ИСТОРИЯ ГОРОДА БРЯНСКА

Экспертное мнение


Город встал из руин и пепла


  На второй день, после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков брянские партизаны в письме товарищу Сталину писали:
  "Два года назад враг ворвался в пределы Орловской области. Он думал, что Орловская земля отныне будет навечно отдана прусским юнкерам. Он думал, что брянские леса станут достоянием немецких плутократов. Он думал, что орловские колхозники станут батраками в имениях новоявленных помещиков. Он думал, что орловские люди забудут великий свободный русский язык. Он думал - кого кнутом, кого пряником заставить работать на немца-эксплуататора. Свой трижды проклятый "новый порядок" он навязывал населению городов и сел, захваченных им. Враг просчитался. Вместе с нами борются против захватчиков и старинные брянские рощи, и глубокие реки, и чарусы на болотах, и морозы русской зимы. Нет и не будет врагу житья в наших местах! Даже прах их не будет держать наша земля, развеется он по ветру туда, на запад, в ненавистную неметчину. Мы видим день окончательной и полной победы, когда разоренные города и села снова обретут жизнь, станут лучше, краше и богаче, чем раньше, когда расцветут наши поля и луга, когда народ заживет счастливой и мирной жизнью, жизнью победителя, отстоявшего в тяжелой борьбе свое право на свободный труд и счастье".
  Жители Брянска начали восстанавливать разрушенное хозяйство еще в дни войны.
  Нам хорошо известно, что после первой мировой войны города Западной Европы в течение нескольких десятков лет: залечивали свои раны. Знаем мы, что и теперь в капиталистических странах почти не ведется никакого гражданского строительства. Примером тому может служить Лондон, в центре которого до сих пор видны развалины разрушенных бомбардировкой домов. Новых не строят. Наоборот, в городах Европы и Америки растут трущобы, все больше и больше становится бездомных, лишенных всякого крова людей. Совершенно иначе решаются эти вопросы у нас.
  6 ноября 1943 года на торжественном заседании, посвященном 26-й годовщине Октября, товарищ Сталин сказал: "В районах, где временно хозяйничали фашистские погромщики, нам предстоит возродить разрушенные города и села, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, культурные учреждения, создать для советских людей, избавленных от фашистского рабства, нормальные условия жизни. Уже теперь полным ходом развернулась работа по восстановлению хозяйства и культуры в освобожденных от врага районах. Но это только начало. Нам необходимо полностью ликвидировать последствия хозяйничания немцев в районах, освобожденных от немецкой оккупации. Это большая, общенародная задача. Мы можем и должны решить эту трудную задачу в короткий срок".
  Выполняя это указание товарища Сталина, трудящиеся города, при помощи партии и правительства, проделали огромную работу. Темпы ее нарастали с каждым годом. И с каждым годом все меньше и меньше оставалось следов тяжелой войны. Разоренный город вновь ожил. Жизнь его уверенно пошла вперед. Буквально вместе с армией и партизанами вступили в город железнодорожники. Им пришлось заново создавать полностью уничтоженное хозяйство. Сотни жителей освобожденного города с радостью пришли им на помощь.
  И скоро вновь по только что уложенным рельсам направились составы в Москву и на Украину, в Белоруссию и Прибалтику, на восток и юг нашей страны. Опять вступили в строй Московско-Киевская, Белорусская и Западная железные дороги, пересекающие в разных направлениях нашу область. Их техническая оснащенность и пропускная способность не только достигли довоенного уровня, но на многих участках и превысили его. Брянские железнодорожники стали инициаторами борьбы за гарантийную марку формирования поездов, - этой замечательной формы стахановского движения, которую подхватили работники железнодорожного транспорта всей страны.
  С каждым годом растет и крепнет большое и сложное хозяйство отделения дороги. Среди многих новостроек железнодорожного узла обращает на себя внимание постройка пассажирского вокзала на станции Брянск-1. Это трехэтажное здание, по размерам значительно крупнее довоенного, в нем вопросы удобства обслуживания пассажиров решены во много раз удачнее прежнего. Просторные, светлые, высокие залы - операционный, транзитных пассажиров и пригородного движения - могут свободно разместить сотни человек. Вокзал будет иметь прекрасный ресторан, гостиницу, читальный зал, комнату матери и ребенка, душевые установки. Внешний его вид прост, но достаточно параден и представителен для того, чтобы дать правильное представление обо всем городе. Большое значение железнодорожного узла для города нашло свое подтверждение и в том, что 73 работника транспорта избраны депутатами горсовета.
  Ежегодно осуществляемые большие работы по восстановлению и дальнейшему благоустройству города ведутся быстрыми темпами. Особенно резко эти темпы возросли после образования во второй половине 1944 года Брянской области, когда Брянск стал административным и культурным ее центром. Городская промышленность достигла и превзошла довоенный уровень.
  На месте бывшего механического завода имени Кирова развернул работу крупный завод строительного и дорожного машиностроения. Изготовляемые заводом грейдеры, асфальто-смесители, битумо-плавильные котлы, битумные насосы, асфальтоукладчики, самопогрузчики и транспортеры идут во многие районы нашей Родины. Для великих строек коммунизма завод выпускает специально сконструированные контейнеры для укладки бетона.
  Вновь осветились яркими огнями цехи фабрики имени И.В. Сталина. По-прежнему ее швейными изделиями обслуживаются трудящиеся Брянской и других областей страны. Коллектив фабрики одним из первых включился в восстановление и благоустройство родного города и отработал несколько тысяч часов.
