Черниговские архипастыри нередко предпринимали поездки в Стародубские посады и слободы с миссионерскою целью. Так, например, в 1890 году совершил подобную поездку Его Преосвященство, Преосвященнейший Антоний, нынешний Черниговский Архипастырь, в бытность свою викарием Черниговской епархии. В 1892 году посетил с миссионерскою целью большинство раскольнических посадов покойный Преосвященный Сергий, бывший Черниговский архипастырь. Об этих двух архипастырских посещениях Стародубских посадов и о благих результатах их в свое время сообщалось в Черниговской епархиальной хронике и журнале "Братское Слово". В настоящий раз мы намерены описать, насколько нам поможет память, недавнюю поездку по Стародубью с миссионерскою же целью Преосвященнейшего Питирима, Епископа Новгородсеверского, викария Черниговской епархии и Председателя Совета Братства св. Михаила, князя Черниговского.
Преосвященнейший Питирим выехал из Чернигова 24 августа сего 1895 года. Первая раскольническая слобода, которую посетил Владыка, была Радуль. Прибыв в нее, по обозрении попутных церквей, Преосвященный совершил 25 числа в Радульской единоверческой церкви божественную литургию, в сослужении православных и единоверческих священников. На правом клиросе пел архиерейский хор, а на левом единоверцы. В обычное время за литургией Владыка произнес свое глубоко-прочувствованное и утешительное для единоверцев святительское слово. Начал свою речь Преосвященный с заявления, что он послан для посещения братии по вере — единоверцев Преосвященнейшим Антонием, Архипастырем паствы Черниговской, от имени которого он призывает на всех мир и всеспоспешествующее Божие благословение. Нужно заметить, что такие заявления Преосвященнейший Питирим делал в каждом посаде, и как было приятно слышать подобные заявления в интересах миссии! Этими немногими словами давалось понять единоверцам, что в православной церкви соблюдается строгая зависимость и послушание самих епископов к своим старейшим архипастырям, — пример в высшей степени назидательный для единоверцев, а раскольники из этих слов должны были уразуметь, что в православной церкви зависимые епископы даже для посещения своей епархии без посольства старейших епископов своих не дерзают шествовать. Что же они должны подумать о действии своих беглых попов и беглого митрополита Амвросия, которые самозванно, в нарушение апостольских и соборных правил, никем не посланные явились к толпе самочинцев, восхищая и творя там педарованная?!... Далее, в своей речи Владыка выразил свою радость, что в слободе Радуль единоверие находится в цветущем состоянии, изобилует численностью своих членов и преданностью их православию. При этом Преосвященный объяснил значение в церкви Христовой церковных обрядов, как вещей средних и сделал назидание единоверцам, чтобы они при соблюдении своих особых обрядов строго соблюдали единство веры с православною церковью, от которой они принимают законопоставленных пастырей и освящаются живущим в церкви Духом Святым, — без этого единства церковные обряды не принесут им никакой пользы.
26 августа в 11 часов дня Преосвященнейший Питирим прибыл в посад Добрянку и, обозрев единоверческий храм, Владыка также произнес глубоконазидательное слово к слушателям — малому стаду единоверцев и многочисленному собранию старообрядцев, пришедшим посмотреть на православного епископа. Засвидетельствовав обычно, что он прибыл посетить единоверцев не самовольно, а как посланник Архипастыря паствы Черниговской, Владыка передал историю посещений христианских общин св. апостолами и их преемниками — епископами, которые при посещении свидетельствовались — первые, что они посланники от Самого Иисуса Христа, а последние от апостолов, как преемники оных; упомянул о том, как св. апостолы и преемники их при посещении утешали и утверждали в вере первенствующих христиан проповелию и совокупною молитвою, что в православной церкви и до ныне соблюдается этот апостольский обычай посещения епископами своей паствы, дабы видеть, "како пребывают верни в вере и во исправлении дел благих", и в данное время выпал жребий на его долю, быть посланным для посещения христианских единоверческих общин с посильным словом утешения и утверждения. В дальнейшей речи Владыка излил целый поток присущего ему красноречия, утешая единоверцев словами Божественного учителя — не бойся малое стадо и т.д. В заключение своей речи Владыка высказал, что недостаточно было бы для утешения единоверцев одного посещения, поэтому он желает разделить совокупную молитву с единоверцами и пригласил последних к общему молению. Облачившись в священные одежды, Преосвященный начал служение молебнов Божией Матери, Владимирского образа которой было празднование в тот день и св. муч. Адриану и Наталии. Произнесенная пред молебном речь Владыки на столько была умилительна, что переполненный раскольниками храм во время речи также был полон и во все время служения молебнов, даже многие из них участвовали в общей молитве. Молебны были отслужены вполне по указанию устава, с чтением всех тропарей и пением ирмосов. Первые ирмосы пел архиерейский хор, а катавасию — единоверцы. Владыка при крестном знамении слагал персты по единоверчески — двоеперстно и произносил возгласы с ударением, согласно старопечатным книгам, например: "и во веки веком..." После молебна Владыка снова дал единоверцам назидание из жизни празднуемых св. муч. Адриана и Наталии, поучал, их быть подражателями в ревности по вере празднуемым мученикам, не убоявшимся даже смерти за исповедание Иисуса Христа и подобно им быть стойкими за свою православную веру.
