БРЯНСК

Экспертное мнение


ДОМ ГЕНЕРАЛ-ДИРЕКТОРА БРЯНСКОГО АРСЕНАЛА


Дом генерал-директора Брянского Арсенала   Год постройки: 1898 г.
  Адрес: г. Брянск, ул. Покровская Гора, д. 3.

  На территории бывшей крепости на Покровской горе, после учреждения Екатериной II Брянского арсенала, построены два каменных здания: жилой дом начальника и офицеров арсенала и казарма Дорогобужского полка. Это новая страница архитектурной истории города. Оба здания построены в стиле классицизма, к тому времени бурно развивавшегося в России. Правда, здесь, в Брянске, ставшем уездным городом Орловской губернии, первенцы классицизма не имеют величия и блеска своих собратьев, воздвигнутых в губернских городах, не говоря уже о столицах. Декор их фасадов сдержанный и простой. Стилевая общность этих двух памятников создает небольшой, но колоритный ансамбль, подчиненный Покровскому собору.
  Дом генерал-директора Брянского Арсенала неоднократно перестраивался, полностью изменил внутреннюю планировку. В нач. 20 в. с торца пристроена веранда-крыльцо; в 1950-х годах заложили кирпичом красивые арки в стенах и сломали веранды; в 1968 г. металлическое козырьки с фигурными кронштейнами над входами главного фасада заменены деревянными крыльцами. Стены кирпичные и оштукатуренные, перекрытия первоначально деревянные, а с 1968 г. из сборного железобетона. Интересный образец жилой архитектуры Брянска в стиле раннего классицизма.
  Невысокий одноэтажный прямоугольный в плане объем с вальмовой кровлей сильно вытянут по продольной оси. В середине он пересечен двухэтажной частью, образующей на фасадах ризалиты с пологими щипцовыми фронтонами. Декор фасадов сдержан и прост: углы здания и ризалитов обработаны рустом, стены завершены мелко профилированными карнизами небольшого выноса, окна обрамляют рельефно выступающие рамки-наличники. Лишь широкое, почти квадратное окно верхнего этажа ризалита главного фасада имеет более нарядный наличник с сандриком и нишками вверху и внизу. Примечательна деревянная веранда в духе русского народного зодчества с резными, завершенными оригинальными капителями столбиками, со сквозными подзорами и "полотенцами". Два входа с новыми крыльцами расположены на главном фасаде по сторонам узкого прямоугольного окна в центре нижнего этажа ризалита. В основу первоначальной планировки положена обычная схема усадебного помещичьего дома: в середине сени, справа и слева от них жилые покои, над сенями мезонин.
  В 1900-х гг. в доме бывал К.Г. Паустовский, приезжавший на школьные и студенческие каникулы к дяде — полковнику Н.Г. Высочанскому, который проживал здесь с семьей в небольшой квартире, выходившей окнами во Двор. В 1909 году в семье Константина Паустовского в Киеве произошла трагедия — развод родителей. Маленький Костя был излишне впечатлительным, и, чтобы избавить сына от страданий, мама отправила его в Брянск, в дом его дяди Николая Высочанского. Отметим, что сначала семья дяди Коли жила в доме купца Самохина напротив Горно-Никольской церкви. А позднее, когда Николай Григорьевич Высочанский стал директором завода "Арсенал", его семья переселилась в дом на Покровской горе, называемый генеральским, где жили офицеры "Арсенала".
  В доме не было парового отопления, в комнатах стояли нарядные печи, обложенные кафелем. Воспоминание из "Повести о жизни": "Все было звонко и весело в доме у дяди Коли. Гудел самовар, лаял Мордан, смеялась тетя Маруся, из печей с треском вылетали искры. Вскоре пришел из "Арсенала" дядя Коля, он расцеловал меня и встряхнул за плечи: "Главное, не скисай, тогда мы наделаем таких дел, что небу будет жарко!". Константина Паустовского недаром называют мастером прозы, невероятно жизненны его описания. Из своего детства он сохранил немало впечатлений: "Я приходил в сад с тетрадкой, ложился на землю и писал стихи. Насколько я теперь понимаю, это были плохие стихи". Так Константин Паустовский вспоминал свои первые попытки творчества. А происходило это на Покровской горе под столетним дубом. Пятнадцатилетний Костя отправил свои первые стихи на рецензию Бунину. Писатель откликнулся, ответил, что "вирши не выказывают признаков таланта", и посоветовал попробовать себя в прозе. В результате именно в Брянске Паустовский родился как мастер живописного слова, а заодно отказался от слишком романтического жанра стихосложения — в первых его поэтических опытах слишком много юношеского восторга...