  На прежних местах опять поднялись производственные здания мясокомбината. Часть из них еще в строительных лесах, но большинство уже работает, снабжая трудящихся своей продукцией в довоенном ассортименте.
  Возрожденный кирпично-известковый комбинат, помимо основной своей продукции - кирпича, выпускает черепицу и начинает осваивать керамические изделия - тротуарную плиту и другие.
  Более мощным после восстановления стал асфальтобетонный завод, в результате его деятельности город уже получил несколько десятков тысяч квадратных метров асфальтовых дорог и тротуаров.
  Ликероводочный завод и завод "Лесохимжир" полностью освоили свои производственные мощности, и их изделия бесперебойно поступают в торговую сеть нашей области.
  Но не только восстановлена существовавшая до войны промышленность города. Много предприятий создано заново. Работают два мотороремонтных завода: один - Министерства сельского хозяйства, второй — Министерства промышленности строительных материалов. Организован завод, дающий стране строительно-железнодорожное оборудование. Строится солодовый завод союзного значения. Обувная фабрика обллегпрома изготавливает большое количество модельной обуви. Начала работать мебельная фабрика горпромкомбината. Значительно расширилась пищевая промышленность: возникли пивоваренный и консервный заводы, кондитерская и макаронная фабрики.
  Существенную роль в экономике города играет местная и кооперативная промышленность. Используя внутренние сырьевые ресурсы и отходы промышленного производства, предприятия промкооперации и кооперации инвалидов удовлетворяют все возрастающую потребность трудящихся в товарах широкого потребления. Кооперативная промышленность Брянска производит мебель, зеркала, обувь, трикотажные и швейные изделия, древесную соломку, головные уборы, скобяные изделия, детские игрушки, тару, пищевые продукты, обслуживает население бытовым ремонтом и строительными работами.
  Говоря об областном центре, уместно сказать и о промышленности области в целом. Брянская область производит вагоны, турбины, цемент, силикатный кирпич, шифер, азботрубы, сельскохозяйственные машины, хрустальные изделия, стекло, сукна, спички, технический картон, локомобили, спирт, пеньку, сигары, сахар, стандартные дома, чугунное литье, кожу, оборудование для черной металлургии, спичечной и деревообрабатывающей промышленности, запчасти для оборудования текстильной промышленности, повозки, скипидар, смолу, деготь, шпагат, пищевые продукты. Скоро к этому перечню прибавится фанера.
  Промышленные предприятия все шире внедряют новую технику, механизируют трудоемкие работы, совершенствуют технологию. С каждым днем растет движение новаторов производства и стахановцев. В широко развернувшемся социалистическом соревновании участвуют свыше 90 процентов всех рабочих и инженерно-технических работников предприятий города.
  В послевоенном Брянске, ставшем областным центром, ежегодно проводятся большие работы по восстановлению, дальнейшему развитию и благоустройству. Город становится лучше, чем был до войны. Появляются здания и сооружения, не существовавшие ранее, для строительства которых характерно постоянное улучшение их внешнего вида, все возрастающее уменье сочетать архитектуру отдельного дома с общей архитектурой улицы, квартала и города в целом. Реконструируются и асфальтируются улицы, благоустраиваются площади, сады, парки и скверы.
  Все это строительство ведется по тщательно продуманному, разработанному на основах социалистического градостроительства, проекту. Вскоре после окончания военных действий - 1 ноября 1945 года – правительство СССР приняло историческое постановление о возрождении в первую очередь пятнадцати старейших русских городов, в число которых вошел и город Брянск. Партия и правительство сочли необходимым осуществлять восстановительные работы строго по плану. Такой план восстановления был составлен в 1946 году и утвержден Советом Министров РОФСР. В основу его положено стремление наиболее полно воплотить сталинскую заботу о человеке, сделать город здоровым, красивым, удобным для жизни, труда и отдыха советских людей.
  Ярким примером стремления создать все большие удобства для трудящихся является восстанавливаемый жилой фонд. Все время повышаются требования к качеству возводимых домов, растут темпы этого строительства. В 1944 году было построено всего 2,2 тысячи квадратных метров. И это были одноэтажные деревянные домики. А в 1950 году вошло в эксплуатацию уже 20 тысяч квадратных метров, причем в основном город получил каменные многоэтажные здания. Восстановленные после войны 250 тысяч квадратных метров жилой площади именно тем и примечательны, что условия проживания в этих домах неизмеримо улучшились. Они, как правило, обеспечиваются водопроводом, электроосвещением, канализацией, центральным отоплением, значительное количество оборудуется ваннами. Их внешний вид имеет необходимое убранство, способствующее улучшению общего вида городских улиц.
  По вечерам вспыхивают многочисленные огни, освещающие улицы города. Деревянные опоры постепенно начинают заменяться металлическими, появляется подвесное освещение. Электросеть продолжает расширяться, все больше охватывая и вновь возникаемые улицы и самые отдаленные уголки городских районов. Потребление электроэнергии увеличилось по сравнению с 1940 годом в полтора раза. Восстановленная Брянская районная электростанция (БРЭС) по своей мощности превзошла довоенную. Поселок Белые Берега превратился в культурный рабочий городок, труженики которого бесперебойно обеспечивают электроэнергией промышленность и нужды коммунального хозяйства многих городов и районных центров нашей области.
  Возросшие потребности города в воде полностью удовлетворяют насосные станции нашего возрожденного водопровода. Протяженность водопроводных линий составляет 110 процентов к довоенной, на столько же возросло потребление воды населением.