Благословив единоверцев, Владыка отправился по приглашению представителей Добрянского общества для осмотра вновь устроенного величественного здания — приходского училища, где от общества старообрядцев посадский голова и гласные управы поднесли Его Преосвященству хлеб-соль. Принимая хлеб-соль, Владыка обратился к старообрядцам с речью, в которой выразил ту мысль, что он понимает поднесение ему хлеба и соли от старообрядцев, как поднесение русскому человеку от русских людей, от единоплеменного русского сердца и принимает оные с добрым пожеланием, чтобы между русскими людьми православными и старообрядцами установились добрые и взаимно-любовные отношения как в жизни общественной, так и обыденно частной, которые да послужат залогом будущего сближения старообрядцев с православною церковью. Осмотрев здание училища, Владыка посетил дом братьев Переплетчиковых, тот самый исторический дом, который был осчастливлен неоднократным посещением в Бозе почившего Государя Императора Николая I в сороковых годах текущего столетия, при особенных Императорских заботах об учреждении в посаде Добрянке единоверия и устройства на Его царские щедроты единоверческого храма. В доме Переплетчековых Владыка изволил кушать чай и обедать. За трапезою Преосвященный, беседуя с присутствующими, ознакомился с жизнью и религиозною рознью Добрянцев, со сплоченною силою раскола и, как видно было, вынес из этой беседы тяжелое впечатление; впрочем Владыка утешен был ревностью по православию братьев Переплетчиковых и новоприсоединенного бывшего раскольнического заправилы и содержателя молельни Якова Гавриловича Болычева, которого также осчастливил посещением его дома "на три поклона", а также присоединением за последние два года двух раскольнических уставщиков и более 10 лиц других старообрядцев.
27 августа Владыка посетил заселенный расколом посад Чуровичи, в котором посадские жители все до единого уклонились в раскол, по чему и самый храм единоверческий был обращен в православный. Тяжелое, без сомнения, впечатление произвел на Владыку этот храм, опустелый, обветшалый...
Того же 27-го августа, в 9 часов вечера Преосвященнейший Питирим прибыл в посад Злынку и начал обзор церквей с православного храма, по обозрении которого Владыка прибыл в Никитскую Единоверческую церковь. Пред входом в церковную ограду старообрядцы от общества беглопоповцев поднесли хлеб-соль, при принятии которого Владыка сказал речь старообрядцам в том же духе, в каком была произнесена им речь в посаде Добрянке. Затем, обозрев церковь, Владыка произнес слово назидания к единоверцам. Храм был переполнен старообрядцами - преимущественно беглопоповцами. В своем слове, после обычного приветствия к слушателям и пожелания им мира и благословения Божия, Владыка сказал единоверцам, что он усмотрел весьма добрую черту, присущую им, в благоговении к храму Божию, в соблюдении ими обычаев древне-русской жизни и в горячей привязанности их к церковным обрядам, считаемым ими за более древние, чем те, которых держимся мы, но в тоже время он желал бы видеть в единоверцах более правильный взгляд на значение церковных обрядов и обычаев, желал-бы, чтобы они не ставили их на равнее с догматами веры, твердо помня, что обряды и обычаи церковные — вещи средние и в деле нашего спасения не только имеют второстепенное значение, но и полезные только при условии соблюдения таковых с благословения церкви. Речь Владыки была умилительна, трогательна и хотя она говорилась к единоверцам, но вполне относилась, и к старообрядцам, — это лучший и самый верный способ доброго влияния на овец, яже не суть от двора церкви Божией.
