С возникновением Киевского государства началось объединение славянских племен в единое государственное образование. К середине X века Киевская Русь распространилась на север до Ладожского и Онежского озер, а на северо-востоке - до верхнего течения Волги. Однако если в северные владения лежал открытый путь через земли племен, признававших власть Киева, то в восточный угол государства - в район Ростова и Мурома - не было прямого пути. Дорогу тут преграждали вятичи. Они же перекрывали старый торговый путь из Днепра по Десне, а после небольшого волока - в Оку и Волгу.
Первым из киевских князей в землю вятичей пришел в 964 году Святослав Игоревич. В этот первый поход ему не удалось их подчинить себе. Святославу пришлось предпринять второй поход в вятичскую землю. Лишь после этого они стали выплачивать дань Киеву. Но покорность была недолгой. Со смертью Святослава строптивые вятичские старейшины перестали собирать дань для князя. Тогда Владимир Святославович организует в 981 году поход на вятичей. "И возложи на ня дань от плуга, якоже и отец его имаше", - сообщал летописец.
Но и после этого похода вятичи не смирились со своим положением данников киевских князей. Это, видимо, и заставило киевского князя Владимира, наряду с устройством крепостей по южной границе для отпора воинственным кочевникам, ставить крепости и в вятичской земле, чтобы привести в покорность лесные племена. В 988 году Владимир "нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне; и поча набирати мужи лучшие от Славян, и от Кривич, и от Чюди, и от Вятич, и от сих насели грады". Есть все основания полагать, что именно к этому времени относится возникновение городов-крепостей по Десне: Брянска, Трубчевска, Вщижа.
Брянская крепость была заложена на нынешней Покровской горе. С запада, юга и востока она представляла собой крутой обрыв и только с севера и северо-запада требовалось укрепление ее валом и рвом. Здесь находился "княжеский двор", тут хранились различные припасы и "готовизна", собираемые зимой в качестве дани с жителей округи. Весною все это по реке отправлялось в Киев, к великокняжескому двору.
Важную роль играл Брянск и в том отношении, что он выступал как центр насаждения христианства.
Вятичи были долгое время очень замкнутым, полуохотничьим, полуземледельческим племенем. В феодальный период у них, как и у всех восточных славян, долго сохранялись пережитки, связанные с поклонением зверям, камням, деревьям, рекам. Отголоски этих верований оставались и после принятия христианства. Леса, озера, реки, болота вятичи заселяли в своем воображении "берегынями" (позднее - русалками), водяными, лешими, полесунами. Они верили, что умершие предки и в загробной жизни продолжают следить за своим родом и покровительствовать ему.
Ко времени образования Киевской Руси и принятия христианства в религиозных верованиях вятичей произошли большие изменения. Теперь они поклонялись богу молний Перуну. Был у них свой бог охоты, бог солнца и плодородия. Статуи этих богов возвышались в центре капищ, где им приносились жертвы. Медленно распространялось среди вятичей христианство. Прошло еще не одно десятилетие, прежде чем удалось отвратить их от веры в языческие божества.
Вятичи упорно сопротивлялись и установлению власти киевских князей и введению христианства. Соловей-разбойник, обитавший в Брянских лесах, был, по-видимому, одним из тех вятичских старейшин или князей, которые еще долгое время после походов Святослава и Владимира продолжали отстаивать свою независимость. Сто лет спустя после смерти Владимира I великий князь киевский Владимир Мономах "в вятичи ходихом по две зимы на Ходату и на сына его..." А еще через сто лет в земле вятичей убивают проповедника Кукшу, пытавшегося искоренять языческие обычаи.
Почти полтора века жители придеснянских лесных районов находились под властью киевских князей. Это было время быстрого развития у них феодальных отношений. В конце XI века начинается распад Киевского государства. Территория, на которой располагался Брянск, отошла к обширному и сильному Черниговскому княжеству.
Первое летописное упоминание о Брянске, как о существующем городе, относится к 1146 году. В этом году вспыхнула война между изгнанным из Киева князем Святославом Ольговичем, претендовавшим на Черниговское княжество, и черниговскими князьями Владимиром и Изяславом Давидовичами. 16 января 1146 года в битве под Карачевом черниговцы были разбиты. Но тут на помощь им подошло ополчение великого князя киевского Изяслава Мстиславовича. Святослав вынужден был бежать в Брянск, а оттуда дальше на северо-восток в глухие лесные районы. Давыдовичи тут же собрали вятичских старейшин, взяли с них клятву верности, добились обещания убить Святослава, если он вновь появится на территории между Брянском, Карачевом и Вщижем.
Но в следующем, 1147 году Святослав заключил в Москве союз с суздальским князем Юрием Долгоруким, получил от него дружину во главе с сыном Юрия Глебом, призвал на помощь половцев и напал на Черниговское княжество. Ему удалось овладеть рядом городов, в том числе и Брянском.
После этих событий о Брянске нет достоверных известий ровно сто лет. Это не значит, конечно, что он стоял в стороне от бурных событий русской истории того времени. Известно, например, что в 1156 году племянник черниговского князя Изяслава Давидовича Святослав Владимирович, недовольный своим уделом в Березове (возможно, это нынешний поселок Березовый на дороге между Брянском и Карачевом) "переехал в Щиж (нынешний поселок Вщиж) и побрал города по Десне". После смерти Святослава в 1166 году Олег Святославович Северский получает во владение четыре города. Летописец не называет их. Но есть все основания полагать, что это были Вщиж, Бёрезов, Брянск и Трубчевск.