  Большое значение для нормальной жизни города имеет городской транспорт, поэтому в послевоенный период было уделено внимание увеличению автобусного парка. Помимо значительной работы по капитальному ремонту и модернизации старого подвижного состава, приобретены новые комфортабельные автобусы. Наряду с этими красивыми машинами на улицах города появились светло-серые "Победы" такси, клетчатая лента которых стала так хорошо знакома городским пассажирам. Открылись новые автобусные линии; теперь город связан ими не только с вокзалами, но и с соседними пригородными районами, соседними городами. Увеличено число маршрутов и внутри города. Банно-прачечное хозяйство стало крупнее довоенного, его сеть увеличилась на три благоустроенных новых бани.
  Все меньше и меньше ощущается огромный урон, нанесенный фашистской оккупацией нашим зеленым насаждениям. Сады, парки и скверы, возрождаясь, становятся значительно лучше и благоустроеннее прежних, создаются новые; оголенные войной улицы покрываются заново посаженными многолетними деревьями. Снова стоят на прежних местах все мосты через реку Десну. С первых дней возникновения советской власти жители города мечтали о постройке мостов через овраги Верхний и Нижний Судки. После войны эта мечта сбылась. Два больших широких асфальтированных моста соединили разрозненные городские участки прямой магистралью - улицей Фокина - в один общий массив.
  Ежегодно увеличивается число улиц и площадей, покрытых асфальтом. Регулярно проводятся большие работы по реконструкции проездов и тротуаров на важнейших направлениях движения. Благодаря этому город приобретает все более культурный вид. Асфальт дорог, тротуары, окаймленные четкими линиями бордюров, яркая зелень газонов, тенистые кроны деревьев, молочно-белые шары освещения в сочетании с новыми домами делают его улицы опрятными и нарядными.
  С ростом материального благосостояния трудящихся растет и число магазинов. Размещаются они в помещениях, специально для них добротно и удобно отделанных, внутреннее оборудование их сделано так, что привлекает покупателей своим видом. Особенно это присуще специализированным магазинам, которых в городе становится все больше и больше: росглавкондитер, электросбыт, книжные, готового платья, культтоваров, ростекстильшвейторг, главунивермаг, художественных изделий, мясной, рыбный. В магазинах всегда людно, много разнообразных товаров, чувствуется, как возросла покупательная способность населения, как окрепла советская торговля.
  Огромная забота партии и правительства о нуждах трудящихся ярко проявляется в расширении и улучшении лечебной помощи населению. Больничных учреждений сейчас более 20. Сеть медицинского обслуживания продолжает развиваться: в городе строятся еще четыре лечебных здания. Имеются многочисленные высококвалифицированные медицинские кадры, в их числе работают и заслуженные врачи республики.
  Ни в одной стране мира нет такой заботы о матери и ребенке, как в нашей советской стране. Когда подымаешься по улице Ленина, невольно обращаешь внимание на светлый приветливый дом со стройными колоннами, хорошо видный за узорным рисунком металлической ограды среди зелени деревьев и цветочных клумб - это родильный дом. В том внимании, с которым отнесся город к этому зданию, чувствуется безграничная любовь советских людей к детям.
  Возрождаются и строятся вновь детские сады и ясли. Такая же забота проявляется и о воспитании подрастающего поколения. В Брянске работает 30 школ. В них обучается 15 тысяч человек. Для молодежи, которая в условиях Отечественной войны не смогла получить нормального образования, организованы дневные и вечерние школы рабочей молодежи. Кроме того, город имеет два техникума — строительный и железнодорожный, школу руководящих колхозных кадров, фельдшерско-акушерскую, музыкальную, школу машинистов, железнодорожное училище, несколько школ ФЗО и ремесленных училищ, Строится торгово-кооперативный техникум.
  В 1950 году отметил свое двадцатилетнее существование Лесохозяйственный институт. Вновь широко развернул он свою деятельность. Сейчас он имеет лесхоз, по-прежнему являющийся учебно-научной и производственно-показательной базой института, два дендрологических сада, мичуринский сад, четыре питомника, метеорологическую станцию, ряд научных лабораторий. Организован также уголок живой природы по лесной энтомологии и биологии птиц и зверей. В учебно-опытном лесхозе создано клеточное звероводство, воспитываются уссурийские еноты. Институт оказал помощь в акклиматизации в лесах Брянской области нескольких пород ценных зверей: бобра, ондатры, белки-телеутки, енота, выхухоли. Организованы и проводят занятия 18 кафедр. Значительное внимание уделяется составлению и изданию учебников и пособий. Коллектив института проделал большую работу по перестройке учебного процесса на основах передовой мичуринской биологической науки.
  После постановления Совета Министров и Центрального Комитета ВКП(б) в октябре 1948 года о полезащитных насаждениях институт активно включился в изучение и практическое освоение этого вопроса, всемерно развивая содружество науки и производства и ставя своей задачей проведение в жизнь великого сталинского плана преобразования природы. Была осуществлена помощь областным организациям в деле защитного лесоразведения в Брянской области.
  Профессорско-преподавательский состав института выполнил более пятидесяти научных работ, издано несколько выпусков "Трудов института", десять сборников и пятнадцать брошюр.
  Выполняя свою задачу по подготовке высококвалифицированных специалистов лесного хозяйства, институт не только окреп, но и стал в настоящее время двуфакультетным вузом союзного значения, имеющим самый крупный лесохозяйственный факультет среди других лесохозяйственных и лесотехнических вузов нашей страны.
  Руководствуясь указаниями товарища Сталина и постановлениями ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, большевики Брянщины проводят большую работу по вооружению кадров всех отраслей хозяйства и культуры марксистско-ленинской теорией.