Из Никитского летнего храма Владыка отправился в теплый Николаевский храм, устроенный известным благотворителем А.И. Шведовым, где отслужил молебен св. Николаю Чудотворцу. Насколько была трогательна речь Владыки, произнесенная в Никитском храме и для старообрядцев, — это показывает следующий факт: старообрядцы-беглопоповцы не только участвовали в общей молитве, но уставщики и певцы беглопоповские читали канон, пели ирмосы и молились совокупно с единоверцами, переносясь мысленно, при виде православного Архиерея, молящегося по старопечатным книгам, изображающего крестное знамение двоеперстно и истово, полагающее таковое "на главу, живот, правое и левое рамо" (Мал. катих.) — к временам первых пяти патриархов, забыв о современной религиозной розни... После молебна Владыка снова говорил поучение единоверцам, представляя им "правилом веры и образом кротости", соединенной с ревностью по благочестью, Угодника Николая. Благословив единоверцев, Владыка отправился обозревать Вознесенскую единоверческую церковь, где также произнес поучение к единоверцам о значении праздника Вознесения Господня с назиданием к слушателям, чтобы они чаще возносились своим умом и сердцем к Богу, чаще переносились от сей суетной жизни в жизнь духовную. Указав на благолепие единоверческих храмов, Владыка поучал единоверцев заботиться о благолепном устроении своего душевного храма, заметив при этом, что храмы Божии высоко чтимы бывают христианами не за внешнее благолепие, а потому, что в них особенно присутствует невидимо Сам Триипостасный Бог, иже усердно молящихся таинственно освящает и устрояет благолепными жилищами св. Духа Божия.
По обозрении Вознесенской церкви Владыка осмотрел только что оконченный в чернее каменный великолепный храм, устроенный на собственные средства фабрикантом-купцом Ф.И. Осиповым, вместо сгоревшего деревянного храма, во имя Николая Чудотворца и затем изволил посетить дом упомянутого купца Осипова, где предложен был Владыке чай и изобильная яствами трапеза.
В один час пополунощи Преосвященнейший Питирим отбыл из посада Злынки, по просьбе купца А.И. Шведова, на ночлег в женский Малиноостровский единоверческий монастырь и прибыл в оный около двух часов утра. Игумения и сестры монастыря, по примеру мудрых дев, встретили грядущего святителя во св. вратах монастырской ограды с возженными светильниками и пением: "Бог Господь и явися нам, составите праздник" и т.д. 28 августа Преосвященнейший Питирим осматривал обновленные купцом Шведовым монастырские соборные храмы, новоустроенные келии, трапезную и другие здания, на обновление которых купец Шведов пожертвовал более 30000 рублей.
Того же 28 августа Владыка прибыл в город Новозыбков, и в 6 часов вечера начато было в православном Чудо-Михайловском храме архиерейское служение всенощного бдения, пред началом которого Владыка приветствовал собравшихся обычною речью и преподал мир и Божие благословение всем предстоящим в храме. В служении с Владыкою участвовали шесть православных и четыре единоверческих священника; храм был переполнен молящимися православными и единоверцами; много было здесь и раскольников, которые следили за точностью выполнения церковного устава и были поражены тем единением между одиноверцами и православными, какое здесь увидели. 29 августа совершена была Владыкою Божественная литургия в единоверческом Николаевском храме. При Богослужении участвовали три православных священника и пять единоверческих; пели на обоих клиросах певцы-единоверцы, за исключением тех песнопений, которые поются только при архиерейском богослужении, — их пел архиерейский хор. В обычное время за литургией Владыка произнес проповедь, темой для которой взял событие из истории беспорядков, бывших в Коринфской церкви, когда христиане разделились на партии: одни признавали учителем своим Павла, другие Аполлоса. Приведя из 3 гл. 1-го посл. Коринф. Слова апостола: "братие, не могох вам глаголати яко духовньм, но яко плотяным, яко младенцем о Христе... еще бо плотстии есте, идее же бо в вас зависти и рвения и распри... егда бо глаголет кто, аз убо есмь Павлов, другий же, аз Аполлосов" и т.д., Владыка пришел в своей речи к современным распрям и раздорам христианских народов. Изобразив печальную историю отделения западных христиан от вселенского православия, Владыка говорил приблизительно следующее: как древнейшие еретики, так и западные христиане сами подготовили исконному врагу рода человеческого почву для производства распрей и разделений своею развращенностью, гордостью ума, небрежностью к хранению апостольского благочестия и догматов веры, вообще своим равнодушием к религии; не было такой почвы только в единой, православной русской церкви и св. Русь с этой стороны была неприступной твердыней для дьявола. Поколебать благочестие в русских, христианах дьявол долго не находил никаких средств и никаких орудий. Но вот он изощряет самые злокозненные и утонченные стрелы и поражает часть русских христиан, произведя между ними зависти, рвения и распри не из-за догматов веры, а из-за второстепенных предметов — из-за церковных обрядов и отрывает чрез это не малую часть русских христиан от единства вселенской церкви. Отделяясь от единства церковного, эти общины, по подобию коринфских христиан, кичась, готовы провозглашать: аз Павлов, аз Аполлоссов Кифин и т.д. Грустно и тяжело смотреть на эти распри и разделения!.. Скажу словами апостола: "кто убо есть Павел, кто же ли Аполлос, но точию служителие Божии... Павел насади, Аполлос напои — Бог же возрасти... Основания бо инаго никтоде может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос... Темже никтоже да хвалится в человецех: вся бо ваша суть: аще Павел, или Аполлос, или Кифа... вся ваша суть, вы же (должны быть) Христовы" (1. Кор. гл. 3).
