27 января 2011 года в Суземском районе Брянской области был поднят со дна реки уникальный артиллерийский тягач "Сталинец", затонувший в Неруссе в 1941 году. По воспоминаниям очевидцев, водитель трактора не оценил толщину льда, и машина ушла под воду. Трактор-тягач, принадлежавший 13-ой армии, был доставлен на завод "Брянский Арсенал" для реконструкции.
Первый подъем трактора пыталась осуществить поисковая группа из Смоленска в 70-х годах прошлого века, однако попытка не увенчалась успехом – за многие годы девятитонный "Сталинец" успел погрузиться в воду на 4 метра и был полностью занесен песком.
Вторую попытку вытащить трактор на сушу предприняли москвичи. В течение недели водолазы обследовали дно, с помощью эхолота обнаружили точное местонахождение тягача С-65, размыли грунт, привязали трос к крюку. Однако в первый же день 4 раза лопался трос, используемый для буксировки, видимо, слишком тонкий для многотонного груза, погруженного в песок и московские специалисты оставили эту затею.
Бог любит Троицу. Третья попытка, осуществленная специалистами МЧС с помощью специализированной техники МЖД, увенчалась успехом.
Трактор-тягач С-65 находка довольно редкая. Эту модель выпускали на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. С-65 стал первым советским серийным дизельным трактором. Всего завод выпустил 37626 машин, из них в действующей армии использовалось всего 669 штук. С началом Великой Отечественной войны С-65 использовали для буксировки орудий большой мощности, эвакуации подбитой техники, установки понтонных мостов.
За каждый трофейный трактор военнослужащий Германии мог получить Железный Kpeст или недельный отпуск домой.
После того, как 70-летнего "утопленника" удалось достать, его тут же отправили на Брянский «Арсенал». Задача перед заводчанами стояла непростая: вернуть машину к жизни. А для этого её сначала пришлось полностью разобрать - до последнего болтика. Затем каждую деталь сотрудники «Арсенала» вычистили от грязи, вымыли до блеска. Большинство деталей даже прошли дробеструйную обработку: только так удалось отбить с них всю ржавчину. Собрали снова, но мотор заводиться отказался. Тогда пришлось брянским рабочим обратиться за помощью в Челябинск. Оттуда брянским мастерам прислали уникальные чертежи сборки "Сталинца". Благодаря этим документам, заводчанам удалось понять, что в моторе не достает одной детали. Разобравшись в причине поломки, брянчане обратились за недостающей деталью к ярославским коллегам, которые выполнили "спецзаказ". Эта деталь и стала последним кусочком сложнейшей головоломки. Мотор завёлся. А значит, тягач был готов к окончательной сборке и покраске. Сейчас реконструкция полностью завершена: трактор на ходу, хоть сейчас в бой - буксировать артиллерийские орудия, вытаскивать застрявшие в грязи танки и т.д.
Уже 16 марта 2011 года "Сталинец" принял участие в выставке техники предприятий региона. Образцы своей продукции на площадях Ленина и Театральной выставили Клинцовский автокрановый завод, Брянский автозавод, Брянсксельмаш, Брянский Арсенал, фирма "Амкодор", "Брянсксельмаша".
Вначале говорили о том, что после реконструкции машина займёт место в музее военной техники на Партизанской поляне. Однако очень не хочется, чтобы его раз и навсегда оставили неподвижным. Главная его прелесть - в движении.