  Большую роль в этой работе играют созданные в Брянске 9-месячные партийные курсы и вечерний университет марксизма-ленинизма при горкоме партии с двухгодичным сроком обучения, в которых сотни партийных и советских работников настойчиво овладевают учением Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.
  После войны из года в год непрерывно поднимается уровень обеспечения культурных потребностей населения города. Работает 14 профсоюзных клубов, строятся вновь: Дворец культуры железнодорожников – огромное четырехэтажное здание с тремя залами, с механизированной сценой, клубы завода дорожных машин, облпромсовета, общества глухонемых. В библиотеках города имеется более 600 тысяч книг. Возрожден областной краеведческий музей.
  Прочно вошло в быт городского населения кино. Выстроено два новых кинотеатра, все клубы имеют свои киноустановки, работает значительное число кинопередвижек. Новые картины демонстрируются одновременно с выпуском их на экраны столицы.
  Восстановленный драматический театр стал во много раз лучше прежнего. Это монументальное здание является теперь украшением города. Восемь мощных колонн поддерживают парадный фронтон главного портика, наверху которого, четко вырисовываясь на фоне неба, стоит скульптурная группа партизан. Вечером, когда портик освещается верхним светом, еще эффектнее выглядит это красивое здание. Хорошо отделан театр внутри, особенно зрительный зал. Его расцветка, состоящая из сочетания белой, светлопалевых красок и розовых тонов в покраске стен, дополняется бронзовым рисунком на ярусах балконов и красной обивкой удобной лакированной мебели и такого же цвета занавесом. Насыщенность светом, который сливается с теплыми цветами отделки стен, бархатом мебели и занавеса, блеском волоченных бра и игрой переливов на хрустале люстр (кстати, изготовленном на одном из заводов области - Дятьковском хрустальном) - создает яркий и выразительный архитектурный ансамбль богатого театрального помещения.Театр обеспечен сложными современными техническими устройствами и оснащен необходимым сценическим оборудованием, позволяющим работающему в нем коллективу осуществлять самые сложные постановки. Театр пользуется популярностью у горожан. Открыл свои двери для юных зрителей детский театр. Выстроен летний театр на шестьсот мест. Его нарядное здание помещается в городском саду. За два года гитлеровские оккупанты уничтожили все постройки сада и даже заборы, кустарники и цветники, вырубили деревья. Теперь городской сад создан заново. Садовые сооружения тщательно выполнены, их внешний вид своими приятными формами ласкает глаз, они обеспечивают удобство для посетителей. Сад заслуженно стал любимым местом отдыха.
  Тут же, рядом с садом, разместился стадион. Он хорошо благоустроен и регулярно обслуживает население и зимой, когда на его ноле проводятся встречи хоккеистов, конькобежные и другие состязания, и, особенно, в летнее время, когда футбольные игры и ряд иных физкультурных выступлений собирают тысячи зрителей на его трибунах. Таким же успехом пользуется у любителей спорта и водная станция, красная черепичная кровля которой с небольшой стройной башенкой ярким пятном выделяется на зеленом фоне Заречья и хорошо видна из нагорной части города, удачно замыкая собой перспективу Советской улицы.
  В восстановленном здании почты, знакомом жителям Брянска еще по довоенному времени, вместо прежней несовершенной телефонной станции разместилась мощная, полностью механизированная АТС.
  Радиоузел передает свои программы не только по трансляционной городской сети, но и через московские станции по эфиру. Число абонентов против довоенного возросло в десять раз.
  Большевистская партия и советское правительство проявили большую заботу о создании печати и организации базы для ее быстрого развития. В Брянске создано полиграфическое производство, оснащенное передовой современной техникой.
  Выходят областные газеты — "Брянский рабочий" и "Брянский комсомолец".
  Книжное издательство выпускает альманах "Край родной", "Блокнот агитатора", книги и брошюры о передовиках промышленности и сельского хозяйства, по истории городов Брянской области, о партизанском движении на Брянщине, книги стихов местных авторов.
  Брянск оказывает огромное направляющее и организующее влияние на развитие культуры всей области. Здесь ежегодно проходят олимпиады художественной самодеятельности трудящихся, выставки художников, научные сессии, спортивные состязания и т.д.
  За послевоенные годы город значительно вырос. Его промышленность, многообразное городское хозяйство, быстрые темпы развития требовали большей оперативности в руководстве. Учтя эту вполне назревшую необходимость, партия и правительство создали в городе три района - Советский, Володарский и Фокинский. Это приблизило руководство непосредственно к предприятиям, сделало его более гибким и конкретным и создало все предпосылки к дальнейшему росту города.
  ... Бегут пути-дороги по родной стране. Много на этих путях лежит городов. Идут поезда и мимо Брянска. Раскинувшись на крутых берегах Десны, высоко поднявшись на холмах, хорошо виден он со стороны вокзалов. Перед взорами тысяч пассажиров наш город встает ночью гирляндами многочисленных огней, вытянувшихся вдоль реки и круто взбегающих лентами улиц на взгорье. Весенним днем из окон вагона он предстает в цветущей зелени садов, покрывающих склоны гор, из этих садов поднимаются в нарядной окраске дома. Это возрожденный из руин и пепла усилиями трудящихся, руководимых большевиками, старинный русский город Брянск.


* * *

  Брянск, где сосредоточены все областные партийные, советские и общественные организации, направляющие развитие экономики и культуры и возглавляющие всю общественно-политическую жизнь Брянщины, будет и в дальнейшем развиваться как политический, культурный и административный центр области.