В дальнейшей речи своей Преосвященный весьма трогательно умолял единоверцев не усвоять своим обрядам догматического значения, не кичиться ими и, по подобию коринфских христиан, не заводить из-за них распрей с православной церковью, имеющею хотя и отличные обряды от одиноверцев, но также древнейшие и освященные авторитетом вселенской церкви. Назидая единоверцев и выясняя второстепенное значение обрядов в сравнении с догматами веры, Владыка давал этим назидание и старообрядцам, во множестве присутствовавшим за литургией. Закончил свою речь Владыка словами первосвященнической молитвы Иисуса Христа к Отцу Небесному: "Отче святый, соблюди их во имя Твое: ихже дал eси Мне, да будут едино, якоже и Мы" и прочии, молитвенно призывая Бога соблюсти в вере чад православной церкви и соединить с нею овец, "яже не суть от двора сего".
Спустя час по окончании литургии, Преосвященный обозревал другие Новозыбковские единоверческие храмы — Преображенский и Христорождественский и при обозрении произносил поучения к народу. В Преображенской церкви говорил о значении праздника Преображения Господня и назидал слушателей заботиться о своем духовном преображении чрез умерщвление в себе ветхого человека и созидание нового, дабы и им узреть свет в повечереющий день вечного царства Христова.
В Христорождественской единоверческой церкви Владыка говорил поучение на текст пропетого тропаря храма: "Рождество твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума..." Сказав, что до рождения И. Христа род человеческий чрез прародительский грех лишился света разума и с течением времени все более и более погрязал во тьме страстей и языческих заблуждений и что лишь с рождением Господа Иисуса для истинно-верующих воссиял свет разума. Владыка затем выразил сожаление, что и до настоящего времени многие и весьма многие народы не воспользовались светом разума и что всего прискорбней видеть седящею во тьме и погрязшею в заблуждениях единоплеменную нашу братию, глаголемых старообрядцев, предки которых некогда вместе со всеми православными просвещены были этим светом разума, едиными усты и единым сердцем воспевали и славили рожденного Господа во единой с нами вере и церкви. А теперь, по отделении от православной церкви, у них постоянные распри, зависть, рвение и раздоры!!.. Сколько появилось между ними разных согласий, а в сущности — несогласий?.. При таких условиях может ли воссиять в сердцах их свет разума, явленный Господом чрез пришествие Его в мир?.. Особенно прискорбно то, что находясь во тьме заблуждений, они намеренно закрывают глаза свои от познания света истины... Глядя на них, так и хочется сказать словами древнего пророка: "сторож, который час? Скоро-ли возсияет солнце или, по крайней мере, взойдет заря-предвестница солнца?.." Затем Преосвященный выразил молитвенное пожелание, чтобы скорее миновало время этой мрачной тьмы, скорее воссиял для старообрядцев свет познания истины и озарил бы их Зарею братской любви и единения с православною церковью, глава и просветитель которой есть само Превечное Солнце — Христос Бог. Закончил свою речь Преосвященный назиданием к слушателям, чтобы они, как ходящие во свете, способствовали просвещению окрест живущей заблудшей своей братии всеми благими мерами и добрым истинно-христианским житием.
