19 августа Святая Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Об этом событии весьма сходно повествуют все три синоптических Евангелия (Мф. 17, 1; Мр. 9, 2; Лк. 9, 28).
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий.
Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: "Вы за Кого почитаете Меня?" - апостол Петр ответил: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго" (Мф. 16, 15-16). Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: "Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою" (Мф. 16, 22). По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они - апостолы Петр, Иаков и Иоанн, "хотели быть с Ним и во время предания Его", приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились и не устрашились, когда наступит час Его страданий. И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег.
С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: "Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте". Но почему мы совершаем этот праздник именно 19 августа? О времени Преображения Господня на горе Фавор Евангелие не говорит однозначно (Мр. 17, 1- 9). Существует церковное предание, по которому Преображение Господне совершилось за 40 дней до Крестных страданий и смерти Спасителя.
По нашему церковному календарю праздник Преображения назначен за 40 дней до Крестовоздвижения, как бы образуя особый цикл. Преображение и по внутреннему, глубинному смыслу связано с ожиданием страданий, предсказанием о них. Господь показал апостолам Свою Славу, чтобы они, видя Его распятым, уразумели, что это "страдание вольное". Между Спасителевым крещением и распятием стоит преображение, которым он явлен как Господь Ветхого и Нового Заветов и заново засвидетельствован как Сын Божий. Так незадолго до Голгофского Креста засвидетельствовано Божество Господа Иисуса, а тем самым и спасение мира, потому что только Бог может спасти мир от греха, зла и смерти.