  Город полон многочисленными лесами строек. Среди них многоэтажные жилые дома, административные здания, вокзал, клубы, Дворец культуры, школы, техникумы, лечебные и детские учреждения, магазины. Уже сегодня явственно проступают черты нового завтрашнего Брянска. Они видны в перекинутых через глубокие овраги широких мостах, создавших совершенно прямую магистраль - улицу имени Фокина - будущую главную улицу города, видны в торжественной колоннаде театра, в утопающей в зелени благоустроенной Советской улице, в возрожденных парках и скверах, в реконструируемых площадях, во все увеличивающемся числе красивых и удобных многоэтажных жилых домов и в ряде других новостроек, количество которых растет с каждым годом.
  На очереди в ближайшее время стоит решение таких крупных градостроительных вопросов, как газификация, создание троллейбусного движения, общегородская канализация, завершение ансамблевой застройки центральной части города, дальнейшее развитие внешнего благоустройства.
  Восстановительный период в строительстве города закончился. Теперь началась его реконструкция, его переделка, создание того нового города, который предусмотрен утвержденным правительством генеральным проектом планировки и застройки.
  Если в восстановительный период строительство велось на отдельных разрозненных участках, свободных от застройки и не требующих сноса, - и это оправдывалось экономическими соображениями, то теперь, когда полностью определилась структура застройки города, в основу дальнейшего строительства положено главное правило советского градостроительства – комплексная ансамблевая застройка, которая должна решаться уже за счет сноса малоценных старых домов, а в отдельных случаях и домов, которые мешают новой застройке, независимо от их износа.
  В целях повышения экономичности города намечается максимальное сокращение одноэтажного государственного строительства, требующего больших территорий и, следовательно, удорожающего стоимость коммуникаций обслуживания (водопровода, канализации, электролиний, дорог и прочего). Из этих же соображений предусматривается помимо увеличения процента многоэтажного строительства повышение плотности застройки.
  В свете этого вопроса особенное значение приобретают такие мероприятия, способствующие увеличению объемов строящихся объектов, как кооперирование застройщиков.
  Первый проект плановой застройки города был составлен в 1930-1931 годах. Этот документ был еще далеко не совершенен, носил ориентировочный характер, страдал во многом свойственной тому времени гигантоманией и являлся скорее теоретической работой, нежели реальным планом.
  Но во всяком случае разработкой этого плана были выявлены основные принципиальные вопросы: было установлено, что исторически сложившаяся планировочная структура города не требует резких изменений, были намечены основные пути равномерного распределения культурно-бытовой сети, использования природных условий, организации квартальных пространств.
  В той или иной степени эти положения были использованы при дальнейшей разработке генерального плана в 1946 году. В настоящее время по указанию правительства составлен новый уточненный проект планировки и застройки города, который учитывает фактические изменения, происшедшие в послевоенный период, опирается на новые последние положения градостроительной науки, имеющие в виду более совершенный, экономичный характер застройки города, повышенные требования к его культуре и архитектурному облику.
  Осуществление проекта реконструкции города рассчитано на 20 лет, то есть до 1970 года. Работы разбиваются на две очереди по десятилетиям. На этот срок рост города предусматривается до 130 тысяч населения.
  Как известно, основой для экономического развития города является промышленность. "... Индустрия есть основа, начало и конец социализма", - говорил И.В. Сталин. Брянск и далее будет развиваться, как город индустриальный.
  В городе имеется в виду создание новых предприятий машиностроительной, строительных материалов, пищевой и легкой промышленности. В этом отношении дальнейший рост сильно развитого брянского железнодорожного узла также играет значительную роль.
  Во многом способствует укрупнению города и намеченная к увеличению учебная сеть. Помимо лесохозяйственного института вновь должны быть созданы еще два: педагогический и сельскохозяйственный; пять техникумов: торгово-кооперативный, физкультурный, медицинский, музыкальный и культпросветработников. В несколько раз возрастет количество школ и спецучилищ. Контингент учащихся увеличится вдвое и будет более тридцати тысяч.
  Город должен получить около 700 тысяч квадратных метров новой жилой площади. Большого развития достигнет сеть детских учреждений: садов и яслей необходимо будет построить свыше пятидесяти. Появятся новые больницы, амбулатории и поликлиники. Клубы, кинотеатры во всех районах города, цирк, филармония, краеведческий музей, Дворец пионеров, Дом книги, Дом печати, Дом работников искусств, библиотеки пополнят число культурно-просветительных учреждении города.
  Многократно расширится автобусный парк и появится новый вид городского усовершенствованного транспорта - троллейбус. Троллейбусная линия, пройдя через улицу Фокина, соединит центр с вокзалами Брянска-І и Брянска-ІІ, пойдет в Бежицу, а вторая очередь обслужит нижнюю часть города - улицу Калинина, затем, постепенно развиваясь, дойдет в Володарском районе до нового завода дорожных машин (на месте бывшего завода имени Урицкого), а в Фокинском районе — до мясокомбината.
  По другим многочисленным городским, пригородным и междугородным маршрутам пойдут автобусы. Их будет курсировать на линиях города до 60. Парк троллейбусов должен быть обеспечен 100 машинами.
  Покрытие твердой одеждой дорог и улиц (в том числе и асфальтом) должно возрасти с 32 процентов до 100. В десять раз намечается увеличить общегородские зеленые насаждения и, в первую очередь, сады, парки и скверы. В среднем потребление воды достигнет 150 литров в сутки на человека. Сеть водопровода охватит весь город. Исчезнут с улиц водоразборные колонки, появится водопровод в самих домах. Канализация должна быть создана заново и притом для всех районов города - для Советского, Фокинского и Володарского. Мощные и совершенные очистные сооружения, построенные в южной части города, будут все городские сточные воды сбрасывать за городом в Десну в очищенном виде.