По обозрении летнего Христорождественского храма Владыка посетил и теплый Благовещенский храм, в коем обыкновенно ведутся публичные беседы с старообрядцами, и здесь произнес свое слово к слушателям, начав оное объяснением значения праздника Благовещения и затем сделал назидание прихожанам, чтобы они, присутствуя в своих храмах на молитве, всегда проникались мыслею о значении праздничных событий и усердно просили Бога, чтобы Он благодатью Своею отогнал бы тьму страстей, обуревающих человека и озарил бы светом разума, радостно благовествованного Архангелом Гавриилом и явленного Господом Иисусом с рождением от Девы Марии. При сей Благовещенской церкви Владыка осматривал противораскольническую миссионерскую библиотеку, затем изволил посетить квартиру настоятеля церкви, миссионера священника Рябухина, где представлялись Его Преосвященству новоприсоединенные из раскола, бывшие старообрядческие начетчики и уставщики, которые удостоились милостивого внимания и Архипастырского благословения Его Преосвященства.
Около трех часов пополудни Его Преосвященство прибыл в дом А.И. Шведова, куда собрались, по приглашению господина Шведова, все священнослужащие, две игумении женских единоверческих монастырей, местная администрация и более влиятельные единоверцы. Всем собравшимся хозяевами дома была предложена трапеза.
Из Новозыбкова Преосвященный того же 29-го августа, в 6-м часу пополудни, отбыл в город Стародуб, при колокольном звоне во всех церквах, куда и прибыл по обозрении попутных церквей 30 августа. 31 числа утром Преосвященный обозревал Стародубские православные храмы. В тот же день вечером Владыка прибыл в раскольнический посад Елеонку. Пред вратами церковной ограды единоверческого храма Елеонские старообрядцы, во главе с посадским головою, рьяным приверженцем старообрядчества Г.А. Гусевым, поднесли Его Преосвященству хлеб-соль от общества старообрядцев. Прежде чем принять его, Владыка спросил подносивших: от чистого ли сердца они подносят хлеб-соль? На это Гусев ответил, что они, старообрядцы, как приемлющие священство, уважают епископов господствующей грекороссийской церкви и в знак сего уважения подносят хлеб-соль от чистого сердца... Тогда Владыка заметил: "русский человек не может и не должен кривить душой и должен делать все от чистого сердца и я, как русский человек, с искренним сердцем принимаю хлеб-соль от искренних русских сердец, но как Епископ святой православной церкви не могу не выразить при этом усердного молитвенного благопожелания, чтобы скорее пришло то благодатное время, о наступлении которого так горячо молился Отцу Своему небесному Спаситель наш: "да вси едино будут, в одной святой вере и церкви православной".
После обычной встречи в единоверческом храме, Владыка, облачившись в архиерейскую мантию, обратился к предстоящим с речью, в которой, между прочим, выразил свою печаль при виде небольшого числа единоверцев, почти незаметного в массе старообрядцев и ободрял их словами Господа: "не бойся малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство" (Лук. 12, 32). При этом Владыка описал положение первенствующей церкви Христовой, трудами и проповедью членов которой "во всю землю изыде вещание об истинной вере и в концы вселенной глаголы их". Применив положение единоверцев к положению первенствующей церкви, Владыка убеждал их не отчаиваться в своей малочисленности, а с надеждою на помощь и благодать Божию быть в своей местности, на сколько возможно, подражателями первенствующих христиан в проповеди истинного православного учения для славы Божией и увеличения церкви православной. Затем Владыка обратился со своим словом к старообрядцам, в коем, поблагодарив их за оказанное к нему сочувствие и уважение, выраженное ими в поднесении хлеба-соли, — выразил надежду, что этот факт послужит добрым началом чистосердечного отношения старообрядцев к учению православной церкви и доброго житейского единения с единоверцами и чрез это да сподобит их Господь Бог придти в единение с православною церковью и составит едино стадо под управлением законных апостольских преемников-архипастырей и пастырей церкви Грекороссийской, Глава и Пастыроначальник которой есть великий, вечный архиерей Господь наш Иисус Христос.
Речь Его Преосвященства была настолько глубоко трогательна, что у слушателей православных от умиления показывались слезы на глазах, даже вожди старообрядческие не обиделись назиданиями к ним православного епископа и пригласили его в общественный дом, где за трапезою, между прочим, благодарили Владыку и за добрую речь.