Мои туманы синие в огнях,
Ты не увидишь ласкового моря.
Все, словно ткань, все в золотых дождях,
Плывут часы, и нежно плачут зори.
Я ведь одна, тебя я так ждала,
Мой юный брат, мой мальчик озаренный...

  Стихи о мечтах и в них — избыток описаний природы. Юный поэт искал образы, метафоры. Может, подобный декаданс казался ему модным и привлекательным своей нездоровой тоской, восхищением далекими смутными женскими образами, которые он придумывал сам...
  Все это было слишком оторвано от жизни и не соответствовало духу бурной эпохи.
  Сейчас "оторванным от жизни" выглядит и сам дом, где жил Паустовский. Он, как и его детские стихи, оказался никому не нужным. Деревянное резное крыльцо, которому более ста лет, разрушается от времени, даже архитектура классицизма прослеживается робко.
  Впрочем, вернемся к юному Паустовскому и его переживаниям. Вот как отзывается он о своем гимназическом периоде: "Мне было временами стыдно, что я живу в теплом и гостеприимном доме. Я не мог привыкнуть к брянской гимназии. Все гимназисты в моем классе были гораздо старше меня". Гимназия представляла собой нечто сумбурное, не поддавалась никаким меркам образовательного учреждения. За одной партой с Паустовским, которому исполнилось пятнадцать лет, сидел некий Пшератский, которому было уже двадцать два, он потом еще женился на учительнице немецкого языка. Один из преподавателей, по свидетельству Паустовского, вообще был человеком психически ненормальным, пересказывал ученикам во время уроков содержание Декамерона, был одержим сексуальными сюжетами. В Брянском архиве сохранилось прошение матери Паустовского о приеме ее сына Кости на учебу. У мальчика в Киеве, откуда он приехал в Брянск, были проблемы с успеваемостью. В аттестате "неудовлетворительно" по французскому и "отлично" по родному языку и литературе. Через год шестнадцатилетний Костя Паустовский вновь уедет в Киев. Там он начнет самостоятельную взрослую жизнь, будет подрабатывать частными уроками, станет знаменитым писателем. Теперь его произведениями зачитывается весь мир...
  И среди прочего мир читает строки из книги о маленьком старом городе, "словно из фольги", где начинался талант Константина Паустовского: "Мы неслись среди блёстков снеговой пыли сначала по дамбе, потом по Десне, неистово колотились под дугой колокольчики. Вдали на горах мерцал, как игрушка из фольги, старый город в мохнатых узорах из инея и сосулек..."
  Генеральский домик — первая постройка в Брянске в классическом стиле. Она должна была стать как бы продолжением "Арсенала", его архитектурным завершением в панораме города. Здесь жили интеллигентнейшие люди того времени. Домик стоит до сих пор, и если зайти со двора, можно заглянуть в окна квартиры, где обитал пятнадцатилетний Костя Паустовский. После Великой Отечественной войны генеральский дом перестроили, чтобы расселить здесь несколько семей.


Дом генерал-директора Брянского Арсенала

Дом генерал-директора Брянского Арсенала

Дом генерал-директора Брянского Арсенала

Дом генерал-директора Брянского Арсенала

Дом генерал-директора Брянского Арсенала

Дом генерал-директора Брянского Арсенала


Дополнительно:

Константин Георгиевич Паустовский

Николай Григорьевич Высочанский

"Повесть о жизни" (отрывок)