  Электросети получат много новых линий и значительно увеличат свою протяженность. Особое внимание обращается на замену воздушных трасс кабельными.
  Заканчивается проектирование газификации города.
  Неизмеримо поднимается общая культура внешнего городского благоустройства. Это предусматривается в способах и степени очистки города, в удалении воздушных проводок связи и электропитания с улиц и площадей, в установке металлических оград и опор освещения, в устройстве ливневой канализации, в усовершенствовании и развитии архитектуры малых форм - киосков, павильонов, фонтанов, садовых скамеек, реклам и прочего, в красоте и тщательности обработки новых скверов, бульваров, набережной и во многих других моментах, которые формируют внешний облик города.
  Как же решена планировка города в разработанном проекте его реконструкции? Как будет выглядеть город в будущем? Эта двадцатилетняя перспектива рисуется так.
  Всякий пассажир прежде всего обратит внимание на вокзал. Его фасад высоко поднялся над площадью, которая, помимо того, что покроется асфальтом, будет оборудована газонами и цветниками с фонтаном. По проекту она должна быть застроена с правой и левой стороны трехэтажными домами, в том числе — гостиницей. Сторона, обращенная к городу, огражденная перилами, лестницей соединится с берегом реки, откуда до центра города предусматривается пассажирское сообщение речными катерами.
  Вокзал свяжется с центральным - Советским - районом троллейбусным сообщением. Преддверием этого района явится въездная площадь, куда приведет с вокзала заасфальтированная дамба. Отсюда идут дороги к центру: по нижней части города (улице Калинина) и по взгорью (через склоны Некрасовской улицы) на главную магистраль - улицу Фокина; третья дорога поворачивает направо и ведет в урочище "Соловьи", где разместится центральный парк культуры и отдыха. Сама площадь обстроится новыми зданиями, часть из них создастся на базе существующих, путем их реконструкции и надстройки.
  По улице Калинина, на правой стороне, запроектированы новые двухэтажные жилые дома. В зелени гор над ними, по склонам улицы Иванова, будут разбросаны белые пятна коттеджей с красными шапками черепичных крыш. За рекой, на левом ее берегу, протянется полоса леса - живописные аллеи. Чем ближе к центру, - плотнее застройка с трехэтажными домами по углам кварталов. Не видно будет прежних одноэтажных домиков, забудутся скелеты разрушенных коробок и неуютные пустыри - следы фашистской оккупации. Неуклюжие деревянные телеграфные и осветительные столбы исчезнут с улиц. Не видно будет паутины проводов. Телефонные и телеграфные линии уйдут под землю. Своих деревянных собратьев заменят красивые и стройные металлические опоры уличных фонарей и шары подвесного освещения.
  Центр нижней части города разместится там, где сейчас рынок. Здесь откроется широкая площадь. Среди зелени нового сквера будет, возвышаться памятник героям, освобождавшим город в Великую Отечественную войну. Место старого собора на горе займет большое общественное здание, широкой лестницей соединенное с площадкой сквера.
  Неправильная в прошлом застройка Брянска, города, стоящего на реке, фактически лишила его возможности пользоваться этим природным богатством. Берега реки, застроенные всякими сараями, складами, мастерскими и захламленные, были недоступны населению. Теперь этот недостаток устраняется. На берегу Десны, напротив Советской улицы, разместится станция речного трамвая, ниже по течению протянется в далекую перспективу металлическая ограда приречного бульвара по улице Набережной, которая станет одной из красивейших жилых улиц города, любимым местом отдыха горожан.
  Игнорировались в прежней застройке и другие природные данные. Совершенно не был использован такой богатый природный фактор, как холмистый рельеф города. Проект нового Брянска предусматривает полное использование этой естественной красоты прибрежных нагорий.
  Против выстроенного недавно трехэтажного дома на углу улиц Советской и Калинина возникнет такое же трехэтажное здание. Эти два дома дадут собой начало парадно-пешеходной аллее, в которую превратится Советская улица. Движение автотранспорта отсюда будет переведено по вновь создаваемым двум диагональным проездам на улицы имени Ленина и Максима Горького. Образующийся между ними и улицей имени Луначарского треугольник превратится в садовый партер, в котором по трассе Советской улицы протянется парадный подход к центральной нагорной части города. Удобные лестницы в сочетании с площадками, водными бассейнами, фонтанами и каскадами представят из себя как бы парадный вестибюль центра города. Дальше бульвар зеленой лентой ляжет по улице имени Луначарского между двумя Судками-оврагами. Нагорная часть города застраивается четырех-пятиэтажными домами. Здесь начинается большой город. Эта его фасадная часть хорошо будет видна с прибрежья реки и из районов, лежащих в заречье. Отсюда с баллюстрадной террасы бульвара открываются дорогие сердцу виды русской природы, далеко раскинувшиеся в пойменных просторах с синей дымкой леса на горизонте, с множеством огней железнодорожных узлов, с привычными силуэтами промышленных зданий, крепко и навсегда вошедших в пейзаж нашего края.
  Довоенному Брянску свойственно было отсутствие четко выраженного центра, что приводило к нарушению стройности и цельности его застройки, делало его архитектурно безликим. Однако известно, что красоту и выразительность определяет именно правильное решение основного стержня города, каким и явится центральная площадь и главная улица, связанная с "вестибюлем" города - привокзальной площадью. Это учтено в новом проекте.