1-го сентября архиерейское служение Божественной литургии происходило в единоверческом храме посада Воронка. В служении участвовали 3 православных протоиерея и 5 единоверческих священников. На правом клиросе пел православный хор, а на левом — единоверцы. На литургии Владыка сказал слово на текст: в церкви Христовой Бог "дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители"... В этой проповеди Владыка изложил учение о единой истинной вселенской Христовой церкви, о ее вечности с непрерывною преемственною иерархиею, с полнотою церковных таинств, чрез совершение которых законопоставленными пастырями, истинно-апостольскими преемниками, Дух Святый очищает все грехи, освящает и соделывает приемлющих достойными наследниками вечного царствия Божия. Объяснив, что такая церковь есть именно православная, Грекороссийская, пастыри которой есть истинные преемники апостольские, Владыка обратился со словом утешения к прихожанам-единоверцам, состоящим исключительно из новоприсоединенных из раскольников, и в своей речи говорил приблизительно следующее: Радуюсь за вас, братия наши — единоверцы, что вас Господь вывел из тьмы заблуждений и суемудрий человеческих и привел в ограду истинной овчарни Христовой. Радуюсь, что он соединил вас, в единомыслии с православною церковью, от которой вы окормляетесь одинаково со всеми православными христианами законными пастырями и освящаетесь одиковыми истинно-благодатными церковными таинствами. Если вы, братия моя единоверцы, и содержите несколько отличные от православных обряды, то надеюсь, что вы об обрядах имеете правильное суждение, как о вещах средних, подлежащих изменению и состоящих во власти церкви, ибо Господь Иисус Христос приходил на землю не ради обрядов, но чтобы возвестить Свое спасительное учение и дать благодатные средства для спасения людей чрез установление таинств, предоставив право церкви самой устроять внешнюю сторону богослужения. Пролив Свою Пречистую Кровь для искупления рода человеческого, Он установил вечное священноначалие в основанной Им церкви и умолил Отца Своего Небесного ниспослать в день 50-й на св. апостолов и учеников Вседетельного Духа Божия, Который по неложному Божию обетованию, пребудет в церкви Христовой во век. Надеюсь, что вы, соединяясь с церковью, уповаете получить спасение не чрез обряды, но чрез благодатные дары Духа Святого, изобильно сниспосылаемые в церковных таинствах. Обряды содержимые вами ныне, вы содержали и до соединения с православною церковью и, тем не менее, пришли к сознанию, что без церкви, без благодатных даров Духа Святого содержимым вами обряды не могут принести вам сами по себе пользы, как не приносят они и ныне содержащим их, глаголемым старообрядцам. И подлинно, какую могут принести им пользу обряды, когда они лишились благодатных даров Духа Святого, отделяясь от церкви вселенской? Они лишились преемственной апостольской иерархии и остались или вовсе без священства, или имеют священство незаконное и безблагодатное. Может ли Дух Св. пребывать и благодатные Свои Дары изливать чрез действия отщепенцев, (беглых) их попов или беглого греческого м. Амвросия, которые своим бегством и произвольными действиями нарушили законы Божественные, правила св. апостолов и постановления соборов вселенских и поместных? Сто восемьдесят лет не имели они епископов и все-таки не увидели в этом указующего перста Божия, что состоят они вне церкви Божией!.. Учредив человеческим мудрованием самоизмышленную иерархию, покушаются восставать на Богоустановленную иерархию церкви Грекороссийской, всячески злословят и поносят оную!.. Но тщетно их восстание и злословие!.. С иерархией церкви вселенской Сам Господь Иисус Христос пребывает во вся дни и будет пребывать до скончания века, — пребывает во век и Дух Святый и мы, пастыри Грекороссийской православной церкви, аще и недостойные носители благодатных даров Духа Святого, но законные преемники апостольские и благодати, дарованной вам Духом Святым, не отнимут от нас, пока пребываем в единении с церковью, не ничтожат никакими злохулениями и не "отскребут" никак ими орудиями. (Выражаясь так, Владыка, вероятно, имел в виду те меры, к которым прибегали раскольники при приеме м. Амвросия и беглых попов: мазали их самодельным миром, крестили в ризах беглых попов и заставляли или их произносить проклятия на православную церковь). Радуюсь за вас, братья-единоверцы, что вы утвердились в таких понятиях. Молю Пастыреначальника Господа, чтобы Он и впередь хранил и утверждал вас в единомыслии с пастырями православной вселенской церкви. Молю Бога, чтобы Он, по Своему неизреченному милосердию, привел в ограду церкви Своей и тех овец, "яже не суть от двора сего". Прошу и вас, братия единоверцы, содействовать обращению заблудших своею доброю и примерною христианскою жизнью, своим старанием проповедывать истину православного учения среди их и своею любовью располагать их к этой истине, с верою, что Господь Бог услышит наши совокупные молитвы и увидит труды деланий наших и призовет их в единомыслие с нами и да будет едино стадо и Един Пастырь... Призываю на сие святое дело и на всех вас всеспоспешествующее Божие благословение. Благословение Господне да придет на всех и Того благодатию и человеколюбием да будет с вами всегда ныне и присно и во веки веком. Аминь.
