князь распорядился оставить икону в Брянске, благо возражать было некому (ныне эта икона находится в Третьяковской галерее). Антоний и Феодосии остались здесь же в качестве руководителей нового монастыря, а после смерти они были канонизированы и причислены к лику "чудотворцев".
  И в последующие века икона являла немало подобных "чудес". Одно из них ей "помогли" сотворить строители времен Ивана Грозного. По распоряжению царя в Свеноком монастыре после разгрома его литовцами была построена каменная церковь. Несколько лет спустя свод ее рухнул. Случилось это в ту минуту, когда последний участник очередного молебна покинул помещение. Монахи тут же объявили, что это богоматерь не дала упасть своду во время молебна. Каждый раз, когда Брянску удавалось отбиться от осаждавших его врагов, это приписывалось влиянию иконы. Когда же не только город, но и сам монастырь подвергался разгрому, о "чудотворной" иконе, которую в таких случаях прятали в лесу, помалкивали.
  В XIII веке, в княжение Романа, Брянск являл собой совершенно исключительную для того времени картину. Подвергались разграблению лежащие вокруг города Чернигов, Новгород-Северский, Смоленск, Курск, Москва, Владимир, а Брянск процветал, захватчики до него не добрались. Глухие леса, где не было "дороги прямоезжей", затрудняли продвижение татарских войск. Сыграло, видимо, свою роль и то обстоятельство, что Брянск в момент нашествия не представлял для завоевателей особой ценности ни как стратегический пункт, ни как объект грабежа. Зато сюда из окрестных русских городов, разоряемых татарами, устремились крестьяне, ремесленники, бояре, княжеские слуги и воины, избежавшие гибели и плена. Роман охотно привечал и этих людей.
  Позже, как и в других русских городах, "оканьнии татарове сыроядци" провели в Брянске перепись жителей и обложили их налогами. Наблюдал за сбором дани татаро-монгольский воевода - баскак. От податей и повинностей было освобождено только духовенство, которое татары пытались таким образом привлечь на свою сторону.
  Население Брянска в ту пору было весьма пестрым. На окраинах селились крестьяне, выращивавшие и сбывавшие в городе зерновые культуры, а больше овощи - капусту, репу, тыкву, огурцы. Подсобным занятием для них летом было рыболовство, а зимой - добыча пушного зверя. Ближе к центру жили ремесленники. Распространен был кузнечный промысел, выделка доспехов и оружия, гончарное, скорняцкое ремесла. Некоторые ремесленники, обладая немалыми денежными средствами, занимались ростовщичеством. В ту пору в Брянске значительно выросла купеческая прослойка. Велась оживленная торговля с Западом, в частности с Литвой. Туда вывозили меха, мед, воск, кожи, шубы, оружие. Оттуда доставляли шелк, сукно, мыло, краски, предметы украшений из драгоценных металлов. Довольно бойко шла торговля и с Ордой. Брянские купцы поставляли традиционные товары, а вывозили ткани, соль, степных коней. Роман многое сделал для укрепления Брянского княжества. В третьей четверти XIII века оно было, пожалуй, одним из самых сильных на Руси. А сам Роман пользовался большим уважением в среде князей. Не случайно летописец галицко-волынский советует князю Владимиру звать Романа "господин отче". Полоцкое вече призывало Романа для решения спора со своим князем. Татары, внимательно следившие за состоянием дел в русских землях, с опаской поглядывали на этот малодоступный для них лесной город, власть которого распространялась все дальше. Умудренный опытом, старый князь не давал татарам повода для открытого нападения на свои земли. Но ордынские властители знали другие пути для подрыва возрождавшейся силы русских княжеств. В начале 90-х годов Романа вызвали в Орду. Оттуда он не вернулся. Его постигла участь отца: по приказу хана Роман брянский был умерщвлен. Начало XIV века было для Брянска временем всяческих бед и разорений. Летописец сообщает:
  "1301. Были ветры велицы, и бури миозин грознии, и вихри сильнии, и громии страшныя, и молния, дожди велицы, яко всем человеком вострепетати и ужаснутися; и толикия быша тучи сильнии, яко единым часом точию рвы и заразы, яко бездны учиняшася. Ветри же с вихром многи церквии и домы жительские до основания исторгоша, верхи срываше и в полы храмы великия снимаше, сих немочно исчести..."
  "1302. Бысть буря велико зело, и много пакости бысть в людех: хоромы рвало и лесы ломало, и люди и скаты било. Того же лета бьгсть знамение на небеси, явися звезда на западе, луча вверх испущая, яко хвост, к полудню ниц..."
  "1305. Были громы великий и молния..."
  "1309. Мышь поела рожь, пшеницу, овес, ячмень и всякое жито, и того ради бысть дороговь велия, и меженина зла, и глад крепок по всей русской земле, и кони и всяк скот помре..."
  Стихийные бедствия дополнялись бедствиями от княжеских междоусобиц, которые после смерти Романа охватили и Брянское княжество.
  "...того же лета (1309) князь Святослав Глебович смоленский выгна братчанина своего князя Василия из Брянска и сам сяде на княжении во Брянске...
  Того же лета прийде с татары ратию князь Василий на дядю своего князя Святослава Глебовича Брянского и бысть мятеж велий во граде Брянске..."
  После убийства Романа ярлык на Брянское княжество Орда выдала находившемуся там и бывшему не у дел князю Василию Александровичу. Судя по всему, он жил с брянцами мирно. Но в 1309 году Василий поссорился со своим дядей, смоленским князем Святославом Глебовичем. Немного времени спустя тот подошел неожиданно к городу и взял его. Василий бежал. Он отправился с жалобой в Орду. Там не преминули воспользоваться представившейся возможностью добраться, наконец, до Брянска. С большим татарским войском Василий подступил к городу. Святослав решил не ждать осады, а дать бой под городом. Но едва началось сражение, как брянское войско, узнав, что татар привел Василий, вышло из битвы. Святослав остался только с небольшим отрядом смолян. Все они и он сам, в том числе, погибли.
  Однако расчет брянцев на то, что их переход на сторону «законного» князя спасет город, не оправдался. Василий не имел никакой власти над татарским войском. Ворвавшись в беззащитный город, татары начали повальный грабеж и убийства, а потом подожгли его. Нетронутыми остались только церкви, подворье татарского баскака да княжеский дворец.
  Утвердившись в Брянске, Василий с татарским войском двинулся на Карачев, где княжил Святослав Мстиславович - союзник Святослава Глебовича. Карачев был взят и разграблен. Вражда брянских и смоленских князей не утихала многие десятилетия. В 1334 году началась война между Дмитрием Брянским и Иваном Смоленским. Дмитрий раньше княжил в Смоленске, но Иван изгнал его. Удалившись и Брянск, Дмитрий собрал здесь большое войско, попросил помощи у татар и пошел на Смоленск. Город ему взять не удалось, но окрестности были разорены.
  Несколько лет спустя Дмитрия сверг двоюродный брат смоленского князя Глеб Святославович. Однако княжил он недолго. Глеб быстро восстановил против себя именитых горожан. В Брянске, как и во многих городах Древней Руси, существовало вече, с которым князь обязан был считаться. Но Глеб, очевидно, нарушил права горожан. 6 декабря 1340 года вече восстало против князя. Тщетно пытался он найти спасение в церкви. Разъяренные горожане выволокли его оттуда и, не внемля увещеваниям митрополита, растерзали.
  Дмитрий воспользовался гибелью соперника и снова занял брянский престол.


Город-крепость в лесах над  Десной Брянск Под властью Литвы, но вместе с Русью