  Через круглый сквер на площади имени Карла Маркса, всегда полный прохлады и природного уюта, можно будет попасть на большую красивую площадь. Тут будет сердце города - его административный центр. На перекрестке улиц имени Фокина и Советской ляжет четкий квадрат асфальта, обрамленный монументальными зданиями. Их завершит высокая стройная башня на главном здании площади. Эта площадь предназначается для демонстраций, праздничных парадов, митингов. Здесь должны быть сооружены трибуны. Своим нижним основанием эта народная площадь войдет в широкую, тридцатишестиметровую, видную из конца в конец, новую магистраль - главную улицу города – улицу имени Фокина. Улица застроится четырех-пятиэтажными домами с магазинами в первых этажах. Завершается она в обоих своих концах районными площадями - на пересечении с улицей Красноармейской и улицей 3-го Июля. Отсюда, мимо кинотеатра имени Демьяна Бедного, проектируется постройка автомобильно-троллейбусного спуска по склонам улиц Некрасовской и имени Иванова до улицы имени Калинина, где трасса переходит в Октябрьскую дамбу, связывающую город с вокзалом станции Брянск-І.
  Улица имени Ленина в своей центральной части будет также застроена многоэтажными домами, и ей будет дан выход непосредственно к берегу реки на набережную. Замыкающие ее в настоящее время на улице имени Калинина ветхие постройки намечаются к сносу.
  Существующая площадь перед Домом Советов с театром сохранится и явится аван-площадью административной парадной площади города. Находящийся на ней памятник Ленину будет реконструирован, облицован естественным камнем, улучшится и благоустройство окружающего его цветочного сквера.
  Неузнаваемо изменятся улицы по берегам Верхнего и Нижнего Судков - Топальская и Пролетарская. Первая пройдет от Октябрьской до улицы имени Луначарского, вторая явится продолжением существующей Пролетарской улицы вплоть до выхода ее на улицу имени Калинина. Обстроенные новыми двух-трехэтажными домами, они будут хорошо оформлять общую застройку центральной части Советского района при въезде в нее со стороны мостов через овраги.
  Ничто не содействует в такой степени красоте города, как обилие зеленых насаждений; поэтому большое внимание уделяется развитию городской зелени в новом Брянске. В первую очередь проектируется расширение существующего городского парка Советского района за счет вывода отсюда стадиона в другое место.
  У вновь создаваемой площади, при стыке улиц имени Фокина с Красноармейской, на базе отрогов оврага Нижний Судок должен быть создан физкультурный парк, куда и будет, перенесен стадион. Для его сооружения предполагается использовать склоны оврага, превратив их в трибуны, а дно при соответствующем устройстве и подготовке - в поле стадиона. Такое решение, основанное на использовании природного рельефа, гораздо экономнее по сравнению с устройством железобетонных трибун и выгодно с точки зрения архитектурных возможностей.
  Помимо этого, реконструкция и расширение скверов на улице 3 Июля и на Красноармейском большаке превратит их в два хороших районных парка, призванных обслуживать население многочисленных прилегающих к ним густонаселенных кварталов.
  На левом берегу Десны, напротив центральной части города, там, где до войны была так называемая "Бабаева роща" - от железнодорожного пригородного вокзала до места впадения Снежки в Десну, на площади около 100 гектаров, намечается создание лесо-парка с организацией здесь городского пляжа и водно-спортивной базы. Стометровая прогулочная полоса - аллея – отсюда пойдет по берегу реки вплоть до Октябрьского моста и привокзальной площади. Отводится под лесопарк и площадка около Октябрьской дамбы. Намечено также восстановление сада на Покровской горе.
  В одном из живописных мест города, в урочище «Соловьи», на его взгорье и склонах, выходящих к реке, - в период второй половины реконструктивных работ начнет создаваться Центральный парк культуры и отдыха. Полная обеспеченность к тому времени всеми видами транспорта сделает его доступным для всех районов города, а прекрасные природные условия, подкрепленные высокой степенью благоустройства и культуры, сделают будущий парк любимым местом отдыха трудящихся.
  Большую роль в повышении степени озеленения города сыграет ликвидация построек в оврагах (Верхний и Нижний Судки) и обсадка их кустарниками и деревьями.
  Если к этому прибавить новое уличное озеленение, устройство газонов, реконструкцию существующих садов и скверов, в которых деревянные ограды будут заменены металлическими, появятся новые фонтаны, скульптуры, если учесть вновь создаваемые скверы и бульвары, о чем говорилось ранее, - то перед нами предстанет довольно полная картина будущего озеленения города. Эти мероприятия не только во многом оздоровят его, но и сделают еще более нарядным и уютным.
  Предполагается установить значительное количество памятников, монументов и скульптур. Такими местами, наиболее значимыми в композиции города, намечаются: пересечение улицы Советской с улицей имени Калинина на площади перед входом во вновь организуемый прибрежный сквер; центральная площадь, где монумент должен быть архитектурно увязан с трибунами; сад Покровской горы, хорошо обозреваемый со многих точек города; пересечение улицы Советской с бульваром на улице имени Луначарского; сквер имени К. Маркса; сквер имени Кирова; въездная площадь у начала Октябрьской дамбы; площади, завершающие улицу имени Фокина, и Привокзальная.
  Неповторимый индивидуальный облик сообщают городу памятники старины. Они напоминают об его историческом прошлом, придают ему национальный колорит. Поэтому произведения прошлого должны быть тщательно сохранены.