По окончании литургии Владыка посетил квартиру братского миссионера отца Родионцева, где представлялись ему новоприсоединенные, бывшие раскольники — жители посадов Воронка, Лужков и Елионки и дети их, ученики школ грамотности. Владыка экзаменовал, учеников, которые особенно произвели приятное впечатление своим званием полемики с расколом: бойко рассказывали историю раскола о поповщине и безпоповщине и в частности об Австрийской лже-иерархии. Владыка, видимо, был глубоко тронут, слушая из уст младенцев хвалу и защиту православной церкви, обласкал детей и благословив их св. иконами, приготовленными в мастерской отца Родионцова. Затем Владыка посетил православный храм, где также говорил речь о значений храмового праздника, с обычным назиданием слушателям. По обозрении православного храма Владыка прибыл в дом известного ревнителя православия купца Д.В. Карамина, где находились приглашенные радушным хозяином разделить хлеб-соль с Владыкою председатель и члены Стародубского окружного суда, полицейские чиновники, ближайший помещик С.А. Ширяй, местные священнослужители и другие почетные гости. За чаем и обедом происходила оживленная беседа. Владыка делился своими впечатлениями, вынесенными при обзоре посадов и слобод и высказывал свои соображения о том, какие более соответственные мероприятия должно принимать к воздействию на раскол.
От господина Карамина Владыка отправился, по приглашению старообрядцев, в дом А.Я. Макарова, где собраны были все расколо-представители Белокриницкие и посадский голова. Владыке предложен был чай и уготована закуска. Старообрядцы осаждали Владыку просьбами посетить их моленную. Целью их в данном случае было, в случае посещения Владыкою их молельни, пустить в народе молву, что и их моленные имеют значение в глазах православного архиерея. Владыка понял их стремление, благовидно отклонил их предложение и выразил желание видеть их сынами единой вселенской церкви.
Из посада Воронка Владыка отбыл в посад Лужки в 5 часов вечера. При обозрении единоверческого храма Преосвященный сказал глубоко-прочувственное слово и затем, облачившись в полное архиерейское облачение, отслужил соборне молебен Божией Матери, в честь которой устроен этот храм. После молебна Владыка снова говорил речь пред открытием публичной беседы со старообрядцами. Призвав Божие благословение на о.о. миссионеров, Владыка внимательно прослушал всю беседу, веденную епархиальным миссионером отцом Рябухиным и отцом Родионцевым и затем, обратясь к слушателям, высказал свой взгляд на беседы, заявив, что Он прослушал оную с удовольствием. Благодарил беглопоповцев за внимательное и тихое поведение на беседах, советовал им и вперед быть более внимательными к беседам и усердными искателями св. православной веры и церкви единой соборной и апостольской. Старообрядцы в свою очередь благодарили Владыку за сказанную им речь и за истовое служение по уставу молебна и бдительно просили Владыку пожаловать в общественный дом на чай и хлеб-соль. Владыка удовлетворил их просьбу и прибыл в особо приготовленный дом, где более часу беседовал, трапезуя, с беглопоповцами. Беглопоповцы внимательно слушали Преосвященного и остались весьма благодарны ему за беседу. При прощании Владыка высказал им свое пожелание о соединении их с православною церковью на правилах единоверия. Беглопоповцы говорили: "мы люди пожилые; нам трудно решиться на это, — изменить с детства приобретенную привычку, а дети наши — молодое поколение со временем все соединятся с вашею церковью. Только бы не преследовали наших попов и чрез это не угоняли бы нас к Белокриничным, а то будем ваши..." Владыка выбыл из Лужков в 9 часов вечера.
Второго сентября Владыка прибыл в посад Климово и отправился прямо в Успенскую единоверческую церковь. По обычной встрече обратился к прихожанам с речью на текст: "тако да просветится свет ваш пред человеки, ябо да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех" (МФ. 5, 16). Сказав, что слова эти прежде всего относились к апостолам и преемникам их, Владыка указал и на то, что они применимы в некоторой доле и ко всем христианам, особенно же применимы к прихожанам храма сего, которые окружены жителями не единой с ними веры, а посему они для просвещения их истинно-христианским светом, должны светиться своею доброю жизнью. При сем Владыка заявил, что ему уже раньше было известно, о многочисленности Климовского единоверческого прихода, преданности членов его православию, особенной ревности их по благочестию и что он, при виде благолепия храма, прекрасно-устроенного пения и друг, похвальных особенностей, во очию убеждается в слышанном о Климовских единоверцах, а посему с душевною радостью желает разделить с ними совокупную молитву в сем св. храме. Свою речь говорил Владыка с особенным восторгом; видно было, что после посещения малочисленных и угнетенных расколом и бедностью единоверческих приходов, Климовский приход был для Преосвященного весьма отрадным явлением. После сказанной речи Владыка облачился во все архиерейское облачение и отслужил торжественно соборне молебен. После молебна Владыка прибыл в дом церковного старосты С.Ф. Шведова, где более влиятельные прихожане поднесли Владыке хлеб-соль от общества единоверцев и затем удостоились разделить со Владыкою чай и беседовать с ним за трапезой; предложенною радушным хозяином.