  Если мы перенесем свое внимание к Володарскому району, то и здесь обнаружим много нового, также целесообразно формирующего его облик. В памяти у многих еще сохранились названия разбросанных здесь разрозненных поселков: "Чичеринский", "Урицкий", "Боровский", "Толстовский", "Мамоново поле", "Полпинские выселки" и даже "Бисова гора" и "Зеленые елки". Новый генеральный план решает все это, как один общий жилой комплекс. Застройка в основном намечается поселкового типа, но районный центр и прилегающие к нему кварталы, а также магистральные улицы оформляются двух- и трехэтажными зданиями. Центральная площадь района будет создана на пересечении улиц Коминтерна и имени Клары Цеткин. Главной улицей Володарского района должна стать улица Коминтерна. В конце улицы Никитинской намечается создание большого парка и стадиона. Новые парки и скверы предусматривается организовать также на улице Коминтерна, возле выстроенного клуба железнодорожников, и в некоторых других местах.
  Все то новое, что заложено в проекте застройки Советского района, свойственно также и Володарскому району. Развитие садоводства в сочетании с общегородской зеленью уличных посадок, скверов и парка придаст этому району характер большого поселка-сада.
  Так же в основном будет выглядеть и Фокинский район. Конечно, его положение в общем плане города и его сложившаяся внутренняя планировка придают ему свои индивидуальные черты. Несмотря на это, новая его планировка сделает застройку района компактной, упорядочит ее былую хаотичность и разбросанность. Когда-то далекий уголок, где на песчаных буграх поселилось несколько семей железнодорожников, из-за этих песчаных "гор" и оторванности от основной застройки назвали в шутку "Кавказом". Неофициально это название сохранилось и теперь, но уже это не далекий "Кавказ", а густо заселенный район, полностью соединившийся с остальными жилыми кварталами, имеющими значительное количество двух- и трехэтажных зданий. Среди них – железнодорожный техникум, железнодорожное училище, клуб, детский сад, жилые дома. Еще благоустроеннее станет этот район в будущем.
  Главная магистраль района легла прямой лентой, уходящей в зеленую массу густых брянских лесов. Она будет обстроена по обеим своим сторонам новыми двухэтажными домами и хорошо озеленена в виде аллей-бульваров, что позволяет сделать ее большая ширина. Такими же двухэтажными домами будут застраиваться улицы Партизанская и имени Дзержинского.
  На улицах имени Слепнева и Чапаева предусматривается постройка домов в три этажа. Здесь же на пересечении улиц имени Дзержинского и имени Чапаева, где сейчас строится четырехэтажное здание Дворца культуры, организуется центральная площадь района. Ее с главной магистралью - улицей Ново-Советской – соединит широкий бульвар. Существующий большой зеленый массив, расположенный на запад от Дворца культуры, будет пополнен новой зеленью, значительно расширен. Здесь разместятся районный стадион и парк при Дворце культуры.
  Автобусы и троллейбусы свяжут воедино все три населенных массива в один большой красивый город, который возникает на наших глазах не на принципе простого восстановления старого, а на принципе переустройства, создания нового города социалистической эпохи.
  Еще в 1943 году Михаил Иванович Калинин определил задачу: "Врагом причинены нам огромные разрушения. Некоторые города почти полностью уничтожены и их придется заново отстраивать. И вот невольно возникает вопрос - как строить? Можно ведь просто возводить здания на основе старой планировки, а можно произвести и новую перепланировку. Нам кажется, что к этому делу должны быть приложены все творческие силы наших архитекторов и строителей, прежде всего, должна подвергнуться пересмотру целесообразность старой планировки. Могут возразить, что новая планировка городов сильно усложнит и даже задержит строительство и что это мероприятие довольно дорого обойдется. Вполне соглашаясь с этим, я все же думаю, что это необходимо сделать. Ведь города строятся на столетия и поэтому особенно важна их целесообразная планировка". (М.И. Калинин. "Большая общенародная задача", «Известия» от 10 декабря 1943 года).
  Вот на основе такой целесообразной планировки возникает Брянск, как город, экономно застраиваемый, хорошо благоустроенный, удобный и красивый, в создании которого средства архитектуры играют одну из основных и решающих ролей, так как произведения архитектуры всегда окружают человека - и в доме, и на улице, и в общественных местах, и в парке, являясь средой, в которой он постоянно живет, трудится и отдыхает.
  Памятники архитектуры исстари были выразителями достоинства, силы и величия государства. В нашем народе к этим чувствам присоединяется гордое сознание, что все это принадлежит самому народу, создающему под руководством партии и Советского правительства новый, красивый, благоустроенный город.
  Огромная созидательная работа по восстановлению и реконструкции областного центра еще раз подчеркивает, что вся политика партии и советского государства проникнута идеями мира, вся деятельность народа направлена на благо и процветание нашей великой, могучей и прекрасной Родины, в крепкую семью которой входит и Брянск - старейший русский город, заново рождающийся в сталинскую эпоху.


Сквер у памятника В.И. Ленину
Сквер у памятника В.И. Ленину

Улица имени Карла Маркса
Улица имени Карла Маркса

Площадь имени Ленина
Площадь имени Ленина

Здание отделения дороги в Фокинском районе
Здание отделения дороги в Фокинском районе

Новый клуб железнодорожников в Володарском районе
Новый клуб железнодорожников в Володарском районе

Администативное здание на площади Карла Маркса
Администативное здание на площади Карла Маркса


Оккупация города немецко-фашистскими захватчиками. Брянские партизаны. Прием партизан И.В. Сталиным Брянск. Историко-экономический очерк Брянск. Историко-экономический очерк