Из посада Климова Владыка отправился в Покровский единоверческий монастырь и, обозрев оный, прибыл в посад Митьковку, где также не оставил единоверцев без архипастырского утешения, высказав таковое в своей речи при обозрении храма. Из посада Митьковки Преосвященный отправился на станцию Новозыбков. На пути он осмотрел православный храм в селе Рыловичах и прибыл на вокзал за полчаса до отъезда поезда. Проводить Владыку прибыли на вокзал церковные старосты градских церквей, местная администрация, присоединенные из раскола и многие из жителей города Новозыбкова. Отбыл Владыка из города Новозыбкова в 9 часов вечера, сопровождаемый благочинным единоверческих церквей и противораскольническим епархиальным миссионером до города Гомеля.
Оканчивая описание поездки Преосвященнейшего Питирима, считаю не лишним сказать несколько слов о причинах, побудивших сделать это описание; причины эти следующие: к пишущему эти строки из всех посадов последовали письменные и личные заявления о том, что
Путешествие Владыки принесло великое утешение и пользу угнетенному расколом единоверию и оказало истинно-доброе влияние на старообрядцев. Единоверцы во всех посадах при всяком случае с благоговением вспоминают виденное ими истовое служение православного епископа по обрядам единоверия и слышанный глубоконазидательные святительские наставления. В частных беседах со старообрядцами единоверцы приводят слышанные от Владыки глаголы, что в деле вашего спасения существенное значение имеют не обряды церковные, но догматы веры и таинства церковные, истинно-соблюдаемые и совершаемые только единою православною церковью. Старообрядцы, слыша это, не возражают и, припоминая сердечное отношение к ним православного епископа, с одобрением отзываются о Преосвященнейшем Питириме. В посаде Лужках, в самый день отъезда Владыки, между старообрядцами произошел следующий любопытный случай: когда Преосвященнейший Питирим распрощался с Беглопоповцами в общественном доме и отправился в посад Климово, то между беглопоповцами и Белокриничными произошел горячий спор. Беглопоповцы громко заявляли: "вот сейчас был тут у вас настоящий законный епископ, а ваши белокриницкие — самозванные, фальшивые, куклы ряженные" и т.п. Хозяин же общественной квартиры кричал: "белокриничные еретики! Вон из моего дома!.. Это наш был архиерей, законный, а вам тут нет дела".
Вообще, поездка Преосвященнейшего Питирима произвела самые благоприятные результаты в интересах православия и, заявляя о таковых результатах, многие из ревнителей православия убедительно просили одного из участников путешествия Владыки по посадам описать эту поездку и, если можно, предать печати в Черниговских Eпapxиальных Известиях и чрез это увековечить благодарную память единоверцев к незабвеннейшему Владыке. Находя такую просьбу вполне резонной, пишущий сии строки взялся посильно выполнить возложенную на него задачу, но считает нужным оговориться, что описывал только то, что сохранила его память, спустя несколько времени после поездки. Трудность полного воспроизведения всего сказанного и сделанного Владыкою увеличивается еще и тем, что Преосвященный кроме единоверческих приходов посетил свыше 60 православных церквей и в каждой из них произносил поучения к народу, беседовал с местным причтом, посещал более влиятельных и авторитетных лиц и т.п. Надеюсь, что читатели извинят мне опущенное и сами восполнят недосказанное; запишут все виденное и слышанное от Владыки на скрижалях своего сердца и, в знак своей благодарности Владыке, приступят к посильному выполнению архипастырских назиданий, ко благу собственному и к славе матери нашей православной церкви. Это и будет лучшею благодарностью незабвеннейшему Владыке, Преосвященнейшему Питириму.
Черниговский епархиальный миссионер священник Иоанн Рябухин.
Черниговские Епархиальные Известия, № 22, 1895 год.